Кто врет?

Прореха в законе и равнодушие прокопьевских чиновников дорого обходятся инвалидам

«… На сегодняшний день г. Прокопьевск категорически отказывает инвалидам (нуждающимся в гемодиализе. – Прим. ред.) в доставке на лечение в гемодиализный центр и обратно, отправляя нас в департамент охраны здоровья населения… Город Кемерово, сельские районы и все другие города возят людей на лечение. Но в области нет единого подхода в выборе автотранспорта и нет одного источника финансирования. Видимо, поэтому в Прокопьевске этот вопрос никак не решается…». Такое письмо получила наша редакция от экс-председателя правления Кемеровской региональной организации инвалидов «Искусственная почка» Владимира Соснина. Почему в городе сложилась подобная ситуация, попытался разобраться наш корреспондент.

Прореха в законе и равнодушие прокопьевских чиновников дорого обходятся инвалидам

36 тысяч рублей на поездку в больницу

Прежде всего нужно сказать, что пациенты с тяжелой почечной недостаточностью, находящиеся на программном гемодиализе, как правило, являются инвалидами 1-2 группы, потому что пожизненно три раза в неделю они обречены на тяжелейшие 4-часовые процедуры фильтрации крови через аппарат искусственной почки. Все они проходят сложную микрохирургическую операцию для формирования артериовенозной фистулы, через которую проводится очищение крови. Процедура гемодиализа мало того, что тяжела для пациента, так еще имеет ряд осложнений и побочных эффектов, опасных для жизни. В Кузбассе известны случаи смерти пациентов по пути от дома к месту лечения от порыва фистулы и кровопотери. Именно поэтому сама процедура гемодиализа считается хирургической операцией, и, согласно разъяснению Верховного суда России (письмо № 4 ПА09 от 16.03.2009 года), «проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги». А значит, эту услугу должны организовывать медики. Во многих территориях Кузбасса требование это соблюдается. И лишь в Прокопьевске чиновники упорно игнорируют здравый смысл и букву закона, вынуждая инвалидов самих решать свои проблемы.

При нормальном режиме поддерживающего лечения каждый гемодиализный пациент вынужден посещать больницу порядка 180 раз в год. Пропускать процедуру нельзя, так как это чревато осложнениями вплоть до летального исхода. Поскольку в общественном транспорте после тяжелейшей процедуры ехать такому пациенту крайне сложно, то он просто вынужден заказывать такси. Если предположить, что одна поездка даже в таком городе, как Прокопьевск, стоит минимум 100 рублей, то нетрудно посчитать, что за год такой прокопчанин-инвалид только на дорогу к заветному аппарату должен выложить порядка 36 тысяч рублей или больше. Где взять такие деньги человеку, сводящему концы с концами на скудное пособие по инвалидности, непонятно. Но «чьи проблемы – тот их и решает». Видимо, так рассуждают в администрации города Прокопьевск.

Справедливости ради стоит отметить, что, по информации пресс-службы прокопьевской мэрии, раньше деньги на проезд почечных пациентов все-таки выделялись. По крайней мере, до 2015 года включительно. Тогда больные прокопчане могли лечиться только в соседнем Новокузнецке. По официальным данным, только в 2015 году расходы на транспортировку пациентов составили 1,305 миллиона рублей. Когда же нефрологический центр открылся на базе Прокопьевской городской больницы №1, то, судя по всему, чиновники решили сэкономить бюджетные деньги. Мол, недалеко ехать – сами справятся. И вместо бесплатной доставки предлагают пациентам услуги социального такси.

– Прокопчане с диагнозом почечная недостаточность могут воспользоваться услугами социального такси наряду с другими льготными категориями граждан. Поездка на социальном такси по самому густонаселенному району Тырган обходится в среднем в 50 рублей, – говорится в сообщении пресс-службы города. То есть чиновники предлагают людям, живущим исключительно на пособие по инвалидности, тратить на проезд не 36, а 18 тысяч рублей. И это при том, что услуга эта по закону для инвалида должна быть бесплатной. 

Кстати, что касается оплаты услуг автоперевозки пациентов. Оказывается, по мнению пресс-службы, проблемы возникли после того, как были упразднены городские управления здравоохранения, а все медицинские учреждения попали в прямое подчинение департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области. Якобы прежде автоуслуги оплачивались за счет средств обязательного медицинского страхования. А с 1 января 2017 года, когда вся медицина вошла в ДОЗН, использование средств ОМС на проезд стало невозможным. Почему – в официальном ответе не сообщается.

Официальная ложь?

Проблему признал и заместитель губернатора Кемеровской области Валерий Цой, который рассказал, что вопрос с доставкой почечных пациентов – это… белое пятно в российском законодательстве. Мол, больных вроде как обязаны возить в нефрологический центр и назад домой, но кто именно – не оговорено. Отсюда и противоречие между службами. Соцзащита кивает на здравоохранение и наоборот.

Хотя переход медицины с муниципального на областной уровень должен был облегчить вопросы взаимодействия и как минимум ввести единые правила работы по всему региону. Но если в Кемерове, Новокузнецке, других городах и районах Кузбасса, в том же Прокопьевском районе случилось «как надо» и власти нашли способы и возможности доставки инвалидов на гемодиализ и обратно, то в Прокопьевске случилось «как всегда». Видимо, власть там другая.

Но странно даже не это. И не то, что областная власть в лице замгубернатора кивает на белые пятна в законодательстве и никому не интересную подковерную борьбу между соцзащитой и медиками. И даже не то, что, распоряжаясь региональным бюджетом, она не может найти чуть больше миллиона рублей, чтобы закрыть проблемы с транспортировкой 76 пациентов Прокопьевска.

Странно совсем другое. Пока одни из последних сил отстаивают свои права и права своих товарищей по несчастью, пока Валерий Цой честно признает проблему с доставкой людей на гемодиализ, именно в это же время департамент охраны здоровья населения Кемеровской области утверждает, что… никакой проблемы нет.

Вот выдержка из официального ответа ДОЗН, подписанного его начальником и по совместительству депутатом областного парламента Владимиром Шан-Сином.

«Во ВСЕХ (выделено редакцией «МК в Кузбассе». – Прим. ред.) муниципальных образованиях, где проживают «пациенты-диализники», администрациями городов и районов организована транспортировка пациентов силами учреждений социальной защиты, здравоохранения, а также транспортными предприятиями» – говорится в сообщении.

Невольно возникает вопрос: а кто же в этой ситуации врет? ДОЗН, у которого «нет проблем», или замгубернатора Валерий Цой (которому как раз подчиняется департамент), признающий, что проблема существует? И еще. Как именно должны отвечать чиновники за свое вранье?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Кто врет?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру