Не шутите с потребителем, дороже выйдет

Когда ваши права ущемлены, производитель заплатит тройную цену

Все мы с вами потребители. Мы приобретаем продукты питания, сотовые телефоны, ремонтируем компьютеры, пользуемся услугами туроператоров, интернет-магазинов и транспортных компаний. Иначе в современном мире никак. Только не всегда приобретаемые товары или услуги соответствуют обещанным критериям. Многие из нас оказываются жертвами потребительского произвола, но не знают, как защитить себя в этой ситуации. Мы расскажем вам, что делать и куда обратиться, если нечистоплотный продавец/производитель не признает за вами права на обмен некачественного товара или возврат его стоимости. Кстати, на их упорстве вы еще можете неплохо обогатиться.

Когда ваши права ущемлены, производитель заплатит тройную цену

Представьте себе такую ситуацию: вы купили сотовый телефон. Стоит он, к примеру, 10 тысяч рублей. Через несколько дней после покупки вы обнаруживаете, что вожделенная «труба» не хочет работать или «глючит». Вы идете обратно в магазин. Но продавцы находят массу аргументов, чтобы не пойти вам навстречу: мол, сами уронили, ошибка в эксплуатации и все в этом роде. «10 тысяч жалко, конечно, на ветер выбрасывать», – думаете вы. Но тут же закрадывается другая мысль: «Сколько времени и средств я потрачу на оплату услуг юриста… Выиграю дело или нет – не известно, а деньги и время пропадут». В результате абсолютное большинство из нас довольствуются тем, что купили, и остаются по этой логике в дураках.

Платить не нужно

Мало кто знает, что теперь за помощь в защите прав потребителей можно не платить. В Кемеровской региональной общественной организации (КРОО) «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды» вам окажут помощь совершенно бесплатно. Специалисты Общества консультируют, ведут претензионную переписку, представляют интересы в суде и контролируют процесс до исполнения судебного решения. Истец ни на одном из этапов не тратит ни копейки. Где подвох, спросите вы? Как ни странно, отсутствует. Финансирование организации происходит за счет законной компенсации, взимаемой с ответчика. Для достижения наиболее эффективной защиты нарушенных прав граждан общественной организацией подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (Роспотребнадзором), а также отделом защиты прав потребителей администрации г. Кемерово. На сегодняшний день все обращения Общества были удовлетворены.

Четырехколесные проблемы

В каких местах мы оступаемся чаще всего и на что стоит обратить внимание? Одна из самых распространенных категорий товаров, требующих юридического вмешательства, – это автомобили. Суммы серьезные, подводных камней масса. О том, как продвигаются дела в этом направлении, нам рассказал председатель президиума КРОО «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды» Артем Слепынин.

«За время нашей работы – с 2015 г. – мы произвели возврат трех автомобилей. Два из них марки Ford и один – Land Rover. Дело в том, что автомобили Ford Focus-III 2013 года выпуска оборудованы новомодной якобы усовершенствованной коробкой передач с двойным сцеплением. Но немногие знают, что на стадии проектирования данного механизма была допущена серьезная ошибка.

Одна из наших клиенток обратила внимание на то, что через некоторое время после покупки при движении автомобиля начали появляться рывки. Девушка обратилась к дилеру. Там попытались устранить неисправность один раз, второй, третий, но ничего не поменялось. После длительного безрезультатного ремонта автоледи была вынуждена обратиться к нам за защитой своих прав. Мы добились взыскания с производителя свыше двух миллионов рублей при цене автомобиля около 600 тысяч рублей. Эта сумма сложилась из стоимости самого автомобиля, неустойки, штрафа и возмещения морального вреда.

Почему мы часто обращаемся именно к производителю? Потому что организационно-правовая форма дилера – это общество с ограниченной ответственностью. Несмотря на большое здание и красивую вывеску, часто это фирма с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Вывеску можно поменять, адрес тоже. Поэтому в дилерском центре человеку часто отказывают один раз, второй, а на третий у него опускаются руки, и он начинает рассчитывать только на коммерческий ремонт автомобиля с его дальнейшей продажей третьим лицам».

«Второй возвратный автомобиль был той же самой марки, того же года выпуска с проявлением аналогичной неисправности, – продолжил А. Слепыкин. – Похожие проблемы есть у автомобилей Volkswagen и Audi. Проблема в том, что дилеры удовлетворяют требования клиента о ремонте или замене дефектной коробки, но меняют ее на аналогичную. По сути, вместо одной некачественной коробки ставят другую некачественную коробку, потому что это не барк конкретного элемента, а конструктивная недоработка, заложенная на этапе проектирования детали. Но люди, как правило, вначале упорно ремонтируют автомобиль, а потом, устав с ним мучиться, просто сбывают его с рук зачастую через того же дилера как автомобиль с пробегом.

Автомобиль марки Land Rover был приобретен одним из солистов Кузбасского симфонического оркестра в том же злополучном 2013 году. Сначала владелец машины испытал затруднения в переключении скоростей при движении. В дилерском центре ему было предложено провести ремонт узла сцепления. Недобросовестный дилер вместо замены пришедших в негодность запасных частей автомобиля попытался осуществить их ремонт, а, как известно, ремонтировать то, что вышло с конвейера завода с производственным браком, безнадежно. Дальше – хуже. После ремонта недостатки автомобиля проявили себя с новой силой, и через некоторое время машина просто встала и была доставлена в сервисный центр на эвакуаторе. Автодилер устранял неисправности четыре месяца, что уже является грубейшим нарушением ФЗ «О защите прав потребителей». И это все мужчина терпел. Но когда через пять тысяч километров после длительного ремонта добавилась утечка масла из коробки передач, нервы автовладельца не выдержали, и он обратился к нам.

Специалистами Общественной организации был проведен анализ документов по ремонту, к участию в процессе расследования была привлечена экспертная организация, которая усмотрела в разобранной коробке передач следы ее некорректной сборки после ремонта, а также производственные неисправности спорного автомобиля. После продолжительных переговоров ООО «Ягуар Ленд Ровер» решило удовлетворить требования Общественной организации во избежание дополнительных судебных убытков и безоговорочно капитулировало еще до подачи иска в суд. Потребитель получил свои законные выплаты в виде стоимости автомобиля и процентов, уплаченных по кредиту».

Во всех перечисленных случаях задачу упростило то, что у потребителей, обратившихся за юридической помощью, на руках были все необходимые документы о ремонте. Но, к сожалению, владельцы автомобилей зачастую халатно относятся к документам, свидетельствующим о проведении гарантийного ремонта, заказ-нарядам, актам выполненных работ. Иногда и вовсе забывают их истребовать. А обязательства по выдаче дубликата таких бумаг закон в настоящее время не содержит. Отсутствие документов существенно осложняет разрешение спора. Поэтому относитесь с должной ответственностью к получению причитающихся вам доказательств заранее. Тогда специалистам будет намного проще отстаивать ваши интересы.

Не сдал дом – уплати неустойку

Отдельная категория разбираемых дел по защите прав потребителей – нечистоплотные застройщики. Как правило, эти дела не доводятся до суда, а заканчиваются на этапе претензионной переписки. Основная проблема потребителя, заключившего договор с застройщиком, – нарушение сроков сдачи объекта. Немногие знают, что за подобную просрочку по закону полагается серьезная неустойка. За осуществлением помощи по взысканию этой неустойки люди и обращаются к специалистам. Размер неустойки зависит от стоимости квартиры и в среднем за месячную просрочку составляет порядка 100 тысяч рублей. Застройщики, получая такую претензию, в большинстве случаев не спорят. Ведь оснований для сопротивления нет, все по закону, поэтому чаще выплачивают добровольно. Но и массово информировать потребителя об этом праве они не торопятся. Представьте, что в многоквартирном несвоевременно сданном доме лишь 1-2 человека знают об этом праве и требуют законной выплаты, а остальные просто терпеливо и главное – бесплатно ждут дня заселения.

Кредитная история со счастливым финалом

Последнее время банки навязывают своим клиентам при оформлении кредитов дополнительные услуги по страхованию, взимают банковские комиссии и т.д. Все это незаконно. Общественная организация отстаивает интересы потребителей и в этих ситуациях. «Недавно в нашей практике был случай, – рассказывает Артем Слепынин, – когда человеку при выдаче кредита навязали договор, по которому некая московская организация гарантировала автовладельцу помощь при аварии на дороге. За этот договор он ежегодно выплачивал 54 тысячи рублей! Такое навязывание дополнительных услуг, конечно, не правомерно, и мы стараемся помочь обратившимся к нам гражданам вернуть их деньги. Когда человек получает кредит, ему важно получить этот кредит. Поэтому он соглашается на все банковские условия. А потом приходит к нам, и мы помогаем ему возместить все незаконные выплаты.

Кроме этого, товары, которые приобретаются с привлечением кредитных средств, могут оказаться некачественными. В этом случае при осуществлении возврата производитель обязан вернуть сумму выплаченных банку процентов. В ситуациях с автомобилями все кредитные проценты были возвращены покупателям».

Итак, когда вы получаете «пощечину» от производителя некачественного товара в виде отказа на ваши законные требования, не стоит подставлять вторую щеку. Лучше защищать свои права. Для этого юристы советуют требовать и хранить все документы об обращениях и ремонтах на товар вплоть до истечения его гарантии, общаться с продавцами только в письменной форме. Но главное, знать: защита своих потребительских прав – дело сегодня морально и материально совсем не обременительное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Не шутите с потребителем, дороже выйдет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру