Польза или развод на деньги?

Бизнес аварийных коммисаров – ДТП в розницу

6 июля 2017 в 05:27, просмотров: 2088

Нередко первым на место ДТП приезжает не инспектор ГИБДД, а аварийный комиссар, которого участники аварии даже не вызывали. Эти «бэтмэны» по своим каналам узнают о ситуации, оперативно прибывают на происшествие, навязывают свои платные услуги, а в случае отказа иногда пытаются угрожать. Все это порождает недоверие и вызывает некоторые подозрения в умах населения. Водители гадают: в каких отношениях с ГИБДД находятся комиссары, кто из участников ДТП должен им заплатить и чем чреват отказ от данных услуг. Давайте разбираться.

Польза или развод на деньги?

Дорожный консультант

Аварийные комиссары – это своего рода посредники между участниками ДТП и страховой компанией (об отношениях внутри этого правового треугольника мы поговорим чуть ниже). Работают они в независимых коммерческих организациях, специализирующихся на экстренной помощи автомобилистам, или вместе со страховщиками. Зачем нужны аваркомы? Согласно п.2.5 Правил дорожного движения, водитель, причастный к ДТП, обязан произвести ряд действий: прекратить движение, выставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудников ГИБДД, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим и т.д. Невыполнение этих мер влечет за собой административную ответственность (ст. 12.27 КоАП РФ) и трудности при получении страховых выплат.

Но есть случаи, когда участники ДТП по закону могут не сообщать о случившемся в полицию: если в столкновении участвовали только два авто без прицепов; нет пострадавших; виновник ДТП признал свою вину; оба водителя согласны на оформлении аварии без ГИБДД; ущерб, нанесенный авто, составляет менее 50 тысяч рублей. Когда выполнены все эти условия, водители имеют право без участия третьих лиц заполнить европротокол. Только вот если будет упущена какая-нибудь мелочь… Шоковое состояние, несговорчивый оппонент, неверие в оперативность прибытия инспектора ГИБДД и риск быть неуслышанным работниками страховых компаний снижают уверенность в себе и толкают участников ДТП на звонок аварийным комиссарам. Те приезжают быстро, подходят к поставленным задачам с холодным сердцем и в курсе всех процессуальных нюансов.

Аварийный комиссар фиксирует обстоятельства аварии во всех тонкостях – осматривает место ДТП, делает фотографии, записывает показания участников, беседует с очевидцами, помогает оформлять протокол, составляет подробную схему ДТП, производит оценку причиненного ущерба, при необходимости оказывает первую медицинскую помощь и вызывает эвакуатор. В среднем помощь такого дорожного консультанта на месте обойдется вам в 1 тысячу рублей, подача документов в страховую – еще 1 тысяча рублей, независимая экспертиза – от 8 до 15 тысяч, выезд эксперта на осмотр машины – от 500 до 2 тысяч рублей, досудебная претензия – 1 тысяча рублей, подготовка и подача иска, представительство в суде – 10-15 тысяч рублей.

Высокая оперативность комиссаров объясняется большим количеством их «патрулей» на дорогах города. Кроме того, они успешно отслеживают информацию о дорожных событиях с помощью Яндекс-карт. Кто-то утверждает, что аваркомы, как дальнобойщики, сидят на одном радиоканале и оповещают друг друга о дорожной ситуации.

В Кемерове на сегодняшний день работает 25 организаций, готовых предоставить услуги аварийных комиссаров. Все вроде бы довольно гладко. Но почему сегодня аварийные комиссары перестают восприниматься общественностью как «супермэны»? Количество транспортных средств с каждым годом растет. Вместе с этим увеличивается и количество аварий, особенно мелких, которые входят в сферу влияния аваркомов. Спрос, как говорится, рождает предложение. И, как в любой из коммерческих сфер, начинается естественный, но не всегда честный отбор. Поиск лазеек и злоупотребление должностными обязанностями вызывает все больше вопросов у водителей и существенно снижает уровень доверия к комиссарам.

ГИБДД: мы с ними не работаем

В народе бытует мнение, что несколько лет назад аварийные комиссары и ГИБДД работали по договору, а затем в какой-то момент договор не был продлен, и аваркомы оказались вне закона. В отделе пропаганды ГИБДД данные слухи опровергают, делая акцент на том, что полиция и комиссары никогда вместе не работали и работать не будут. Нам сообщили, что никакого договора с аварийными комиссарами никогда и не было, как и обязанностей друг перед другом. Конечно, комиссары значительно разгружают объем инспекторских задач, но никакой ответственности за их деятельность дорожная полиция не несет. Если у участников ДТП нет желания оплачивать дополнительные консультационные услуги, они вправе этого не делать. Достаточно позвонить в дежурную часть, сообщить о месте ДТП и ждать совершенно бесплатного прибытия инспектора.

Иногда аварийные комиссары приезжают без вызова, опережая прибытие сотрудников ГИБДД, а когда водители пытаются отказаться от их услуг, начинают угрожать: мол, передадим информацию в дежурную часть, вашу заявку перенесут на последнюю очередь, и вы вообще инспектора не дождетесь. В ГИБДД данное поведение определили как пустое запугивание для получения коммерческой выгоды. Конечно, сотрудники госавтоинспекции могут добираться до места ДТП несколько дольше, чем аваркомы. Но это не коммерческий сговор, а объективная реальность: у них большое количество заявок с пострадавшими и виновниками, скрывшимися с мест ДТП, и т.д. «Срок ожидания предсказать сложно, – пояснили нам в отделе пропаганды, – но сейчас работает два экипажа, поэтому скорость визита на место происшествия повысилась в разы. Просто многие ждут инспектора из-за мелкой царапины. Но у нас есть приоритеты. Люди забывают, что в случае мелких аварий можно вовсе избавить себя от необоснованного ожидания».

Сами аварийные комиссары подтверждают информацию ГИБДД: «Бумажек никогда не было, – рассказал нам один из консультантов. – Официально мы данные о ДТП через ГИБДД не получаем. Так, через свои каналы, кто-то с кем-то работает. При этом раньше при отсутствии споров и обоюдном согласии сторон мы могли сами привозить документы в ГИБДД и экономить время наших клиентов. Года два-три назад все изменилось: теперь участники ДТП обязаны лично явиться в отдел, чтобы инспектор их видел».

Справка МК Тонкости заполнения европротокола

Европротокол – это извещение о ДТП, которое выдается вместе с полисом ОСАГО в двух экземплярах. Для того чтобы данный документ был действителен, один из участников ДТП должен признать свою вину, в течение пяти дней предоставить свой автомобиль для осмотра и передать свою часть извещения о ДТП страховой компании. По европротоколу можно получить до 50 тысяч рублей на восстановление автомобиля. Освидетельствования участников ДТП на состояние опьянения не проводится.

Ваши действия:

–  убедитесь, что в ДТП нет пострадавших и участвовало только два автомобиля. Если автомобилей было больше, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД;

–  проверьте наличие полиса ОСАГО у вас и второго участника ДТП;

–  определите виновника аварии;

–  сфотографируйте место ДТП (общую панораму, поврежденные элементы обоих автомобилей, следы торможения, обломки деталей, оба автомобиля с номерными знаками крупным планом. При этом помните, что съемка ДТП должна быть произведена в первые 60 минут с момента столкновения (в ином случае она не будет являться доказательством);

–  при наличии свидетелей зафиксируйте их Ф. И. О., адрес и телефон. Возьмите письменные показания об обстоятельствах ДТП.

Европротокол состоит из трех скрепленных между собой листов. Заполняйте его шариковой ручкой, не отклеивая листы (записи скопируются). Образцы заполнения  можно найти в сети интернет.

Кого страхует страховая

Еще один участник процесса – страховщик. Прежде чем обратиться за услугами к аварийному комиссару, убедитесь, что тот не является сотрудником заинтересованной в исходе дела страховой компании. Спокойнее будет. Аварком при страховой компании в первую очередь заботится о соблюдении ее интересов. Нередки случаи, когда комиссар «не замечает» каких-то повреждений или указывает в своем отчете, что они получены при других обстоятельствах. Поэтому внимательно следите за тем, что делает и пишет вызванный вами специалист. Если вы заметите факты, обстоятельства или повреждения, которые аварийный комиссар не отразил в своем отчете, обязательно укажите их при оформлении ДТП.

Еще одно слабое звено этих взаимоотношений: в договорах страховых компаний бывают лазейки, которые позволяют аваркомам получать до 20-30% отсуженных у страховщиков денег. Перед подписанием внимательно читайте договор, и лучше это делать вместе с юристом.

Но есть и положительные моменты. Например, чтобы ускорить получение денег со страховой компании, можно продать долг страховщиков фирме аварийных комиссаров. Еще один способ получения выгоды с помощью аваркомов: водитель сам идет в страховую компанию, получает возмещение, которое кажется ему недостаточным, приходит к комиссару, тот делает независимую оценку и, если страховая занизила стоимость повреждений при оценке, требует с нее выплатить остаток.

За чей счет гуляем

Если вам все же довелось поработать с авариным комиссаром, вы можете потребовать у него документ, подтверждающий его право на оказание подобных услуг. У аваркома на руках должно быть удостоверение от организации, в которой он работает.

Часто возникает вопрос – кто должен оплачивать услуги аварийных комиссаров? Ранее они входили в полис ОСАГО многих страховщиков. Но страховые компании очень быстро оценили невыгодность этого бонуса и лавочку прикрыли. На сегодняшний день вы можете приобрести расширенный полис ОСАГО, который предполагает увеличенную сумму страховой выплаты и бесплатный вызов аварийного комиссара. В случае, если такой полис отсутствует, условия оплаты определяются по обоюдному согласию участников ДТП. Можно разделить сумму пополам, а можно возложить эти траты на плечи виновника аварии (если тот не против, конечно). Когда виновник не идет на компромисс, пострадавший может вызвать комиссара за свой счет и потом возместить расходы через суд.

Раз дело касается живых денег, находятся те, кто пытается незаконно нажиться на жертвах дорожно-транспортных происшествий. Их пока не так много, но они уже есть. Так, один из водителей рассказал нам о своем опыте сотрудничества с аварийными комиссарами: «Попал в совершенно пустяковую аварию. Виновница вызвала аваркома, сама оплатила услугу. Взяли с нее за вызов и помощь в оформлении ДТП тысячу рублей. После этого молодой человек деловито предложил допуслугу. Говорит: если вы заплатите еще тысячу, то я устрою вам VIP-прием в ГИБДД без очередей и времени ожидания. Дама попалась занятая, отстегнула денежки – время дороже. Приезжаем мы в отдел, а там о нашем добродетеле никто и не слышал, как, собственно, и о нас. Никакой договоренности не существовало. Прошли мы без очереди, но лишь потому, что ее в эту минуту попросту не было. А когда решили вернуть выкинутые на ветер деньги, никто на наш звонок не ответил».

За рубежом уже давным-давно водители самостоятельно заполняют бланки, отвозят их в страховые компании и разъезжаются по автосервисам. Аварийные комиссары там занимаются лишь вопросами грузоперевозок и юридической помощью в серьезных ДТП. Мы же пока боимся брать на себя эту ответственность или попросту ленимся. Нам проще переложить ее на чьи-то плечи, даже если эти плечи ничуть не надежнее собственных. Дело в том, что аваркомы не являются полноправными представителями страховых компаний. Более того, они никак не уполномочены и ГИБДД. По сути, они те, кто берет ваши документы, заполняет их и передает в госавтоинспекцию. Вы платите деньги непонятному человеку. Он может совершить ошибки, за которые не несет никакой ответственности. А бегать придется вам. Любой водитель может выполнять условия европроткола вместо аваркома, прав у которого меньше, чем у самого потерпевшего. К тому же их деятельность не регламентирована ни одной нормой российского законодательства, правовой статус до сих пор непонятен, то есть пожаловаться на них фактически никуда нельзя. Да, и у автовладельцев с автокомиссарами нет договора, а значит, и предъявить какие-либо претензии к ним невозможно. Прибегать к помощи этих специалистов или нет – личное дело каждого. Просто учтите все нюансы и будьте чуть внимательнее.





Партнеры