В Кузбассе есть женщина - горный мастер и и женщина - водитель БелАЗа

Как работается представительницам запрещенных для женщин профессий

«Не женское это дело!». Кажется, дискриминация по половому признаку в России не исчезнет никогда. Сегодня в стране существует официальный список из 456 видов работ, запрещенных для представительниц прекрасного пола. Приняли его еще в 1974 году. ООН признала список ущемляющим права женщин, Минтруда РФ пообещало пересмотреть. Пока воз и ныне там.

Как работается  представительницам запрещенных для женщин профессий

Среди запрещенных – большой перечень профессий, связанных с угольной промышленностью, поскольку это слишком травмоопасно и может нанести вред репродуктивному здоровью. Тем не менее сегодня в Кузбассе несколько тысяч женщин трудятся на шахтах и разрезах. И далеко не все из них – бухгалтеры и кадровики. Наши корреспонденты пообщались с теми, кто непосредственно причастен к добыче черного золота.

Евгения Горелкина

Единственная в Кемеровской области женщина-водитель БелАЗа – Евгения Горелкина.

Профессия: водитель самосвала (БелАЗа) на разрезе «Талдинский»

Стаж работы: два года

Когда речь заходит про водителей БелАЗа, возникают всегда одни и те же ассоциации: крупный мужик с сильными руками. Но уж никак не хрупкая девушка. В Кузбассе Евгения – единственная женщина-водитель самосвала. На разрез пришла работать из ДОСААФ, где была инструктором по вождению КамАЗов. С распростертыми объятиями на угольном предприятии ее никто не ждал. На собеседовании некоторые посмеивались: «Как ремонт делать будешь?», «А колеса подтягивать?» (на БелАЗах нужно регулярно каждую смену подтягивать гайки колес). Девушка лишь пожимала плечами и говорила: «Как-нибудь». Изучив огромные талмуды с инструкциями, техническими характеристиками БелАЗа, Горелкина сдала экзамен, прошла стажировку на «отлично».

– Когда мне в первый раз понадобилось подтянуть колесо на БелАЗе – это было что-то! Висела, как на турнике, и понимала: нет движения ни на полмиллиметра. Как в анекдоте: «Я сильная-сильная, но легкая…»

Пришлось идти за помощью к коллегам. Впоследствии многое Евгения научилась делать сама: например, менять ремень генератора. Но, к счастью, БелАЗ ломается не часто.

Евгения Горелкина

– Стараюсь не мучить машину: не играю в игры «Кто больше угля привезет», не превышаю скорость, все по правилам, – делится водитель самосвала. – Иногда разговариваю с БелАЗом. У каждой техники есть душа. Вот и говорю: «Ну, что ты, мой хороший, давай доработаем смену и ты отдохнешь!».

Иногда получается. А иногда все-таки приходится обращаться к мужчинам. Те, в свою очередь, не отказывают, но не потому, что слабый пол. Горелкина давно для них «свой парень», даже с 8 Марта не поздравляют. Одни относятся к ней как к сестре, другие как к дочке.

– Я одна женщина в «яме». И это хорошо. С мужчинами работать легче, проще, – делится девушка.

Несмотря на это, при знакомстве с мужчинами Евгения старается не говорить о своей работе. Реакция у всех почти одна и та же: «Зачем тебе это нужно?», «Не женское это дело», «Глупая!». Сейчас белазистка к такой реакции уже привыкла и не обращает внимания. Главное, что близкие ее понимают.

Евгения Горелкина

А вот в Минтруда пока еще таких, как Евгения, не понимают. Ее профессия относится к исключительно мужским.

– Если человек хочет, он свернет горы. Человек побеждает, когда есть желание, – говорит Евгения Горелкина. – Я хотела водить габаритный автомобиль – и вожу.

Ксения Старцева

За всю историю Кузбасса только одна женщина стала горным мастером – Ксения Старцева.

Профессия: горный мастер на разрезе «Восточный» («Салек»)

Стаж работы: пять лет

За всю историю угольной промышленности в Кузбассе пока только одна женщина стала горным мастером. Уроженка Воркуты Ксения Старцева попала на это угольное предприятие в Прокопьевском районе в 2011 году, будучи студенткой Санкт-Петербургского национального минерально-сырьевого университета, где обучалась на горного инженера. Пощупать руками профессию в угольном регионе тогда из этого вуза приехали 15 человек, среди которых Ксения. Девушка хотела работать именно в «яме» – кабинетная работа ее не прельщала.

– Мой интерес к горняцкому делу – семейная преемственность, – рассказывает девушка. – Дед по отцу имеет 30 лет подземного стажа, папа – 20. У одного из братьев тоже лет 10-13 наберется. Женщинам под землю хода нет, только на открытых горных работах, а в Воркуте всего один разрез. Поэтому после четвертого курса поехала на практику в Кузбасс – хотелось настоящего дела, посмотреть, что мы изучали четыре года в теории. Потом уже дипломированным специалистом я вернулась на разрез «Восточный».

Сначала Ксении пришлось полгода поработать в конторе, пока «главному инженеру душу не вытрясла, чтобы отпустил на гору». Чтобы вы понимали, труд горного мастера – это смена в 12 часов под открытым небом в любую погоду. Не каждый мужчина захочет так работать, не говоря уже о женщинах. Работа на разрезе строилась следующим образом: начальник смены все время в забое, а мастера на подхвате. Могли сказать: «Стой в забое», и приходилось стоять, пока другую команду не получишь.

Ксения Старцева

Но такая сложная работа не помешала Ксении создать семью. Даже напротив, поспособствовала. Мужа Ксения нашла на разрезе. Сейчас она находится в декретном отпуске. Но в эту полную забот о сыне Захаре пору успевает подумать и о своем будущем: начала вести мастер-классы «Управление карьерой для женщин», на которых делится в том числе и своим опытом.

Что касается официального списка работ, запрещенных для женщин, то Ксения знает его назубок. «В моем случае «ограничивается, но не запрещается», – говорит она. – Этот список скорее гендерный, направленный на «сохранение репродуктивного здоровья». А вот о сохранении репродуктивной свободы почему-то никто не думает. Если женщина решила стать капитаном корабля или самолета, она, скорее всего, понимает, что дети – позже или вообще никогда.

Надежда Колыванова

Надежда Колыванова из трудовой династии сварщиков.

Профессия: электрогазосварщик на разрезе «Черниговец»

Стаж работы: семь лет

Надежда Колыванова – потомственный электрогазосварщик. В ее семье этой профессии преданы отец и брат, а началась трудовая династия повелителей металла с дедушки, который был кузнецом.

– К моему воспитанию больше причастен папа, нежели мама, – рассказывает Надежда. – Я вместе с ним ходила в гараж, смотрела, как он гнет, плавит и приваривает детали. Папа меня всему учил, а когда увидел, что есть с моей стороны интерес к делу, предложил получить профессию сварщика.

Прежде чем поступать, Надежда попробовала сварку на практике – прошла производственное обучение. А уже потом, убедившись, что дело по душе, поступила в училище №18 (ныне техникум) в родном городе Березовском. В группе вместе с ней учились еще три девушки, но ни одна по профессии пока работать не пошла.

– Сейчас молодежь вообще не хочет быть сварщиками: больше группы в училище по этой специальности не набирают, последних доучивают, – говорит Надежда. – Узнала об этом, когда в прошлом году ходила поздравлять с Днем учителя педагогов в техникуме. Грустно, конечно, ведь профессия интересная, а главное – нужная.

Надежда Колыванова

Свою карьеру Надежда начала на шахте «Березовская», где работал ее отец.

– Сначала как-то на предприятии не уверены были, что я смогу, вроде как и брать не хотели, но все сомнения развеяли мои хорошие навыки, – вспоминает Надежда. – Конечно, коллеги первое время реагировали бурно, но это был не негатив, а скорее удивление – первая девушка-сварщица в коллективе.

Последние четыре года Надежда трудится на разрезе «Черниговец» в цехе ремонтно-механического участка. Ее работа – давать вторую жизнь карьерным техническим гигантам. Она сваривает сломавшиеся ковши экскаватора, делает их футеровку, наплавляет разные детали, такие как опорные колеса, натяжная ось экскаватора. Причастна Колыванова и к восстановлению 220-тонного БелАЗа, единственного в России расписанного под хохлому. Она участвовала в нанесении узоров, эскиз которых сделал столичный художник Демьян Кулешов. А ведь на «Черниговце» когда-то сомневались, брать ли ее на работу. Единственный, кто сразу понял, что девушка с такой профессией – настоящий клад, был ее нынешний муж Антон. Ведь какая другая жена может «сварить» в доме отопление и приварить сломавшуюся на двери машины петлю.

– Он с меня пылинки сдувает, – смеется Надежда.

Надежда Колыванова

Хобби девушки также связано с металлом: она сгибает непокорный материал в красивые предметы интерьера – подставки под цветы, табуретки, столики и многое другое. Еще девушка увлекается рисованием в различных техниках: красками, карандашами, фломастерами. А недавно Надежда выучилась на аэрографиста и сейчас увлеченно осваивает аэрограф.

Что касается списка запрещенных профессий для девушек, то про такой Надежда даже не слышала. К чему ей это, если она занимается тем, чем хочет, невзирая на стереотипы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Женщина и уголь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру