Кемеровчане увидят работы из камня, прославившие на весь мир Туву

В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка известного художника-камнереза

Хеймер-оол Донгак, заслуженный деятель искусств Республики Тыва, обладатель множества художественных премий привез в Кузбасс персональную выставку «Ожившие камни». Кемеровчане получили возможность познакомиться с произведениями камнерезного искусства, прославившими на весь мир Республику Тыва.

В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка известного художника-камнереза
Мастер Хеймер-оол Донгак.

Когда смотришь на эти работы, возникает ощущение силы и тайны. Могучей жизненной силы молодого жеребца, рвущегося на волю, и в то же время спокойной уверенной силы табунщика, который его укрощает, кошачьей силы, грации и пластики снежного барса, крадущегося на мягких лапах. С каким изяществом из редкого красноватого окраса камня агальматолита сделан козел. Если долго разглядывать эту фигурку, кажется, что козлу надоедает такое внимание, и он вот-вот ускачет в разнотравную разноцветочную степь навстречу музыке ветра. Изображения людей встречаются у мастера реже, чем животных, но они не менее впечатляющи. Потрясает шаман: словно забрал себе всю человеческую боль и справился с ней. На выставке представлена фигурка «Проводы»: мужчина и женщина стоят, держась за руки. Сколько благородной сдержанности в их чувствах, сколько любви и надежды на встречу, сколько опасений женщины за своего мужчину и молчаливого его обещания вернуться живым и здоровым. Среди фигурок, которые кстати, очень напоминают знаменитые японские нэцкэ, много изображений драконов, фантазийно изогнутых, где прописана каждая чешуйка, каждый коготь лап, глаза, зубы. Драконы не обращают внимания на людей, они в вечности и заняты собой. Сколько природной исполинской силы в яках, с не менее исполинским упрямством наклонивших головы навстречу посетителям выставки. В Кемерово скульптор-монументалист привез также копию композиции из черного материала серпентинита «Укротитель», бронзовый оригинал которой находится перед Национальным музеем им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Приземленная тяжеловесная нижняя часть – это тувинский як сарлык, вынужденный склонить могучую шею, повинуясь мягкой всесокрушающей силе богатыря, который в верхней части композиции недвижно философски-созерцательно смотрит вдаль.

«Шаман».

Когда я расспрашивала художника, противостоит ли человек природе, мастер меня поправлял – природа дает силу и не враждебна человеку. В работах Донгака, пожалуй, больше статики, чем динамики, но как прекрасны и певучи те остановленные мгновения жизни животных, которые подметил талантливый мастер! Вспоминались его рассказы на открытии выставки из жизни степи, например, когда птицы подкрадываются к животному и греются, пока оно не встанет. Он говорил так просто, но с такой любовью и бесконечным уважением к родной земле, и все это передано в его творениях.

Укротитель

В работе Хеймер-оол Байдосович использует в основном традиционный для мелкой пластики камень агальматолит. Это мягкий цветной минерал, напоминающий воск, цвет которого может быть серым, белым, желтым и редким насыщенно-розовым. Минералом славится Тува, мастера сами добывают камень из так называемой Желтой скалы.

Мастер успел посетить Кемеровский областной художественный колледж, отметил хорошее оборудование, дающее прекрасную базу для работы. Также гость говорил о возросшем интересе молодежи к традиционным промыслам, в том числе камнерезному творчеству.

Проводы

Инициатор выставки – заместитель директора Музея изобразительных искусств, куратор выставочных проектов, искусствовед Марина Чертогова – отметила, что экспозиция проходит в рамках ее авторского проекта «Созвездие регионов». Это выставочный проект, представляющий в столице Кузбасса ведущих художников Сибири, в числе которых, несомненно, Хеймер-оол Донгак. Он принадлежит среднему поколению тувинских мастеров, это та самая творческая зрелость, когда есть опыт, силы, желание высказаться. При всем том, что работает Хеймер-оол Донгак в мелкой пластике, образы, которые создает художник, монументальны, и в этом Марина Чертогова видит особенность творчества мастера. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Исполинская сила «Оживших камней»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру