Кибербуллинг: без оружия, но очень опасен

Как защитить ребенка от виртуальной травли

Свобода слова в сети, воспринятая большинством как вседозволенность, демонстрирует зашкаливающий уровень агрессии в обществе. Невинный обмен информацией все чаще перерастает в опасное интернет-насилие в среде несовершеннолетних. На заседании Общественного совета детей, который состоялся в Кемерове при участии Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрия Кислицына, ребята поговорили со взрослыми и о кибербуллинге, или психологическом терроризме в сети, и попытались найти способы противостоять этому явлению.

Как защитить ребенка от виртуальной травли

«Быкование» в сети

Детская жестокость – это факт неоспоримый и всеми доказанный. Еще несколько лет назад она проявлялась лишь в виде личных оскорблений, насмешек, унизительных розыгрышей в школе и изобличительных надписей в подъезде. Но сегодня все это – мелочи в сравнении с тем, какой изощренный вид эти наклонности обрели в виртуальном пространстве, том мире, куда сегодня перенеслась жизнь современного подростка. В век современных технологий, когда практически у каждого школьника есть своя страничка в соцсети и мечта стать крутым блогером на YouTube, виртуальный мир становится важнее реального. А оскорбления, полученные в нем, так называемый кибербуллинг (или троллинг), порой ранят сильнее, чем издевательства в школе.

Понятие буллинг достаточно новое и пришло к нам из-за рубежа (от английского «буль» – бык). Известный социолог И. Н. Кон определяет буллинг так: «запугивание, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Россия занимает лидирующие позиции по уровню кибербуллинга среди школьников. По данным Microsoft, почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет в определенные промежутки времени становились объектами травли в интернете. По этому показателю Россия заняла пятое место среди 25 государств, в которых проводились исследования. При этом наши школьники намного реже рассказывают родителям о своих проблемах, чем их сверстники из Европы.

По данным исследования Всемирной организации здравоохранения, среди 11-летних детей 11% мальчиков и 8% девочек сталкивались с травлей – их оскорбляли в сообщениях по меньшей мере два-три раза в месяц. Это самый высокий показатель среди 42 стран (средний – 3–4%).

Интернет существенно расширяет возможности психологических террористов. При травле «вживую» у жертв есть важное преимущество – они находятся в прямом контакте с обидчиком и могут ответить ему или скрыться. Кибербуллеры же готовы преследовать жертву круглые сутки даже без ее прямого участия. Интернет позволяет агрессорам сохранить анонимность, одаривая их ощущением безнаказанности, а социальные сети способствуют тому, что оскорбления становятся достоянием широкой аудитории знакомых ребенку людей. «Социальная сеть никак не ограничивает свободу виртуального слова. То есть ты можешь говорить все, что думаешь, и не думать, о чем ты говоришь, – отмечает Марина Скударнова, педагог-психолог Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». – Если ребенка кто-то обозвал в автобусе или на улице, это обидно, но никто из окружающих ему не знаком. Поэтому такая обида переживается довольно просто. Но если его оскорбили на его странице, то это видят все его друзья. И такое оскорбление для него более значимо и сильнее уязвляет его самолюбие».

Мир подростка рушится

«Надо мной в школе часто издеваются и смеются, потому что я редко разговариваю и скромная, – поделилась с нами 12-летняя Даша. – Одноклассники один раз взяли мою фотографию из соцсетей, вырезали голову, нашли в интернете каких-то теток голых и в фотошопе меня на их место приделали. А потом у себя на страничках и в группе класса разместили с разными неприятными словами, типа я только с виду такая скромная, а на самом деле… Мне было очень неприятно и стыдно. Я даже маме рассказать об этом не могла, потому что тогда она бы поняла, что меня не любят и не уважают. Ну и сами фотографии были ужасные».

Дети и подростки очень остро реагируют на такие ситуации и угрозы. Им кажется, если фото или видео с неприятным содержанием попадет в сеть, их мир рухнет, ситуацию нельзя будет исправить, позор останется на всю жизнь и от него не отмыться. Вселенная ребенка в такой момент сужается, и он думает только об этой проблеме. «Из опыта своей работы могу сказать, что травля часто приводит детей и подростков к невротическим, депрессивным и другим расстройствам, – пояснила Ольга Рублева, заведующая экстренной психологической службой «Телефон доверия». – У жертвы, как правило, снижается самооценка, ребенок фактически оказывается в изоляции. Часто в этой связи высказываются суицидальные мысли и даже совершаются суицидальные действия. Не исключено, что существуют случаи и завершенных суицидов. Только за девять месяцев текущего года четверть всех звонков, поступивших на телефон доверия по «Детской линии», затрагивали в той или иной степени данную проблему. Из них около 8% – это именно звонки, связанные с жестоким обращением среди сверстников, в том числе различные виды буллинга и кибербуллинга. Это происходит, потому что дети очень зависимы от принятия их тем окружением, в котором они находятся. К тому же они очень чувствительны к внешним обидам и раздражителям, а умение преодолевать жизненные трудности еще слабое. Например, был случай, когда подросток жаловался на то, что одноклассник снял видео, порочащее его в глазах окружающих, и грозил опубликовать его в сети. Звонил и говорил абоненту: «Я опозорю тебя перед всеми». И с помощью этого шантажа вытягивал из него деньги. Содержание видео абонент не хотел озвучивать, но оно могло быть самым разным: забежали в туалет и сделали запись там, сдернули  штаны, испугали. Возможно, он где-то стоял в неудачной или смешной позе. Вариантов на самом деле может быть много».

Во всех этих случаях к решению проблемы должны подключаться взрослые. Но, к сожалению, родители узнают о ней практически последними. «Я вообще не думала, что с моим ребенком может такое произойти, – рассказала нам мать 13-летнего Александра. – Саша начал реже выходить из комнаты, беспокойно спать, замкнулся. В школе учителя начали жаловаться на плохую успеваемость. И еще сообщили, что он не питается в школьной столовой вместе со всеми, хотя деньги мы ему давали каждый день. Выяснилось, что он передавал их однокласснику, который шантажировал его – угрожал разместить в сети видео, на котором мой сын поцеловал девочку».

Как дать отпор виртуальным террористам

Проблема виртуальной агрессии так остра и очевидна, что даже разработчики антивирусов и социальные сети запускают специальные центры предотвращения травли и программы противодействия этому явлению. Теперь жертва может пожаловаться на обидчика, заблокировать его и включить соответствующие фильтры.

Если вы видите изменения в настроении ребенка во время и после общения в интернете,  заметили, что его страницу массово покидают друзья, возможно, ваш ребенок столкнулся с кибербуллингом. Постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Он должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где он был, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. Скопируйте и сохраните эту информацию.

Необходимо узнать информацию об обидчике, уточнить историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Если киберагрессия носит серьезный характер и есть риск для здоровья ребенка, то возникают основания для привлечения правоохранительных органов.

Если аккаунт ребенка взломан, нужно с другой страницы (новой или страницы друзей) отправить сообщения всем подписчикам о кибератаке.  Не ждите, что все утрясется само собой – помогите подростку защитить себя.

Объясните ребенку, что с кибербуллером нельзя вступать ни в какие отношения: отвечать, обижаться. Его нужно сразу добавить в черный список и закрыть стену для сообщений. «Не кормите троллей!»

Покажите ребенку, что вы его поддерживаете. Ваша поддержка в трудной ситуации значит для него очень много.

Полностью искоренить кибербуллинг пока невозможно. Единого способа борьбы с кибериздевательствами в мире еще не придумали. Но отключать ребенку доступ в Сеть не стоит. Для нынешнего молодого поколения интернет – естественная среда обитания. Главное, быть рядом, быть для своего ребенка другом, опорой в любых сложных ситуациях. Это крайне важно, потому что если дома никто не поддерживает, находиться в интернете очень непросто.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: Кибербуллинг: без оружия, но очень опасен

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру