Добровольные отшельники

Кузбасская семья несколько лет живет в глухой тайге и возвращаться в город не собирается

«А ты готова уйти со мной в тайгу?» – спросил Сергей свою будущую жену на первом свидании. Она обещала подумать. И вот уже четыре года семья Большаковых-Кичигиных живет в 90 километрах от цивилизации без водопровода, электричества и других ее благ.

Кузбасская семья несколько лет живет в глухой тайге и возвращаться в город не собирается

«Наелись» люди городов и начали переселяться поближе к природе, подальше от суеты. Специалисты назвали эту тенденцию модным словом дауншифтинг. В переводе с английского оно означает «переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса». Дауншифтеры – приверженцы философии отказа от чужих целей и ложных, на их взгляд, общепринятых приоритетов – материального достатка, карьерного роста и т.д. Исход из городов поближе к природе и земле явно набирает силу. Вот и наши герои ушли в лес в поисках новой жизни и новых себя. Сейчас они строят свой быт с чистого листа на собственном подворье с говорящим названием «Ковчег-2».

Фермер с сайта знакомств

Сергей Большаков с детства убегал из дома в лес. Терялся на несколько дней, пока взрослые не находили и не возвращали его в семью. Думали, обычное бродяжничество. Оказалось – нет, жизненное предназначение. Но понял он это не сразу. Успел за свою жизнь поработать и в шахте, и в правоохранительных органах, занимался бизнесом, был директором крупного гипермаркета, свадьбы вел, с шоубизом столичным знакомился и всерьез подумывал о том, чтобы в нем и остаться. А однажды даже связался с криминалом, несколько раз жизнь его висела на волоске. Но душа ни к чему не лежала и продолжала чего-то искать: надоели повсеместная ложь, воровство, долги и кредиты. Хотелось свободы от всего этого, а найти ее можно было только на природе. И решил Сергей бросить все и пойти в лес: строить собственную жизнь с новыми, праведными ценностями и принципами. Только вот одному в лесу сложно, жена нужна. Трижды он был женат, но поддержки и понимания найти так и не смог. Последние поиски спутницы длились несколько лет. По словам Сергея, отбор прошла ровно тысяча кандидаток. Тысяча! С каждой мужчина встречался, общался и понимал, что снова не то. Устал и почти отчаялся, но поиска не прекращал. И старания его были вознаграждены.

Наталья Кичигина тоже немало лет ждала и искала, по ее словам, именно Сергея. «40 лет у меня не клеилось с личной жизнью, – откровенно рассказывает жена фермера. – Как-то не получалось найти общего языка с мужчинами. Да и в жизни похвастаться особо нечем было: обычная бесприданница, работающая в торговле. Годилась в наемные кадры к ИП и ООО.  Деток не заимела. Надоело одиночество, решила зарегистрироваться на сайте знакомств. Сергей зашел с вопросом, будешь ли знакомиться с фермером. А что, фермер – не человек? Первое свидание состоялось в торговом центре у фонтана. И закрутилось».

Долго Сергей и Наталья не думали, продали имущество, недвижимость, вложили деньги в стройматериалы и уехали подальше от городов и деревень. Выбрали местечко в тайге, в 80-90 километрах от деревни Усть-Нарык Новокузнецкого района и решили обосноваться на реке Кедровка на лоне первозданной природы. «От деревенских старожилов мы как-то услышали, что на месте нашего подворья в советские времена бараки стояли, покосы были, пасека большая, – рассказывает Наталья. – Жизнь здесь била ключом. Хотя интересно: Усть-Нарык в переводе означает «конец света».

Вот так символично конец одного света стал началом для другого. В 2013 году семья Большаковых-Кичигиных заложила, так сказать, первый камень своего дома на пустой полянке внутри безлюдной тайги. Из города взяли с собой телефон, интернет и резиновые сапоги. Телефон заряжается от солнечной батареи, как и некоторые другие бытовые приборы. Есть интернет и не очень хорошая, но связь с внешним миром. Сергей и место-то для дома выбирал, ориентируясь на телефонную антеннку. В социальных сетях кузбасские дауншифтеры ежедневно отслеживают мировые и региональные события, комментируют их с долей иронии и с каждым постом об экологических проблемах, военных конфликтах и президентских выборах утверждаются в верности принятого решения.

Сергей и Наталья отшельниками себя не считают, а именуют фермерами, первопроходцами, хозяевами и охранниками подворья. И название ему выбрали говорящее – «Ковчег-2». Наряду с библейским собратом он призван, по убеждению хозяев, привести в этот мир новое человечество с крепкими духовными принципами и определенной жизненной позицией. «Некоторые называют нас сектантами, – признается Сергей, – но мы на это внимания не обращаем. Занимаемся самопознанием, стараемся жить по совести, не врать, не воровать и духовно развиваться».

Таежное хозяйство

Вот уже четыре года зимой и летом Сергей вместе с Натальей обживает таежную заимку. Строят все сами, собственными руками, помогает им в этом верная «Нива». Сегодня на их участке два дома (свой и гостевой), теплица для овощей, баня, стайка, загон для скота, навес для сена, совсем недавно появилась пасека. Территория огорожена забором и летом благоухает различными травами и цветами. В небольшом фермерском хозяйстве есть куры, кролики, козы. Как говорят хозяева, пользы не приносят, но душу греют кошки с собаками.

Летом обитателей «Ковчега-2» кормит тайга и свой огород. Сергей и Наталья берут рации и уходят в лес за грибами, травами и ягодами. Говорят, и косолапого в этих местах встретить можно. На участке выращивают свеклу, чеснок, тыкву, кукурузу, картофель. Все свое. Даже хлеб сами пекут. Воду для домашних нужд носят из реки, а питьевую – из родника. Но периодически все же выбираются в город за гостинцами. Шоколадки покупают, этого в лесу пока нет.

Просыпаются фермеры рано, можно сказать, с первыми лучами солнца и петухами. Лентяйничать некогда – каждая минутка расписана. «Это вам не сказка по типу курортной, здесь трудиться надо и руками, и духовно, – делится Наталья. – Потому что не в кроликах и козлах счастье. Утром я встаю, ставлю чайник на газ. Кофейничаю. И делаю набросок распорядка дня. Закончили одни дела, сразу беремся за другие. Вот сегодня я должна в стайке клетки почистить, на ужин капусту с кабачком потушить. Сделаем паузу – попьем чайку или кофейку с вкусняшками – и снова за работу».

Оглянись, незнакомый прохожий

Гостям на подворье всегда рады, но случаются они здесь нечасто. Разве что путник одинокий забредет. «Хотели хотя бы дистанционное общение с некоторыми друзьями наладить, – говорит Наталья. – Позвали их на собрание по воскресеньям «час на связи по телефону или скайпу». Пока ответ у всех один: подумаю». Человек – существо социальное и таковым остается даже в тайге. Друг друга супруги понимают уже без слов, а поговорить хочется. Вот и ведет Наталья в социальных сетях нечто наподобие дневника, называя все это репортажами. Излагает мысли, наблюдения, рефлексирует: «Кичигина Наталья, Сибирь, тайга, подворье на р. Кедровка. Дождь утром в пять. Уже не уснула и пободрилась. Перебрала коробку с коллекцией семян и рассортировала для упорядочивания. Перекусила семенами тыквы. Проснулся повторно Сергей (он тоже с пяти часов пободрился, к сенокосу хода нет. Мокро). Сходили длинным путем на родник. Таблички две пустые, две еще держатся (информационные таблички на границе подворья. – Прим. ред.). Далее. Дождь. Моросейка. Перерыв. Моросейка. Дождь. Перерыв. Ливень. Все грядки разжижены. Прошла меж картофельных рядов, похоже на рисовые поля. Вода, вода, вода. Травы кроликам нарвала, девчонкам (козам. – Прим. ред.) двум на приколе у стайки тоже. Цыплятам крапивы принесла, пшена насыпала и одного червячка добыла. Покос? Ждем. Коса готова. Доброго здоровья, люди планеты».

Неподалеку от подворья проходит небольшая грунтовая дорога, которая соединяет «Ковчег-2» с внешним миром. По ней-то иногда и проезжают машины с охотниками, рыболовами и просто любителями отдыха на природе. «Для них мы сделали информационную доску и таблички, – поясняет Сергей, – на которых написано, кто мы и чем здесь занимаемся. Здесь же – стенд с нашим распорядком дня и контактами». Иногда фермеры из дома слышат людские разговоры. Останавливаются машины, приезжим показывают местную достопримечательность:

«…подворье…». Но иногда такие визиты грозят реальной опасностью. «Вчера в тайге сибирской пару-тройку выстрелов слышала, – добавила Наталья. – Дорога рядом, слышно звук мотора. Муж в рупор просьбу озвучил: «Уважаемые, здесь люди живут!» Мотор рычал на нейтралке. Услышали? Не знаем. Но вскоре машина уехала. В тайге тихо, только журчит река Кедровка, поэтому любой инородный звук воспринимается слухом довольно остро».

Праздники Наталья и Сергей встречают здесь же, вдвоем, в тихом, так сказать, семейном кругу. Грядущий новый год станет пятым для жителей тайги, но больше всего запомнился, конечно, первый. «Такого Нового года у меня еще не было, – вспоминает Наталья. – Тайгаааааа. Муж настоящий. Я такая ненарядная и некрашеная. Пошли в гостевой дом встречать и отмечать праздник. Из напитков: чай на травах и бутылка гранатового сока. Скромное меню на большом круглом столе, сделанном руками деда моего мужа». И так все праздники. А на Пасху даже в условиях реальной тайги куличи пекут на площадке подворья. Все по-настоящему.

Поленница для добрых

Многократно во время нашей беседы Сергей и Наталья акцентировали внимание на том, что не ради грибов и экологической еды ушли в тайгу. Говорят, что не в козлах и кроликах счастье. А в чем тогда? «Мы стараемся учиться жить интересно, по доброй совести, – поясняют жители «Ковчега-2». – Работаем над собой, занимаемся самопознанием, учимся жить без воровской денежной системы. Деньги – условная ценность. Человек дороже. Пока в магазины ходим по приезде в город, куда деваться, но стараемся делать это по минимуму. И уже получается отношения строить без денег».

Да и о ближнем своем ковчеговцы не забывают. Даже в глуши нуждающимся людям помогать пытаются. Сергей разместил в лесу у дороги благотворительную поленницу. Нарубил дров, прикрыл их от дождя брезентом, рядом поставил табличку с надписью: «Халява – признак слабых, поленница для добрых». И номер телефона для справки, ежели кто смысла не поймет. Любой путник может остановиться у этой поленницы, набрать дров и передать их какой-нибудь нуждающейся бабушке. Рядом с поленницей еще один плакат: «Бросил мусор – плюнул себе в душу».

Мир меняет ценностные полюса. Раньше бедные люди ездили на лошадях, а богатые на машинах. Сегодня же все наоборот. Раньше люди бежали из деревень в мегаполисы поближе к эпицентру жизни, а сегодня мы наблюдаем исход из городов. Оказывается, даже избалованный современными благами человек может быть абсолютно счастлив у костра в лесной глуши. Временная блажь или жизненный выбор? Кто знает… Но если это «понижение передачи и замедление жизни» дарит внутреннюю гармонию, то почему бы и нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Добровольные отшельники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру