Дети - космополиты постят фашистские мемуары

Что дальше?

Выступление новоуренгойских гимназистов в Бундестаге и сожаление одного из них о «невинно погибших» применительно к солдатам Третьего рейха, похороненным на территории СССР, вызвало информационное цунами и раскололо общество на тех, кто возмущен, и тех, кто не видит проблемы. На этом фоне в поле нашего зрения попала страничка в социальной сети юного кемеровчанина, 15-летнего Кирилла Сизова (фамилия изменена). Она примечательна тем, что изобилует постами немецко-фашистской тематики: техника, мемуары и биографии солдат и асов Третьего рейха, фото людей в фашистской форме, здесь же младенец с серпом и молотом на лбу, посты о развале Советского Союза и карикатуры на исторические темы. Скажем честно, первое впечатление было неприятным. Мы захотели понять, что это и зачем…

Что дальше?

Неуправляемый занос

Современные подростки, воспитанные в условиях глобальных информационных потоков и размытых территориальных границ, не видят ничего зазорного в том, чтобы включать в сферу своих интересов историю тех стран, с которыми у России связаны не лучшие воспоминания. А что такого? И с той, и с другой стороны были люди, которые шли на войну вынужденно, потому что государство сказало «надо». Лояльность сегодня в моде. Вот только, как говорят специалисты, детское сознание еще не готово балансировать между полярными оценками в поисках золотой середины. Поэтому и юный уренгоец в Бундестаге не придал значения слову «невинные», которое полоснуло по живому ветеранов, задело многих и многих россиян, для которых память о Великой Отечественной войне вписана в генетический код поколений. И Кирилл в Кемерове так вызывающе активно украшает свою страничку в соцсети немецкими постами, как бы игнорируя отечественную историю. Тут вам и воспоминания немецкого танкиста Отто Кариуса «Тигры в грязи», и выдержки из биографии виртуоза воздушного боя времен Второй мировой войны Ганса-Йохима Марсейля, и документальные зарисовки об Эрнсте Баркмане, охотнике на «Шерманы», который так успешно уничтожал советские «тридцатьчетверки» в районе городка Секешфехервар. Фашистские биографии чередуются с изображениями немецких танков, самолетов и кораблей. «Я хочу стать военным инженером-проектировщиком и, соответственно, люблю компьютерные игры на эту тематику, читаю историческую литературу, моделирую технику и оружие в 3Д-программах, – признался нам хозяин страницы. – Я увлекаюсь техникой в целом, но так как немцы преуспели в этом вопросе больше других, то им я и уделяю свое внимание. Что касается биографии немецких людей, то это просто личный интерес и ничего более. В школе нам не так часто рассказывают о тонкостях военных сражений. Но ведь интересно взглянуть на битву не со стороны, а глазами тех людей, которые воевали там? Ну разве я не прав? Просто вы застали именно тот период, когда я читаю про немецких солдат. В дальнейшем планирую охватить страны Запада. Это лишь мое уважение к истории всего мира». Вот так начинается знакомство ребенка-космополита с историей войны – со взгляда на бой с позиции врага.

«Лайк» от мамы

Взгляд старшего поколения на данное явление неоднозначен. Одни машут рукой: мол, «дети мира» сами разберутся. Другие относятся к подобным политическим перекосам в детском сознании весьма настороженно, усматривая в них опасность утраты важных национальных смыслов и идей. Мама мальчика в курсе интересов сына. Она считает, что современные дети в большинстве своем космополитичные «люди мира», готовые к принятию и пониманию разных позиций и сторон конфликта. Их восприятие результатов войны, по ее мнению, сглажено и утратило остроту, свойственную более старшему поколению. Мама говорит, что проводит беседы на эту тему, объясняет, «но Кирилл смотрит не вглубь военного конфликта, а на внешнюю сторону вопроса: танки же у них были лучше... И разбирает именно технику и железяки, а не идейную часть проблемы». «Для меня это дико, потому что я воспитана в советских реалиях, – признается она, – а Кирилл мыслит иначе: он смотрит много документальных фильмов, интересуется биографиями немецких летчиков, солдат. Да и в целом он пацифист, по этой причине даже на карате ходить не смог». Оснований для переживаний мама не видит, не считает увлеченность сына историей времен фашистской Германии чем-то опасным и убеждена, что современные дети сами способны разобраться в оценках, тем более что на уроках истории им дается традиционная информация.

Школа патриотов

Мы обратились в школу к учителю Кирилла и узнали, что там стараются воспитывать патриотов, несмотря на явный недостаток, по их мнению, количества часов истории, особенно в 9 классе, на который приходится изучение Второй мировой войны. «Я учу детей тому, что победа в войне – заслуга русского народа и советского человека, – признается учитель Кирилла. – Никаких пересмотров итогов войны и сослагательных наклонений, столь модных сегодня, я не допускаю. Ситуацию с выступлением школьника в Бундестаге мы с ребятами обсуждали: они с Николаем не согласны». Учитель считает, что современная молодежь становится все более политизированной, начинает думать, вникать, разбираться. И та информация, которая раньше воспринималась как данность, теперь зачастую подвергается сомнению. «Порой возникает когнитивный диссонанс: не всегда дети понимают методологию

войны, не всегда понимают, как мы пришли к победе, у них остается много вопросов, – поясняет учитель истории. – Не все было черным и белым. Они начинают копаться и сомневаться. И наша задача – реагировать на эти движения и задавать вектор, приводить к балансу». О Кирилле у педагога были только положительные отзывы: «С 6 класса его интересует техника, не только немецкая. Его можно ночью разбудить – и он сможет гусеницу нашего танка в деталях нарисовать. Какой же он фашист? Он, напротив, восхищен силой духа советского солдата, который вопреки явному техническому превосходству врага смог одержать победу», – рассказывает учитель.

Между подвигом и предательством

«Думаю, Кирилл не фашист, – прокомментировал ситуацию протоиерей Алексей Воронюк. – Он, скорее, фанат той стороны, за которую воюет в компьютерных играх типа World of Tanks. Но на месте родителей я бы насторожился. Мне кажется, все не так просто. Нужно помнить об уголовной статье, которая предусмотрена за пропаганду фашистской идеологии.

Она никогда не снимается. Человек, который каким-то образом попал под эту статью, всю жизнь будет под пристальным наблюдением органов власти.

Такая увлеченность ребенка фашистской тематикой – это очень тревожный звонок, на который родители должны реагировать так же оперативно, как реагируют на участие детей в игре «Синий кит». Грань между демонстрацией интереса и собственно участием и пропагандой очень зыбкая. Лично я воспитан на полном отрицании фашизма как такового. Я родился под Псковом, и у нас в деревне немецкими касками чистили туалеты. А в играх мы самые неприятные роли фашистов оставляли для слабаков или как наказание. Но, к сожалению, молодежь, не знавшая ужасов войны, романтизирует эту часть истории. И ответственность за воспитание этих ценностей, на мой взгляд, лежит на родителях. А современные дети воспитываются зачастую социальными сетями и западными проектами».

Ничего запрещенного в записях кемеровского подростка не увидел и Вадим Шиллер, заместитель директора Сибирского института социально-политических исследований, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КемГУ. «Я не обнаружил на странице Кирилла тех признаков, по которым бы мы могли сказать, что человек является носителем экстремистских идей, – признался Вадим Викторович. – Ни запрещенной символики, ни откровенных призывов, ни явных оценочных суждений в текстах Кирилла нет. Могу сказать, что в целом интерес к этой тематике у современной молодежи весьма высок. Запретный плод всегда сладок. И чем больше препон чинит государство, тем интереснее. Но отмечу, что распространение этих идей сегодня осуществляется очень аккуратно и очень последовательно». В Кузбассе возбуждено немало дел по экстремистским статьям. Хотя новоявленные нацисты хорошо научились маскироваться. Более того, они учат этому единомышленников. Так, периодически в Кемерове проходят мероприятия, на которых учат, как не стать экстремистом поневоле. Организаторы рассказывают интересующимся, как и что нужно делать, чтобы не попадаться правоохранительным органам и уходить от ответственности.

Вот и Кирилл в разговоре с нами сразу предупредил: «Нет, это не оправдание фашизма, я помню про статью за это». То есть делился с виртуальными друзьями мемуарами и фотографиями нацистов мальчик с четким пониманием уголовной ответственности за любое неаккуратное слово. Действительно, на странице все выверено.

Знай наших

Время стирает грани. Уверены, что еще несколько лет назад подобный интерес ребенка вызвал бы одозначную реакцию общественности. А сегодня мы по теории окон Овертона уже готовы понимать и принимать эту позицию. Не случайно говорят: «Если хочешь победить страну – воспитай ее детей».

Охота на ведьм и параноидальный поиск фашиствующих элементов под лозунги «пресечь, не допустить и покарать», безусловно, отвратительны. Да, на странице Кирилла нет постов фильмов «Иди и смотри», «Список Шиндлера», «Пианист», «Они сражались за Родину». Нет цитат из

«В окопах Стaлинграда» Виктора Некрасова, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, романов и повестей Виктора Астафьева и Бориса Васильева, нет и немецких романов Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать» или документальной книги Уве Тимма «На примере брата». И это ничего не значит.

Но мы предложили Кириллу и его одноклассникам ответить на вопросы об участии СССР и Германии во Второй мировой войне. Почти все ребята безошибочно назвали дату вступления Советского Союза в военные действия. Некоторые даже смогли вспомнить примерное количество погибших с нашей стороны. Многие из ребят, не так основательно, как Кирилл, интересующихся историей, уверено называли героев и полководцев СССР. У некоторых стояли по семь-восемь фамилий: Жуков, Сталин, Рокоссовский, Буденный, Богданов, Ворошилов, Кожедуб, Котик, Космодемьянская, Панфилов, Казей, Матросов. Ребята смогли называть и легендарную технику Советской армии. Вражеские же имена свелись в основном к Гитлеру и Паулюсу. Кирилл в анкете блеснул: в вопросе об известных видах вооружения и техники будущий военный инженер смог показать себя во всей красе, продемонстрировав глубокие знания и с той, и с другой стороны. С героями своей страны все оказалось не так оптимистично: в колонке СССР в ответах его значились только Жуков и Кожедуб. Осведомленность же мальчика о вражеской армии была куда более обширной: он смог припомнить пять немецких фамилий. О союзниках Германии мальчик также оказался более осведомлен, чем о союзниках СССР. Вот и получилось, что интересующийся историей ученик стал единственным из 30 человек, кому вражеская армия оказалась знакома ближе, чем собственная.

Что это – своеобразное проявление космополитических идей или прощание с патриотическими?

Проблема не в том, что мальчик интересуется немецкой историей и читает мемуары фашистских солдат. Проблема в том, что его мало интересуют мемуары и биографии героев-соотечественников. А однобокая память имеет свои последствия и чревата ошибками или оговорками  «Коли из Бундестага».

Очень хорошо об этом написал журналист ВГТРК Андрей Медведев, аккаунт которого дважды блокировал Facebook. В его посте, обращенном к современным немцам, были такие слова: «Вам не стоит просить у нас прощения, ведь лично вы ни в чем не виноваты. <…> Нам, конечно, нужно сотрудничать. Нужно вместе решать проблемы. Но вам придется принять один факт: мы никогда не будем каяться за нашу Великую эту войну. И тем более за Победу. И тем более перед вами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Ветераны многого не просят

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру