Как защититься от навязчивого и не всегда законного сервиса

Кузбасс атаковали "бесплатные" предложения, которые обходятся дороже платных услуг

«Невероятно выгодные» условия кредитования, соблазнительные скидки на связь или вовсе бесплатное персональное предложение от какого-нибудь салона. С рекламой по телефону сталкивался, пожалуй, каждый из нас. Тренд сегодняшнего дня – служба оконного сервиса. Один из наших читателей испытал на себе все прелести «бесплатной» профилактики пластиковых окон и столкнулся с «телефонным террором» лично. О том, как защититься от назойливых вербовщиков, читайте ниже.

Кузбасс атаковали "бесплатные" предложения, которые обходятся дороже платных услуг

Бизнес на доброте

К нам в редакцию со своей проблемой обратился пенсионер, проживающий в городе Кемерово. Он установил пластиковые окна еще в 2009 году. Установил и забыл. А в 2017-м раздался телефонный звонок.Человек представился сотрудником службы оконного сервиса, которая находится на пр. Ленина. И предложил провести бесплатную профилактику и диагностику окон. «Пришел молодой человек, – рассказывает пенсионер, – осмотрелся, что-то покрутил, подтянул. Все оказалось нормально, но в спальне в окне обнаружился небольшой дефект. Молодой человек сказал, что нужно поменять резинку уплотнителя. Ну, раз нужно – меняйте. Никак не ожидал я, что в квитанции об оплате за резиночку окажется сумма в 3 800 рублей. Но деваться было некуда – пришлось раскошеливаться».

Бесплатная диагностика оказалась не такой уж бесплатной. Пожалуй, никто из подобного рода визитеров не ограничивается простым осмотром: какая-нибудь оконная проблема должна была найтись, иначе схема себя не окупит.

Пенсионер квитанцию безропотно оплатил, а сервисная служба, видимо, сделала свои выводы и продолжила «работу» с доверчивым и вполне платежеспособным клиентом. И теперь представители фирмы с завидной регулярностью и неприличной настойчивостью звонят пенсионеру и на сотовый, и на городской и, по его словам, просто изводят своим навязчивым сервисом. Иногда самым наглым образом настаивают на том, что договаривались с ним о встрече. «Дорогой мой, как я мог с тобой договариваться на этот день, когда меня и дома-то не было», – разводит руками пенсионер.

«Вы знаете, эти постоянные звонки… утром, днем, вечером… Нам с женой приходится просто телефоны отключать, чтобы отдохнуть. Это что, какой-то новый вид коллекторских услуг или вымогательства?» – сокрушается пожилой человек, доведенный до отчаяния. Печально, что указанная компания – лишь одна из тех, кто пользуется сомнительными схемами вкупе с так называемым агрессивным маркетингом, а наш читатель – далеко не единственный из тех, кто стал жертвой подобного рода «услуг». По словам пенсионера, только среди его знакомых есть несколько человек, кто столкнулся с той же проблемой.

Красивая схема

Нам удалось поговорить с бывшим сотрудником «Службы оконного сервиса». По понятным причинам имени его называть мы не будем. Выяснилось, что компания на рынке уже более трех лет и, по словам информатора, работает на законных основаниях. В штате есть менеджеры, которые занимаются обзвоном потенциальных клиентов, и мастера, которые проводят выездную «бесплатную» диагностику. База телефонных номеров, по словам нашего собеседника, на момент его работы в организации строилась на основе рекомендаций: «Приходит наш мастер к вам домой, выполняет свою работу, просит 20 телефонных номеров ваших знакомых, вы даете, а потом из этих номеров составляется телефонная база. По ним и звоним: «У нас бесплатная диагностика окон. У вас пластиковые или деревянные?». И далее по тексту, который составлен заранее. Стараемся разговаривать обходительно, доброжелательно. Слово «бесплатно» делает свое дело, народ любит халяву. Наша задача – обеспечить мастеру доступ в квартиру. А дальше начинает работать уже он. Понятно, что просто так уйти от клиента мастеру не выгодно. Что уж он там говорит, какие аргументы приводит, его дело. Иногда такие сказки-страшилки клиентам рассказывают! Задача мастера – оказать как можно более дорогую услугу. Любым, желательно законным способом. Если клиент не может заплатить всю сумму сразу, ему предлагают сделать это частями или оставить предоплату, заключив договор. Только имейте в виду, что отказаться от услуги потом вы уже вряд ли сможете. Или должны будете оплатить фирме якобы понесенные ею расходы».

Из жертвы в соучастники

В случае с нашим пенсионером налицо явное нарушение закона, причем не одного. Во-первых, рекламные звонки и смс на ваш телефон являются законными только при условии, что вы дали согласие на получение такой информации. Это предусмотрено статьей 18 закона «О рекламе» и статьей 15 закона «О персональных данных».

Во-вторых, в ситуации «бесплатной» диагностики с вытекающими платными последствиями грубо нарушаются права потребителей. Согласно ст.10 закона

«О защите прав потребителей», прежде чем выполнить работу, специалист обязан озвучить ее стоимость. И никак не наоборот. Помните об этом, внимательно следите за действиями мастера, уточняйте его намерения и стоимость планируемых работ. Не бойтесь задавать вопросы, контролируйте процесс от начала до конца. Вы всегда можете отказаться от услуги, которую вам еще не оказали. Если же работа уже выполнена, выпроводить «работника» без ущерба для семейного бюджета будет намного сложнее. Придется обращаться в суд и доказывать, что о стоимости произведенных работ и оказанных услуг вам заранее не сообщили.

В-третьих, когда вас где бы то ни было просят указать номера телефонов ваших друзей и близких и вы это делаете без их согласия, то тут же оба нарушаете федеральный закон «О персональных данных». Вы – в части передачи личной информации третьим лицам без получения их согласия, вторая сторона – в части получения этой информации от третьих лиц без соответствующего уведомления. Для вас как физического лица штраф за это нарушение составит от одной до трех тысяч рублей, для должностного лица компании, собирающей такую информацию, – от пяти до десяти тысяч, а для организации – до пятидесяти тысяч рублей. Помните, не сообщать свой номер телефона третьим лицам – ваше законное право, кто бы и как бы вас об этом ни просил. Собираясь же назвать чей-либо номер телефона другому человеку, помните об ответственности по закону и о том, что таким образом вы сами же создаете почву для агрессивного сервиса и в свой адрес тоже.

Команда ФАС

Практика незаконного сбора персональных данных, в том числе телефонных номеров, и бесконечный телемаркетинг сегодня, увы, распространены повсеместно.

Как же избавить себя от нежелательных звонков и тем более визитов?

Прежде всего знайте, что вступать с позвонившим в полемику и объяснять ему что-то – «нет времени», «нет денег», «мне это не нужно» – совершенно бесполезно. Человек на том конце провода имеет готовый сценарий ответа на любое ваше возражение. Пытаясь договориться, вы лишь потратите свое личное время или окажетесь в языковой ловушке так называемого скрипта продаж, по которому наверняка работает позвонивший. Бесполезно и даже рискованно грубить и «выражаться» в адрес позвонившего – звонки, как правило, записываются, а ответственность за оскорбления никто не отменял.

Гораздо эффективнее не договариваться и объяснять, а сразу переходить к вопросам по существу:

– попросите позвонившего представиться полностью (ФИО) и указать полное название и юридический адрес компании, которую он представляет;

– поинтересуйтесь, как попал к ним ваш номер телефона и какая организация или физлицо предоставили информацию о вас;

– уточните, есть ли у звонящего подписанное вами согласие на получение рекламы на этот номер.

После этого требуйте прекратить распространение рекламы на данный номер, даже если ваши персональные данные были получены законно (ст. 9 закона «О персональных данных» предусматривает это напрямую), требуйте также удалить ваши данные из всех баз данных звонящего (ст. 20 закона «О персональных данных») и письменно уведомить вас об этом (ст. 21 закона «О персональных данных»).

Как правило, желание разговаривать с таким клиентом уменьшается в разы, а напротив его фамилии в базе появляется пометка – «не звонить».

Для надежности внесите номер телефона, с которого вам звонили, в «черный список». Заблокировав несколько таких абонентов, вы заметно уменьшите количество звонков. Как нам пояснили в ПАО «Ростелеком», подобная блокировка возможна и на стационарном телефоне. Для этого абонент должен позвонить своему оператору, который проверит, доступна ли данная услуга, и проконсультирует по ее подключению. Однако услуга будет доступна только в случае присоединения абонента к электронной станции.

Если все эти меры борьбы не сработали и ваш покой, а вместе с ним и права, нарушаются с завидным постоянством, пишите жалобы. Одну – в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), вторую – в Роскомнадзор. С 1 июля 2017 года Роскомнадзор получил полномочия самостоятельно решать подобные вопросы и осуществлять надзор за исполнением закона «О персональных данных».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Новая фишка: навязчивый и не всегда законный сервис

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру