50 миллионов увязли в бюджете?

Диализники ждут, как распределят деньги на их транспортировку

На финансирование мероприятий по транспортировке инвалидов-диализников из областного бюджета выделено 50 миллионов рублей. Вот только до сих пор ни пациенты, ни врачи, ни нефрологический экспертный центр не знают, как будут распределяться средства по территориям, на какие суммы они могут рассчитывать и как будут тратиться эти деньги. И естественно, никто из них пока ничего не получил.

Диализники ждут, как распределят деньги на их транспортировку

ПОЛОВИНЧАТОЕ РЕШЕНИЕ

Напомним, что в Кемеровской области до сих пор не была разработана единая система доставки инвалидов-диализников до места проведения жизнеобеспечивающей процедуры и обратно. На территориях вопрос решался двумя основными способами: денежной компенсацией либо транспортировкой на автомобилях скорой медицинской помощи. В пригородах и городах, не имеющих собственных гемодиализных центров, пациентов в основном возили. Автомобиль по заранее установленному графику проезжал по адресам, собирал людей и вез их в ближайший гемодиализный центр – кемеровский, новокузнецкий, прокопьевский или беловский. В Кемерове и Новокузнецке вопрос решался компенсацией транспортных расходов. Кемеровчанам полагалось по договору 100 руб. за поездку. В неделю необходимо проводить три процедуры, соответственно шесть поездок туда-обратно. В месяц кемеровские больные получали 2400 рублей. Выплаты производились на банковскую карту ежеквартально. И несмотря на то, что жители отдаленных районов были вынуждены платить за поездку почти в два раза больше, люди радовались и этой помощи. Новокузнечане «столичным» братьям по несчастью открыто завидовали, ведь расходы у них почти те же, а компенсация полагалась значительно меньше – 1500 рублей в месяц. Прокопьевск долгое время оставался единственной территорией, где вопрос транспортировки не решался никак. Здесь людей до недавнего времени просто бросили на произвол: не возили и ничего им не платили. Совместными усилиями удалось сдвинуть дело с мертвой точки: на 2018 год из городского бюджета прокопчанам была выделена компенсация в размере 500 рублей в месяц. Очевидно, что выделенных средств недостаточно, чтобы покрыть даже половину расходов: обещанного хватит лишь на 2,5 поездки из необходимых 12 в месяц.

Ситуация получила новый виток развития. В соответствии с законом Кемеровской области от 25 декабря 2017 года №115-03 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно с 1 января 2018 года стала входить в эту самую Территориальную программу государственных гарантий. И на 2018 год на транспортировку пациентов-диализников было выделено 50 миллионов рублей из областного бюджета.

ПЕРЕХВАТ ИНИЦИАТИВЫ

Позволят ли выделенные миллионы увеличить размер компенсационных выплат, можно лишь предполагать. Но, похоже, что в жизни кемеровчан особо ничего не изменится. В этом году на кемеровских больных-диализников уже заключен договор, и, по предварительной информации, сумма в нем не отличается от прошлогодней. Непонятно пока, и как разрешится ситуация по Прокопьевску. Город увеличивать выплаты точно не планирует, о чем сообщила в ответе на жалобу прокопчан заместитель главы города по социальным вопросам Н. В. Маслова. Будет ли областной бюджет дополнять выделенные прокопьевскими депутатами 500 ежемесячных рублей до полной суммы или посчитает, что этого достаточно, – вопрос пока открытый.

Пока пациенты ждут решения от властей, на выделенные миллионы уже появились претенденты. Нисколько не удивляет, что до выделения бюджетного потока никто не рвался за руль гемодиализного автомобиля. Но как только нарисовался хотя бы маленький ручеек, началось лоббирование интересов и борьба за «освоение средств». В нефрологический экспертный совет потянулись люди, предлагающие свои услуги по централизованному решению вопроса. Они хотят создать единую областную компанию-перевозчика, которая будет осуществлять транспортировку больных и отчитываться перед областью.

Один из таких ходоков якобы даже предложил организации вознаграждение за то, что при выборе кандидата на роль перевозчика предпочтение будет отдано именно ему. А он, в свою очередь, готов предоставить для этих целей суперсовременный медицинский автомобиль, оборудованный даже для лежачих пациентов, и приставить медсестру, которая будет сопровождать инвалидов во время транспортировки. Второй ходок был выходцем не из России, таких шикарных условий не предлагал, но тоже был готов взять на себя все хлопоты по доставке пациентов и освоению бюджета.

ВЕРСИИ ОСВОЕНИЯ

Пациенты идею единого перевозчика не поддерживают. «Люди предпочитают транспортировке денежную компенсацию, – пояснила нам региональный представитель «Нефро-Лиги» Лариса Максименко. - Она им более удобна. Кто-то еще сам ездит за рулем и тратит эти деньги на бензин и амортизацию автомобиля. Кому-то комфортнее добираться до больницы на транспорте детей или знакомых. Кто-то предпочитает вызвать такси и быстро доехать до места, а не кататься по городу, собирая других больных и тратя драгоценное время. Их самочувствие не располагает к длительным путешествиям. Но пока ни нашего, ни их мнения никто не спрашивал».

Пока власти думают, как потратить выделенные деньги, те, кого непосредственно должно коснуться нововведение, довольствуются предположениями. По одной из версий, ответственность за перевозку инвалидов-диализников планируют полностью передать в ведение нефрологического экспертного совета Кемеровской области. Однако заведующий Нефросоветом Сергей Кириленко о таком варианте пока ничего не знает.

По другой версии, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области планирует провести электронный аукцион для транспортных компаний на сайте госуслуг. И та из них, которая предложит наиболее выгодные условия, будет заниматься централизованной перевозкой.

Пока эти версии ничем не подтверждены. Официальное решение до сих пор не принято. Областную специализированную организацию, которую, казалось бы, должны были поставить в известность в первую очередь, никто не оповестил.

РЕШЕНИЕ НА ПОВЕРХНОСТИ

Тем временем нефросовет на сегодняшний день имеет вполне внятную схему финансирования. Ее нам озвучила Лариса Максименко: «Транспортировка больных с хронической почечной недостаточностью должна быть для пациента абсолютно бесплатной. А это значит, что компенсация затрат на дорогу должна быть полной. Частичный, как в Прокопьевске или Новокузнецке, или усредненный вариант выплат явно не подходит. Кто-то живет в непосредственной близости от гемодиализного центра и получает больше средств, чем ему требуется, а кто-то проживает в отдаленных районах, и тому явно не хватает выделяемых сумм. Нам непонятно, в чем сложность расчета компенсационных выплат. Известно точное количество больных с адресами (их по Кузбассу 600), известны их фактические места проживания. Известно количество поездок и местоположение гемоцентров. Можно заключить договор с любой транспортной компанией или такси. Для этого нужно всего один раз потратить чуть больше времени для просчета стоимости поездки для каждого пациента, чтобы вычислить общую ежемесячную сумму. Это будет честно и логично. Решение вопроса на поверхности. Видимо, оно просто кому-то невыгодно».

С чем связана эта ситуация – с обычной бумажной волокитой или поиском максимально выгодных для кого-то путей ее решения – понять пока сложно. Но по факту люди тратят средства из собственных карманов, не понимая, на что им стоит рассчитывать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: 50 миллионов увязли в бюджете?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру