В Новокузнецке открылась крупнейшая в истории Кузбасса художественная экспозиция.

Рыбы и писатели двенадцатой "Сибири" поражают увидевших их.

11.04.2018 в 07:59, просмотров: 296

Начала работу выставка «Сибирь ХII». Такие зональные смотры-отчёты случаются раз в пять лет. Новая «Сибирь» - другой город. В 2013-м выставка проходила в Омске. На этот раз огромная экспозиция разместилась в выставочном зале новокузнецкой «Кузбасской ярмарки». Большинство участников состоят в Союзе художников России, но авангардного на выставке не меньше, чем традиционалистского.

В Новокузнецке открылась крупнейшая в истории Кузбасса художественная экспозиция.
фото: Андрей Новашов
Экспозиция Сибирь XII.

И ГРАФИКА, И ЦВЕТ, И ФОРМА

Новосибирский художник-керамист Валерий Кузнецов приехал в Новокузнецк за два дня до открытия экспозиции, чтобы лично развесить свои работы.

В. Кузнецов, керамист. Новосибирск

- Трепетно отношусь к развеске. Хочется, чтобы всё выглядело безукоризненно, безупречно, – объясняет Валерий Владимирович.

Вспоминает, что в юности хотел стать живописцем, но изменил решение, когда побывал в Ленинграде и увидел авторскую керамику.

- Если в экспозиции представлена только живопись, это зрителей утомляет, – рассуждает Кузнецов. - Коллекция смотрится выигрышнее, когда есть и графика, и скульптура. О керамике даже не говорю. Керамика – это и форма, и цвет, и графически она очень остра.

Новосибирец руководствуется эскизом, но оставляет место для импровизации. Работает в технике раскатанного пласта.

- В принципе, это та же самая тарелка, только плоская. Создаётся какая-то фактура, делается роспись. На пласте проще: глазурь не скатывается, – объясняет керамист. – И для зрителей это удобочитаемая версия.

Керамист рассказывает, что отбор на «Сибирь ХII» был жесточайший. Почти половину работ новосибирцев, утверждённых выставкомом местным, отклонил второй выставком, в котором участвовали представители всех сибирских регионов.

На нынешней выставке Валерию Владимировичу больше всего нравятся произведения коллег – керамистов из Красноярска, с которыми он много лет дружит. Экспозицию «Сибири ХII» называет «пёстрой и радостно-мажорной». Малая скульптура «Детство», отлитая в бронзе.

Детство. Н. Супонина. Улан Удэ.

Автор – Надежда Супонина из Улан-Удэ. То ли мечта, то ли сказка, то ли сон. Счастливый мальчик-бурят, скачущий на звере, похожем и на коня, и на собаку, и на дракона. Зверь совсем не страшный. С первого взгляда понятно, что он и мальчик – закадычные друзья. Вероятно, всаднику суждено стать бурятском богатырём, и вместе с мифическим зверем совершить немало подвигов. Но пока они просто играют.

Ещё одна малая скульптура, только выполненная в технике «шамот, глазури» - «Супрематические девы» иркутянина Андрея Поляницы. Эдакий привет из Сибири Казимиру Малевичу. Две схематичные, «неправильные», яркие и очень обаятельные женские фигуры.

А. Поляница. Супрематические девы. Иркутск.

«ЖЕСТЬ», ТОПОР И СВАРКА

Томич Всеволод Майоров не умиляет, а эпатирует. Создал свою «Рыбу» не кистью или резцом, а сварочным аппаратом. Этикетка гласит: «Сталь. Гранит. Сварка». Получилось грубо, хищно и зубасто. Как художник и задумывал.

Рыба. В. Майоров. Томск.

Про рыб этой выставки можно целый трактат сочинить. «В ожидании путины» новосибирца Василия Беляева – почти белая картина, где чёрным обозначены контуры выпрыгивающей из воды рыбы. Работа с нестандартным композиционным и цветовым решением и внутренней динамикой.

Путина Беляев Новосибирск.

«Уставшая щука» - новокузнецкого живописца Александра Гаврилова. В верхней части берег с мелкими суетящимися рыбаками. В нижней – река, залегшая на дно длинная рыбина. Щука – царица здешних вод, ждущая, когда туристы уберутся восвояси. И терпение её на исходе. Картина не столько про рыбу, сколько про состояние – «достали все!».

Уставшая щука. А. Гаврилов. Новокузнецк.

Тревожный жёлто-синий триптих Натальи Тюменцевой «Последняя рыба». На переднем плане пересохший водоём с единственной огромной рыбой. За нею фабричные корпуса и заводские дымы. Художественное высказывание об экологических проблемах. Тюменцева живёт в Чите. Художники этого города, ранее принадлежавшего к Дальневосточному федеральному округу, в зональной выставке «Сибирь» участвуют впервые.

Последняя рыба. Н.Тюменцева. Чита.

Декоративно-прикладное искусство тоже бывает остросоциальным. «Беженцы» омички Натальи Скрипкиной скручены из тонких листов металла. Первое, что приходит в голову – «Жесть!». Трагическая, покореженная пластика. Условно-символические фигуры – бредущая в никуда семья, оставшаяся без крова и куска хлеба…

Беженцы. Н. Скрипкина. Омск.

В бесконечном многообразии выставки просматривается ещё одна тема: писатели и литература. Графика кемеровчанина Сергея Тарханова иллюстрирует сонеты Шекспира, а выполненные тушью графические работы новосибирской художницы Елены Третьяковой – роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес». В экспозиции портреты-посвящения: Гоголь, Акутагава (оба – в окружении персонажей своих произведений), Шукшин. И два Достоевских. Первый – работа живописца Георгия Кичигина из серии «Омские пазлы». В этой серии портреты ещё двух знаменитостей, чья судьба связана с Омском – актёра Михаила Ульянова и художника Михаила Врубеля. Каждый портрет и впрямь похож на собранную из пазлов картинку. Триптих использован в оформлении информационных баннеров «Сибири ХII», и стал одной из эмблем выставки.

Второй Достоевский – фигура инсталляции «Янус» барнаульца Юрия Юрасова. За головой писателя сетка-решётка, напоминающая о годах каторги и ссылки. На груди табличка – свидетельство гражданской казни, которой был подвергнут писатель. «Се человек» - читаем на табличке. Это название картины художника нидерландской школы, в своё время потрясшей писателя. А в руках у Достоевского топор – отсылка к главному герою его хрестоматийного романа. Насколько понимаю, это единственная инсталляция на выставке.

Достоевский. Ю. Юрасов. Барнаул.

РЕВОЛЮЦИИ НЕТ. НОВЫЕ ИМЕНА – ЕСТЬ!

Новокузнецкий живописец Александр Суслов в зональных выставках участвует с 1980 года. Александр Васильевич – председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России и куратор нынешней экспозиции. Вспоминает, что в Кузбассе такая – тогда она называлась «Сибирь социалистическая» - в последний раз проходила в 1985 году в Кемерове.

А. Суслов.

Нынешняя «Сибирь ХII» - крупнейшая художественная выставка за всю историю Кемеровской области. Куратор решил не разбрасывать экспозицию по семи – девяти площадкам, как делали в других городах, а разместить все работы в одном большом павильоне площадью шесть тысяч квадратных метров. Это позволило сохранить художественную целостность.

- Если места мало, то из триптиха выставляется какая-то одна часть, и зрители не всегда понимают смысл. Когда мы формировали экспозицию и уже знали, какая будет площадь, я писал всем председателям отделений, что на нашей выставке будет приветствоваться широкоформатная живопись; диптихи, триптихи, полиптихи, большие графические серии. – рассказывает Александр Суслов.

Ещё одна особенность новокузнецкой «Сибири»: работы сгруппированы преимущественно по видам искусств, а не по территориальному принципу.

Справка МК

«Сибирь ХII» - это более 1200 работ 705 художников из четырёх республик, трёх краев и пяти областей Сибирского федерального округа. В экспозиции произведения 103-х кузбассовцев. В частности, кемеровчан Юрий Белокрицкого, Василия Коробейникова, Юрия Демакова, Александра Новикова, Валерия Трески. Новокузнечан Николая Ротко, Екатерины Чепис, Елены Зерфус, Андрея Богданова, Алевтины Архиповской. Прокопчан Виктора Фёдорова, Арутюна Акопяна, Рашида Багаутдинова.

Попросил назвать характерные черты изобразительного искусства в каждом из сибирских регионов. Суслов ответил, что в любом крае и области творят художники, исповедующие диаметрально противоположную эстетику, но с некоторой долей условности можно сказать, что традиционалистов больше в Красноярске, а модернистов – в Новосибирске и в Новокузнецке.

По словам Александра Васильевича, за пять лет, прошедших с предыдущей зональной выставки, в сибирском искусстве не случилось революционных изменений, но появились новые имена.

- Примером может служить Вячеслав Глинский из Иркутска. - Он из относительно молодой генерации. Мы ничего особенно не увидели у него в 2013-м году, а сейчас вдруг целый букет мощных работ. Здесь представлены его картины «Сизиф» и «Валет. Дама. Король». Ещё один интересный мастер, в творчество которого я по-художнически влюблён, - Юрий Третьяков из Новосибирска. Его «Затмение яйца» - это тонкий юмор и волшебная живописная пластика. Ставлю Третьякова в один ряд с французским художником Пьером Боннаром, творчество которого люблю всю жизнь, – объясняет Суслов. Лучшие работы из экспозиции «Сибири ХII» будут отобраны для участия в выставке «Россия», которая состоится в следующем году в Москве.

Чтобы попасть на ретроспективные выставки, надо купить билеты. А основную экспозицию можно посмотреть бесплатно. Она работает до 24 апреля в здании новокузнецкой «Кузбасской ярмарки» - ул. Автозаводская, 51.

  • Рыбы и писатели двенадцатой «Сибири»

    Начала работу выставка «Сибирь ХII». Такие зональные смотры-отчеты случаются раз в пять лет и каждый раз в новом городе. В 2013-м выставка проходила в Омске. На этот раз огромная экспозиция разместилась в выставочном зале новокузнецкой «Кузбасской ярмарки». Большинство участников состоят в Союзе художников России, но авангардного на выставке не меньше, чем традиционалистского.

    фотографий: 28 | просмотров: 764 | опубликовано: 11.04.2018 автор: Новашов Андрей