И ГРАФИКА, И ЦВЕТ, И ФОРМА
Новосибирский художник-керамист Валерий Кузнецов приехал в Новокузнецк за два дня до открытия экспозиции, чтобы лично развесить свои работы.
- Трепетно отношусь к развеске. Хочется, чтобы всё выглядело безукоризненно, безупречно, – объясняет Валерий Владимирович.
Вспоминает, что в юности хотел стать живописцем, но изменил решение, когда побывал в Ленинграде и увидел авторскую керамику.
- Если в экспозиции представлена только живопись, это зрителей утомляет, – рассуждает Кузнецов. - Коллекция смотрится выигрышнее, когда есть и графика, и скульптура. О керамике даже не говорю. Керамика – это и форма, и цвет, и графически она очень остра.
Новосибирец руководствуется эскизом, но оставляет место для импровизации. Работает в технике раскатанного пласта.
- В принципе, это та же самая тарелка, только плоская. Создаётся какая-то фактура, делается роспись. На пласте проще: глазурь не скатывается, – объясняет керамист. – И для зрителей это удобочитаемая версия.
Керамист рассказывает, что отбор на «Сибирь ХII» был жесточайший. Почти половину работ новосибирцев, утверждённых выставкомом местным, отклонил второй выставком, в котором участвовали представители всех сибирских регионов.
На нынешней выставке Валерию Владимировичу больше всего нравятся произведения коллег – керамистов из Красноярска, с которыми он много лет дружит. Экспозицию «Сибири ХII» называет «пёстрой и радостно-мажорной». Малая скульптура «Детство», отлитая в бронзе.
Автор – Надежда Супонина из Улан-Удэ. То ли мечта, то ли сказка, то ли сон. Счастливый мальчик-бурят, скачущий на звере, похожем и на коня, и на собаку, и на дракона. Зверь совсем не страшный. С первого взгляда понятно, что он и мальчик – закадычные друзья. Вероятно, всаднику суждено стать бурятском богатырём, и вместе с мифическим зверем совершить немало подвигов. Но пока они просто играют.
Ещё одна малая скульптура, только выполненная в технике «шамот, глазури» - «Супрематические девы» иркутянина Андрея Поляницы. Эдакий привет из Сибири Казимиру Малевичу. Две схематичные, «неправильные», яркие и очень обаятельные женские фигуры.
«ЖЕСТЬ», ТОПОР И СВАРКА
Томич Всеволод Майоров не умиляет, а эпатирует. Создал свою «Рыбу» не кистью или резцом, а сварочным аппаратом. Этикетка гласит: «Сталь. Гранит. Сварка». Получилось грубо, хищно и зубасто. Как художник и задумывал.
Про рыб этой выставки можно целый трактат сочинить. «В ожидании путины» новосибирца Василия Беляева – почти белая картина, где чёрным обозначены контуры выпрыгивающей из воды рыбы. Работа с нестандартным композиционным и цветовым решением и внутренней динамикой.
«Уставшая щука» - новокузнецкого живописца Александра Гаврилова. В верхней части берег с мелкими суетящимися рыбаками. В нижней – река, залегшая на дно длинная рыбина. Щука – царица здешних вод, ждущая, когда туристы уберутся восвояси. И терпение её на исходе. Картина не столько про рыбу, сколько про состояние – «достали все!».
Тревожный жёлто-синий триптих Натальи Тюменцевой «Последняя рыба». На переднем плане пересохший водоём с единственной огромной рыбой. За нею фабричные корпуса и заводские дымы. Художественное высказывание об экологических проблемах. Тюменцева живёт в Чите. Художники этого города, ранее принадлежавшего к Дальневосточному федеральному округу, в зональной выставке «Сибирь» участвуют впервые.
Декоративно-прикладное искусство тоже бывает остросоциальным. «Беженцы» омички Натальи Скрипкиной скручены из тонких листов металла. Первое, что приходит в голову – «Жесть!». Трагическая, покореженная пластика. Условно-символические фигуры – бредущая в никуда семья, оставшаяся без крова и куска хлеба…
В бесконечном многообразии выставки просматривается ещё одна тема: писатели и литература. Графика кемеровчанина Сергея Тарханова иллюстрирует сонеты Шекспира, а выполненные тушью графические работы новосибирской художницы Елены Третьяковой – роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес». В экспозиции портреты-посвящения: Гоголь, Акутагава (оба – в окружении персонажей своих произведений), Шукшин. И два Достоевских. Первый – работа живописца Георгия Кичигина из серии «Омские пазлы». В этой серии портреты ещё двух знаменитостей, чья судьба связана с Омском – актёра Михаила Ульянова и художника Михаила Врубеля. Каждый портрет и впрямь похож на собранную из пазлов картинку. Триптих использован в оформлении информационных баннеров «Сибири ХII», и стал одной из эмблем выставки.
Второй Достоевский – фигура инсталляции «Янус» барнаульца Юрия Юрасова. За головой писателя сетка-решётка, напоминающая о годах каторги и ссылки. На груди табличка – свидетельство гражданской казни, которой был подвергнут писатель. «Се человек» - читаем на табличке. Это название картины художника нидерландской школы, в своё время потрясшей писателя. А в руках у Достоевского топор – отсылка к главному герою его хрестоматийного романа. Насколько понимаю, это единственная инсталляция на выставке.
РЕВОЛЮЦИИ НЕТ. НОВЫЕ ИМЕНА – ЕСТЬ!
Новокузнецкий живописец Александр Суслов в зональных выставках участвует с 1980 года. Александр Васильевич – председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России и куратор нынешней экспозиции. Вспоминает, что в Кузбассе такая – тогда она называлась «Сибирь социалистическая» - в последний раз проходила в 1985 году в Кемерове.
Нынешняя «Сибирь ХII» - крупнейшая художественная выставка за всю историю Кемеровской области. Куратор решил не разбрасывать экспозицию по семи – девяти площадкам, как делали в других городах, а разместить все работы в одном большом павильоне площадью шесть тысяч квадратных метров. Это позволило сохранить художественную целостность.
- Если места мало, то из триптиха выставляется какая-то одна часть, и зрители не всегда понимают смысл. Когда мы формировали экспозицию и уже знали, какая будет площадь, я писал всем председателям отделений, что на нашей выставке будет приветствоваться широкоформатная живопись; диптихи, триптихи, полиптихи, большие графические серии. – рассказывает Александр Суслов.
Ещё одна особенность новокузнецкой «Сибири»: работы сгруппированы преимущественно по видам искусств, а не по территориальному принципу.
Попросил назвать характерные черты изобразительного искусства в каждом из сибирских регионов. Суслов ответил, что в любом крае и области творят художники, исповедующие диаметрально противоположную эстетику, но с некоторой долей условности можно сказать, что традиционалистов больше в Красноярске, а модернистов – в Новосибирске и в Новокузнецке.
По словам Александра Васильевича, за пять лет, прошедших с предыдущей зональной выставки, в сибирском искусстве не случилось революционных изменений, но появились новые имена.
- Примером может служить Вячеслав Глинский из Иркутска. - Он из относительно молодой генерации. Мы ничего особенно не увидели у него в 2013-м году, а сейчас вдруг целый букет мощных работ. Здесь представлены его картины «Сизиф» и «Валет. Дама. Король». Ещё один интересный мастер, в творчество которого я по-художнически влюблён, - Юрий Третьяков из Новосибирска. Его «Затмение яйца» - это тонкий юмор и волшебная живописная пластика. Ставлю Третьякова в один ряд с французским художником Пьером Боннаром, творчество которого люблю всю жизнь, – объясняет Суслов. Лучшие работы из экспозиции «Сибири ХII» будут отобраны для участия в выставке «Россия», которая состоится в следующем году в Москве.
Чтобы попасть на ретроспективные выставки, надо купить билеты. А основную экспозицию можно посмотреть бесплатно. Она работает до 24 апреля в здании новокузнецкой «Кузбасской ярмарки» - ул. Автозаводская, 51.