В кузбасской школе МЧС не сумели вызвать пожарных

В охране только бабушки

Сигнал пожарной тревоги прозвучал в здании Губернаторской кадетской школы-интерната МЧС 12 апреля в 10.30. О том, что тревога учебная, знал только руководящий состав учреждения. Если бы события разворачивались по жизненному сценарию, а не по плану тактического учения, без жертв бы не обошлось. Охрана сначала вовсе не посчитала нужным вызывать пожарных, а затем не смогла дозвониться спасателям, перепутав телефонные номера… Когда мы стали выяснять причины произошедшего, поняли, что ситуация показательная и касается сегодня всех детских образовательных учреждений.

В охране только бабушки

НЕПРАВИЛЬНО НАБРАН НОМЕР

О планируемой тренировке директор школы Владимир Савельев сознательно не стал никого предупреждать. «Мы не поиграть здесь все собрались, – признался Владимир Константинович. – Ну составим мы красивые отчеты, а дальше что? Мы же это для собственной безопасности делаем, чтобы выявить слабые места и устранить их». И не прогадали. Места оказались настолько слабыми, что страшно стало всем.

По легенде возгорание должно было начаться на третьем этаже здания недалеко от центрального входа, который блокировался условным огнем.

Это усложняло эвакуацию. Для запуска системы оповещения сотрудники МЧС поднесли горящую бумагу к датчику противопожарной безопасности. После пары минут ожидания система сработала. Здание школы было полностью готово к ЧС: планы эвакуации, огнетушители, таблички – все на своих местах. В течение двух минут после срабатывания сирены ученики и педагоги-воспитатели организованно покинули корпус, успешно обойдя эпицентр возгорания через аварийные выходы, и выстроились на улице в ожидании прибытия пожарных. Но пожарные не ехали, ведь их... никто не вызвал.

Сотрудницы ЧОПа – две женщины пенсионного возраста – никак не отреагировали на происходящее.

При том что они не знали, что тревога учебная. Было потрачено драгоценное время, необходимое на тушение пожара и спасение тех, кто, возможно, остался внутри.

Организаторы тренировки решили дать охране второй шанс. Детей, которые выбежали на улицу раздетыми, завели обратно в здание.

Но теперь проблема возникла с повторным срабатыванием сигнализации: бумагу жгли под датчиком не менее пяти минут, пока в коридорах не произошло реальное задымление. Эвакуация повторилась точь-в-точь как и в первый раз с небольшим изменением – один кадет должен был изображать ребенка, который испугался и спрятался в дальней комнате. Но время снова было упущено. На этот раз доблестная охрана не смогла вспомнить номер, по которому вызываются спасатели, и долго предпринимала безуспешные попытки дозвониться с городского телефона по номеру «101», актуальному для сотовой сети. «Не правильно номер набран, говорят, чего это значит?» «Ну, ты еще раз попробуй», – переговаривались женщины. «Не можем дозвониться», – сдалась в итоге одна из охранниц, обратившись к сотруднику МЧС Игорю Павлюченко. Тот, посоветовал набрать хотя бы единый номер экстренного вызова 112. Но ситуацию не спасло и это. Пожарные машины прибыли на место довольно быстро – через четыре минуты после поступления сигнала. Однако пожарное отделение встретили не сотрудницы ЧОПа, как это должно было быть по инструкции, а страхующий несостоятельную охрану персонал. Более того, женщины не смогли дать ни одного точного ответа на вопросы спасателей об очаге возгорания, этажности здания, количестве эвакуированных и потерянных детей.

Сотрудники СПСЧ (специальной противопожарной спасательной части) были вынуждены работать без четких указаний, но достойно вышли из ситуации.

Около двух минут ушло на подготовительные мероприятия: экипировку и развертывание пожарных рукавов. Спасателям сообщили о потерянном ребенке, и уже через три минуты они вывели его из условно горящего здания. Ученика защитили от дыма с помощью специального колпака капюшонного типа со встроенной маской для дыхания «спасатель».

 

НАТОРГОВАЛИ НА СВОЮ ГОЛОВУ

Директор Губернаторской кадетской школы-интерната МЧС Владимир Савельев действиями личного состава доволен – все сотрудники проходят постоянное обучение и знают, что делать в случае тревоги. К пожарным у него тоже претензий нет. Спасатели быстро приехали и оперативно выполнили поставленные задачи без заминок и нарекания. А вот действия, а точнее, бездействие сотрудниц ЧОПа повергло всех в глубокий шок. «Благодаря реальному эффекту неожиданности мы смогли оценить риски и увидеть, на каком из этапов могут возникнуть проблемы, – честно признался Владимир Константинович. – Датчики пожарной сигнализации, которые показали нестабильную работу, будут непременно проверены, неполадки мы устраним в кратчайшие сроки. А вот работа сотрудников ЧОПа никаким оценкам и комментариям не поддается».

Сегодня кадетская школа, как и многие другие организации, поставлена в условия тендерного выбора контрагентов. И определение охранного предприятия для обеспечения безопасности учащихся попадает под те же правила. Договор заключается с той компанией, которая предложит меньшую сумму за свои услуги по техзаданию. Скажем прямо – экономия сомнительная. «Ситуация наболела и назрела, – продолжает директор. – Достаточно посмотреть на цифры – и все станет понятно. Сейчас у нас цена договора – 60 рублей за час работы охранника. За эти деньги ЧОПы могут предложить нам (не хочу никого обидеть) женщин пожилого возраста или отставных пенсионеров. Один раз даже был случай, когда поставили на это место инвалида, и мы были вынуждены писать претензию. Я понимаю, что этим категориям граждан нужна работа, их необходимо трудоустраивать. Но не предлагать же их для охраны детского учреждения… В тех организациях, где цена соответствует качеству, стоимость часа работы специалиста составляет порядка 120-150 рублей. То есть в два раза больше! А еще более серьезные организации требуют за свои услуги примерно 240 рублей в час. Но мы не можем их выбрать даже при большом желании, потому что есть те, кто предлагает себя за 60 рублей. И что мы хотим получить за эту цену? Какое качество и какие действия при пожаре? Пожилые женщины просто паникуют и теряются – это естественная реакция человека. Хорошо, что в этот раз мы их страховали. А если бы нет? Сейчас правоохранительные органы проводят работу по ЧОПам. Хочется верить, что она даст хоть какие-то положительные результаты».

Охранное предприятие, сотрудники которого провалили элементарную рядовую проверку, на следующий же день было лишено лицензии на право ведения охранной деятельности. Кадетская школа тут же расторгла с ними договор и приступила к поиску нового ЧОПа. На время проведения торгов руководство школы взяло ответственность за безопасность на себя. Специалистов по охране труда обязали проводить ежедневные инструктажи заступающих смен. Но проблема в том, что принцип выбора новых охранников будет тем же, что и в прошлый раз. И снова охранять наших детей придут те, кто ценит себя не очень высоко, а значит, и умеет ровно столько же. Надеемся, что такие показательно-провальные репетиции станут сигналом для госорганов, которые что-нибудь изменят в системе закупок. Хотя бы в той ее части, от которой напрямую зависит человеческая безопасность. Или для столь радикальных перемен нужны еще жертвы?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: В кузбасской школе МЧС не сумели вызвать пожарных

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру