Кто и зачем селит людей в санитарно-защитной зоне ЛЭП и железной дороги?

Десять жителей поселка Комиссарово могут потерять свои земельные участки

Это произойдет, если будет доказана незаконность выделения земли под застройку в березовой роще поселка Комиссарово и вырубка вековых деревьев. Старожилы пытаются отстоять зеленую зону поселка, которая служит не только местом для прогулок и отдыха, но и реальной защитой от пыли и шума близлежащей железной дороги. Десять лет назад землю в роще стали выделять льготным категориям граждан, а потом началась вырубка и строительство. Активисты ОНФ усматривают целый ряд нарушений в действиях властей.

Десять жителей поселка Комиссарово могут потерять свои земельные участки
Березовая роща в поселке Комиссарово безжалостно вырубается.

НАБЛЮДАЕМ И БЕЗДЕЙСТВУЕМ

Небольшая березовая рощица находится между улицами Горной и Монтажников пос.Комиссарово уже больше ста лет. Она отделяет железную дорогу от населенного пункта, официально являясь санитарно-защитной полосой. Но в 2011 году деревья начали безжалостно вырубать. Люди встали на защиту своего маленького леса, однако часть рощи все же безвозвратно потеряли – на месте вырубленного участка появились пять частных домов. На какое-то время березы оставили в покое, но в 2017 году в роще опять появились люди с топорами. Население вознегодовало, и борьба за рощу началась с новой силой. Жители поселка вызывали полицию, но правоохранители ничего сделать не смогли – у земли якобы появился новый владелец, который получил право распоряжаться имеющимися насаждениями на свое усмотрение. Лесорубы показывали документы на частную собственность и безжалостно продолжали делать свое дело. Всего тогда было вырублено более 70 деревьев. Варварски вывороченные корни лежат на получившемся пустыре до сих пор.

Варварски вывороченные корни столетних берез лежат на получившемся вместо рощи пустыре в п. Комиссарово.

Жители не бездействовали – с помощью регионального отделения Общероссийского народного фронта они добились выездной проверки. Вместе с общественниками в рощу выехал представитель администрации – начальник отдела подрядных работ Евгений Михайлович Исаев.Целая делегация гуляла по лесу, рассуждая, как его спасти. Но погуляли и уехали – вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.

А совсем недавно в роще опять появились люди с красными лентами и измерительными приборами. Наученные горьким опытом, комиссаровцы поняли, что скоро начнется рубка, и снова поднялись на защиту берез. И в третий раз прошли все инстанции, написали письма, обратились в СМИ. Наша редакция инициировала очередной выезд на место «преступления» представителей общественности и ОНФ, а буквально за несколько дней до этого на месте вырубки деревьев побывал заместитель главы города, начальник территориального управления ж.р. Ягуновский Марат Нагаев. Жители сообщили, что воодушевились настроем чиновника и поверили в его намерение помочь им в отстаивании лесополосы. Но, когда мы обратились к местным чиновникам за комментарием, в теруправлении нам сообщили, что решение этого вопроса вне компетенции данного органа. «Выше головы не прыгнешь, попробуйте обратиться в городскую администрацию», – посоветовали нам. То есть решение о распиле рощи принималось городской администрацией без согласования с местными органами управления. И решение это вызывает ой как немало вопросов не только у жителей поселка.

«Почему участки для многодетных, малообеспеченных и других льготников нельзя было выделить в другом месте, чтобы не уничтожать деревья? Почему исполнительная власть, принимая это решение, не спросила нашего мнения и даже не попыталась убедить в целесообразности своих действий? Ведь столько деревьев высаживается, чтобы озеленить угольный регион, принимаются разные программы по защите лесов в городской черте, говорят о зеленых поясах вокруг городов! А тут одним махом под пилу… Кто и на каком основании так бездарно распоряжается рощей, которая защищала поселок сто лет?» – имея на то полное право, вопрошают жители Комиссарова.

Но отвечать на эти вопросы, видимо, никто не собирается.

РОЩА В ПОДАРОК

Ветеран труда Валерий Петрович Обухов вместе с пенсионеркой Тамарой Егоровной Семашко входят в инициативную группу из 33 человек.

Жители Комиссарова не согласны с вырубкой деревьев в березовой роще поселка.
Жители поселка направили коллективные письма во все инстанции: обращались в администрацию Заводского территориального управления, городскую администрацию и прокуратуру, Росреестр, общественную палату и даже лично к экс-губернатору. За эти годы борьбы у Валерия Петровича скопилась солидная папка с официальными ответами этих структур, на основании которых выстраивается следующая картина.

С 2008 года согласно решению КУГИ КО для индивидуального жилищного строительства в Комиссарове начали выделяться земли гражданам льготных категорий: многодетным, ветеранам труда, ветеранам боевых действий, инвалидам. Всего было передано в частную собственность 10 земельных участков. Право собственности на них зарегистрировано в управлении Росреестра по Кемеровской области. Первые пять построенных домов, которым на сегодняшний день уже присвоены адреса, находятся как раз на территории березовой рощи. 70 деревьев, которые вырубили в прошлом году, освободили место для следующего этапа строительства. Сколько берез еще ждут своего часа и будут уничтожены, пока не понятно. Но, судя по всему, останавливаться на достигнутом никто не собирается, несмотря на то, что роща эта располагается на землях, отнюдь не предназначенных под жилую застройку.

Настораживает тот факт, что рабочая схема с выделенными льготными землями в Комиссарове до боли напоминает такую же схему перехода в частную собственность журавлевского Соснового бора, о котором мы писали совсем недавно (№18 от 25.04.2018 г.). И с льготными комиссаровскими участками происходят такие же странные метаморфозы. К примеру, по решению КУГИ ветерану труда Суховой Н. был бесплатно предоставлен в собственность земельный участок по ул. Монтажников (как раз в границах зеленых насаждений). Изначально площадь участка составляла 1 000 кв.м. Далее отдельным решением она была увеличена вполовину – до 1 503 кв.м. и спустя непродолжительное время тихо подарена некой Н. Ро. Примечательно, что по соседству на той же ул. Монтажников проживает ее однофамилица Г. Ро.

НЕ ВХОДИТ, НО МЫ ЗАСУНЕМ

Судя по имеющейся информации и противоречивым ответам госструктур, ситуация с вырубкой деревьев, действительно, не так проста и прозрачна. В 2011 году заместитель начальника управления городского развития администрации г. Кемерово Л. Иванов в своем официальном ответе утверждает, что «новые участки под индивидуальное жилищное строительство располагаются вне санитарно-защитной полосы». То есть, по мнению Иванова, дома в березовой роще возведены на законных основаниях. А в 2015 году заместитель главы города, начальник управления развития А. Калинин дает совершенно противоположный ответ: «Березовая роща, в соответствии с Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово» расположена в территориальной зоне Р (зона рекреационного назначения), а также в территориальной зоне ИТ 2 (зона транспортной инфраструктуры). Градостроительным регламентом данных территориальных зон не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в березовой роще Правилами не допускается». Налицо явное противоречие в информации, предоставленной одной и той же структурой. И, судя по всему, ближе к истине второй ответ. Эту версию поддержал и председатель правления Кемеровской областной общественной организации «Экологическая защита» Владимир Федченко. «Согласно генеральному плану, утвержденному Кемеровским городским Советом депутатов, решением №36 от 24.06.2011 данные земельные участки находятся в зоне «зеленые насаждения общего пользования». Таким образом, выделяя 10 земельных участков под ИЖС в березовой роще, КУГИ Кемеровской области превысила свои полномочия и допустила ряд нарушений действующего законодательства», – сообщает Владимир Дмитриевич.

Но законность возведения жилых домов в роще относительно сохранения зеленых насаждений – далеко не единственный вопрос в этом деле. Определенных уточнений требует вопрос соответствия санитарным нормам и правилам расположение жилого строительства относительно железной дороги. В СНиП 2.07.01-89, пункт 8.20, читаем: «Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено». По схемам, которые получили жители поселка в качестве приложения к официальным ответам на их запросы, никаких замеров для подтверждения законности своих действий власти не приводят.

По самостоятельным подсчетам жителей, от насыпи железной дороги до первых нельготных участков на ул. Горной всего 120-150 метров под уклоном 5-7 градусов. То есть получается, что для нового строительства вне санитарно-защитной зоны остается полоса всего порядка 20 метров.

И то если эти дома будут располагаться вплотную к уже установленным заборам. Это позволяет предполагать, что санитарное расстояние все же не выдерживается, а земельные участки находятся как раз внутри защитных насаждений.

К тому же с другой стороны от рощи находится высоковольтная линия электропередачи 110 кВ. И об охранных зонах для нее, похоже, все забыли. А ведь они служат для защиты населения от воздействия электромагнитного поля и для обеспечения доступа к линии обслуживающей техники. Для линии напряжением 110 кВ определены границы от крайних фаз – по 20 метров с каждой стороны. Выдерживаются ли данные расстояния в отношении новых наделов – вопрос, который необходимо выяснить. Ведь, по предварительным подсчетам, получается, что при учете санитарно-защитной зоны от железной дороги и охранной зоны ЛЭП места для выделения льготных участков просто не остается. А они выделены… и продолжают выделяться.

Причем так рьяно, что местному населению впору беспокоиться не о березах, а о своих собственных участках. Так, одна из старожилов Комиссарова уже предупреждена директором муниципального предприятия «Городской центр градостроительства и землеустройства» Е. Кадыковой о том, что ее земельный участок может уменьшиться на 100 кв.м. «При установлении границ Вашего земельного участка на местности с учетом соседних землепользователей в данный момент площадь Вашего земельного участка ориентировочно будет меньше на 100 кв.м, чем указано в ваших правоустанавливающих документах» – сообщается в письме. Получается, правоустанавливающие документы у человека есть, чиновники о них знают, но уведомляют землевладельца о том, что, раз тот на кадастровый учет свой участок не поставил, его размер будет напрямую зависеть от новых наделов. И если границы участков пересекутся, собственник запросто может потерять свои квадратные метры земли в пользу нововыделенных участков.

НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ

Кто, и чем руководствуясь, ставил свои подписи, отдавая под нож березовую рощу и выделяя земли под застройку в неположенном, но, видимо, для кого-то весьма желаемом месте, предстоит выяснять. Пока никто не признается. Оно и понятно – придется отвечать. Общественники подготовили обращение областному прокурору с отправкой копии документа руководителю КУГИ КО и главе г. Кемерово.

«В своем обращении мы просим: принять меры к недопущению вырубки березовой рощи; отменить все распоряжения, касающиеся незаконного выделения 10 земельных участков; обязать Росреестр изъять выданные свидетельства на право собственности», – заявил В. Федченко. Очевидно, что тесно льготным землям в березовой роще. С одной стороны – границы санитарно-защитной зоны и лесополосы, соблюдение которых до сих пор ничем не подтверждено и остается под большим вопросом. С другой стороны – ЛЭП и ее охранная зона. С третьей – границы частных территорий. Не помещаются эти десять домов с участками по 1000-1500 кв.м. в этой роще ни по каким параметрам. Но кому-то, видимо, очень необходимо вклинить их именно туда. Со скрипом и народным негодованием кто-то в прямом смысле слова вырывает с корнями куски земли и дарит их льготникам. А те передаривают дальше. И через несколько звеньев цепи владельцев новый «хозяин» выкорчевывает березы для того, чтобы построить свой дом между ЛЭП и железнодорожным полотном. Воистину чуднО… А может, новые землевладельцы и не в курсе того, где собираются жить? Может, наконец, пришло время дать людям исчерпывающий ответ по ситуации и ознакомить с картой-схемой этого спорного участка, где были бы указаны не только границы десяти льготных участков, но и территориальная зона Р и все санитарные зоны и допустимые расстояния. Может, тому, кто выделял эту землю под строительство, пришло время ответить?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 23 мая 2018

Заголовок в газете: Хотели жить в роще, а получилось….

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру