Кузбасские чиновники пытаются сэкономить на инвалидах

В Кузбассе, пока власти делили 50 миллионов, инвалиды оплачивали бесплатную услугу

Власти Кемеровской области полгода не могли решить, как потратить 50 миллионов рублей, выделенных из бюджета на транспортировку инвалидов-диализников. Недавно стало ясно: вопрос доставки решен, и с 1 июля их будут возить к месту получения жизненно необходимой процедуры. Но кто и как компенсирует людям уже понесенные за это время затраты - пока не понятно.

В Кузбассе, пока власти делили 50 миллионов, инвалиды оплачивали бесплатную услугу

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА

Вот уже больше года мы бьемся над проблемой доставки инвалидов-диа-лизников до гемодиализных центров. Ее решение то обнадеживающе сдвигается с мертвой точки, то снова стопорится. Долгое время на территории Кемеровской области не было единого подхода к решению этого вопроса. Люди буквально выпрашивали или выбивали то, что было положено им по закону. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Так, жителей Калтана, Мысков, Междуреченска, Киселевска транспортировали давно и бесплатно. Кемеровчанам хотя бы частично компенсировали проезд, но этих денег все равно не хватало. Новокузнечанам платили, но еще меньше, чем жителям областной столицы – их дотаций с трудом хватало на покрытие половины транспортных расходов. Но полгода назад и эти выплаты прекратили, люди начали добираться за свой счет. Прокопьевску жилось хуже остальных: его инвалидам-диализникам, единственным в Кузбассе, и не платили, и не помогали транспортом. Никак и вообще. В прошлом году удалось-таки добиться для прокопчан ежемесячной компенсации в размере 500 рублей из городского бюджета. Но это были слезы: выделенных городскими депутатами средств хватало на дорогу на 2 процедуры при необходимых 12 ежемесячно. Люди жаловались, требовали, просили, стучали во все двери. Измотанные, и без того измученные, теряли надежду, но боролись. И, о чудо! В феврале этого года на очередной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области были приняты изменения в областной закон о бюджете с целью финансирования мероприятий по транспортировке пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью. Из бюджета на эти цели было выделено 50(!) миллионов рублей. Люди обнадежились, даже в опросе, организованном чиновниками по вариантам решения проблемы, поучаствовали. Но прошли февраль, март, апрель, май… Уже июнь в разгаре, а деньги на транспортировку так и не направлялись. Люди не понимали, чего им ждать. И вот, как говорится, не прошло и полгода, как решение, наконец, созрело.

РЕШЕНО ВОЗИТЬ

Организованная транспортировка инвалидов-диализников в Кемеровской области начнется с 1 июля. «Это решение было доведено до нас департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области в июне, – рассказывает директор ГБУ КО «Киселевское автохозяйство здравоохранения» Сергей Михеев. – Приказ ДОЗН имеет приложение, которое охватывает все территории без исключения. В каждом городе и районе Кемеровской области определены организации и ответственные лица, которые сейчас занимаются разработкой маршрута и программы перевозки больных и в дальнейшем будут отвечать за их доставку. Где-то это функция передана муниципалитетам, где-то – транспортным компаниям, где-то – поликлиникам. Моя организация будет работать на два города – Киселевск (26 человек) и Прокопьевск (61 человек). Жителей Киселевска мы возим уже на протяжении 10 лет. Прокопчане чувствовали себя в этой ситуации обделенными. Мы хотели помочь соседям и вышли с собственной инициативой еще в феврале этого года, но по каким-то причинам власти отложили принятие решения до июня. В понедельник я лично встретился с инициативной группой прокопьевских инвалидов и их активистом Владимиром Сосниным. Мы продуктивно обсудили детали нашего сотрудничества. В Прокопьевске планируется реализовать такую же схему работы, какая зарекомендовала себя в Киселевске. Мы не будем возить пациентов до подъезда, чтобы не кружить дворами и не затягивать процесс доставки. У нас будет разработан маршрут с ключевыми точками остановки и стоянки транспорта, максимально приближенными к месту жительства пациентов».

На оба города (Киселевск и Проко-пьевск) на полгода транспортникам выделено около 4 миллионов рублей. Как распределилась остальная часть зарезервированных 50 миллионов, нам пока не известно.

Подобная встреча прошла и в Кемерове при участии представителей Нефросовета и руководства управляющей транспортной компании Управления здравоохранения Кемеровской области.

В областной столице проживает порядка 200 человек с хронической почечной недостаточностью. Так как транспортные алгоритмы здесь еще не работали и до нынешнего момента кемеровчане получали финансовую компенсацию транспортных расходов, схемы и маршруты будут простраиваться в областной столице совместными усилиями с чистого листа. Планируется круглосуточная работа транспорта в 4 смены.

Однако открытым остался вопрос транспортировки кемеровских маломобильных больных. Транспортная компания, которой поручена перевозка диализников, от работы с ними отказалась, поскольку не имеет оборудованных машин. Пациентам посоветовали обратиться в соцзащиту, где есть спецавтомобили. Только как пользоваться услугами социального такси, если денежных компенсаций больше не будет? Снова ездить за свой счет?

СЭКОНОМИЛИ?

Но, как бы там ни было, в целом один вопрос, наконец, решили – возить будут всех. Остался второй: собирается ли кто-то компенсировать инвалидам понесенные затраты? А они есть, и немалые: как минимум полгода люди оплачивали из своего кармана то, что должны получать бесплатно и на что выделены бюджетные средства. Так что, как говорится, сам бог велел. Или полугодовая отсрочка – это не что иное, как запланированная экономия: чем позже начнем, тем меньше заплатим – а то ведь выделенных денег на всех, «причастных к освоению», попросту не хватает?

По данным Нефросовета, в Кемеровской области проживает порядка 600 человек, больных хронической почечной недостаточностью. На их транспортировку в 2018 году выделено 50 млн руб. Путем нехитрых подсчетов получаем по 83 тысячи в год на человека. В качестве компенсаций это более чем достаточно, возможно, столько и не надо. Но это в теории. На практике же никаких денег инвалиды, понятно, не увидят. Это было бы очень просто и не очень, видимо, интересно. Принято решение отменить денежные компенсации людям и возмещать затраты транспортным компаниям, которые начнут доставлять пациентов в гемодиализные центры региона. А здесь простора и вариантов для маневра больше: полгода, например, уже сэкономили.

Мы никоим образом не против такого варианта решения вопроса – возить так возить. Но повторимся, открытым остается вопрос: кто и когда компенсирует инвалидам немалые суммы – порядка 20 тысяч рублей – которые они уже потратили из своих небольших пенсий, пока неповоротливая чиновничья машина придумывала, как лучше освоить миллионы? Ответа на этот вопрос от департамента здравоохранения в положенный срок мы не получили. Видимо, думают. И, видимо, рассчитывают на Путина, который пообещал увеличивать пенсию на 1000 рублей ежегодно. Чем не компенсация? А с выделенными миллионами чиновники сами как-нибудь разберутся. Похоже на то...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Больных-диализников наконец-то начнут возить

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру