Через три месяца детям предстоит потерять отца или покинуть Родину

Чиновники вынуждают отца пятерых детей вывезти их из страны

Узбек Йулдош Эшматов, конечно, не Жерар Депардье и не Стивен Сигал. Но его история и мытарства по получению российского гражданства тоже получили серьезный общественный резонанс.

Чиновники вынуждают отца пятерых детей вывезти их из страны
Йулдош Эшматов с детьми: (слева направо) 13-летней Викторией, 11-летней Альбиной, 9-летним Даниилом, 3-летней Анисой и 6-летним Рустамом. Фото: vse42.ru

Отец пятерых детей (граждан России) из последних сил бьется за их право жить и расти в родной стране. И за возможность воспитывать собственных детей, мать которых лишили родительских прав. Для этого он должен легализовать свой статус. Но он же не Депардье…  Все его попытки и усилия разбиваются о цитадель закона – не положено. И пока папа в который раз просит у государства разрешения на временное проживание, дети переданы в детский дом. Если за три месяца не произойдет положительных перемен, для детей наступит час икс: они потеряют либо родного отца, либо родную страну. А страна или получит пять сирот, или потеряет пять своих маленьких граждан. Потому что забрать их из детского дома отец сможет только с условием выезда за границы нашего «законопослушного» государства. Где искать помощи отцу и детям? Почему мы так самоотверженно бьемся за всеобщее счастливое детство и демографические показатели и так безучастно равнодушны к судьбе конкретных пятерых детей и их праву иметь семью и жить в России?

Беда не приходит одна

Фото: vse42.ru

История большой многонациональной семьи Эшматовых началась 17 лет назад, осенью далекого 2000 года, когда 26-летний Йулдош Эшматов приехал в Кемерово в составе узбекской футбольной команды «Нав-бахор». Во время прогулки в сквере он познакомился с 17-летней Мариной Посновой, которая и стала матерью его пятерых детей, старшей из которых 13, а младшей 3 года. Йулдош работал на стройке, периодически выезжая из страны для продления сроков временной регистрации. В декабре 2014 года заканчивались очередные 90 суток его пребывания в России. Дело привычное. Йулдош купил билет до Киева, чтобы пересечь границу РФ и обнулить «миграционный счетчик». Но получить новую миграционную карту и заново встать на миграционный учет у отца большого семейства не получилось. Въезд в Россию оказался для него закрыт на пять лет. Выяснилось, что в закон были внесены поправки, согласно которым он превысил максимально допустимое количество дней пребывания на территории РФ.

Марина Поснова решила не ждать возвращения мужа и быстро нашла ему замену. Очень скоро за асоциальный образ жизни и пьянство органы опеки лишили ее материнских прав. Младшая дочь Йулдоша Анисочка, которой на тот момент было меньше года, от маминого сожителя заразилась туберкулезом и была госпитализирована. Только летом 2017 года малышка смогла вернуться в семью после продолжительного лечения. Другие дети рисковали оказаться в детских домах.

Узнав об этих обстоятельствах, Йулдош Эшматов приложил все силы и невероятными усилиями весной 2015 года добился права вернуться в Россию к детям. Сегодня они вшестером живут в коммуналке на 17 квадратных метрах без ванной и элементарных санитарных условий. При этом дети не пользуются никакими льготами, положенными им как многодетной и малообеспеченной семье, ведь официально их отец родителем-одиночкой не признан из-за иностранного гражданства.

В апреле 2017 года вся страна узнала о непростой судьбе русско-узбекского семейства, которое почти в полном составе приняло участие в популярном ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят». Все думали, что огласка на главном телевизионном канале России поможет Йулдошу в решении его проблемы. Но обещания оказались пустыми словами – пошумели и забыли. Более того, 30 июня 2017 года ему было отказано в продлении разрешения на временное проживание (РВП). От этого зависело все – и официальное устройство на работу, и помощь госорганов, и улучшение жилищных и финансовых условий, и конечно, снятие рисков в любой момент быть высланным из страны. У детей, кроме отца-иностранца, больше никого нет. Причина отказа – две «административки». Одна из них – за нарушение сроков пребывания в России. И никого не волнует, что отец не смог бросить детей для того, чтобы снова полгода воевать за право вернуться в страну. Ему просто не на кого их оставить. Второе административное нарушение Йулдошу оформил участковый уполномоченный полиции по статье 20.1 КОАП «Мелкое хулиганство». По словам Йулдоша, он вступился за свою 13-летнюю дочь перед местными алкашами. Как результат – отказ в выдаче РВП. Повторно можно подать документы на его получение только через год, то есть в июне 2018 года. А как быть сейчас? Жить нелегалом? Бегать от полиции? Просыпаться каждое утро с мыслью, что в любой момент могут постучать в дверь и попросить покинуть страну?

Помощь не придет

Фото: vse42.ru

Создается ощущение, что это какой-то заколдованный круг и помощи ждать просто неоткуда. У детей есть мать, но она лишена родительских прав. Соседи говорят, что она иногда навещает детей, но продолжает пить. Хотя адвокат Йулдоша утверждает, что не так давно видел ее и она сообщала о своем желании вернуть семью. Мы попытались разыскать женщину, но контактов ее нет ни у детей, ни у Йулдоша, ни у адвоката. По адресу, который нам указали, встретить  ее тоже не получилось. Однако найти ее необходимо хотя бы для того, чтобы разобраться с вопросом маткапитала. По имеющейся информации, Марина Поснова еще до лишения материнских прав получала маткапитал на троих детей. На эти деньги якобы был куплен дом в Топкинском районе. По словам Йулдоша, он один раз даже был там. «Дом находится в маленькой заброшенной деревушке далеко от трассы, я даже названия ее не помню, не говоря уже о точном адресе, – признался мужчина. – Поблизости нет ни школ, ни магазинов. Пусть сейчас у нас и маленькая комнатушка, но дети хотя бы могут нормально учиться».

Получается, где-то у детей есть еще дом? Мы не теряем надежды найти Марину Поснову, посмотреть на этот дом и задать вопрос прокуратуре и органам опеки: почему никто до сих пор не обеспокоился законностью проведенной сделки, использованием маткапитала и защитой в этой связи интересов детей.

Справедливости ради нужно отметить, что помощь Йулдош получает от узбекской и армянской диаспор. Они помогали обеспечивать семью продуктами питания, пока ее глава решал вопросы с пересечением границы. А сейчас у детей есть возможность брать продукты в магазине в кредит,  так что голодными они точно не останутся. Когда мы побывали в гостях у семейства, в комнате стараниями девочек было чисто и даже по-своему уютно. Все Эшматовы в школе учатся хорошо, замечаний от учителей не имеют. Жалоб от соседей на поведение детей и отца мы тоже не услышали. Все в один голос говорят: «Жаль их очень. Мужик хороший, тянется изо всех сил, работает много, бьется за детей, но что он может…»

В детском доме лучше?

Фото: vse42.ru

На сегодняшний день все пятеро детей Йулдоша Эшматова на три месяца помещены в кемеровский детский дом. Это сделано по заявлению отца. Власти не оставили ему выбора. Йулдош стабильно навещает их и старается держаться, когда маленькая Анисочка со слезами на глазах просит забрать ее домой. Она только-только успела адаптироваться к семейной жизни после трехлетнего лечения и научилась улыбаться.

17 августа Йулдош Эшматов был задержан органами полиции за отсутствие разрешительных документов и отказ от дачи показаний о незаконном пребывании на территории РФ. Его доставили в Кировский РОВД, а затем – в здание суда. По итогам судебного заседания Йулдош был признан виновным в нарушении сроков пребывания на территории России и получил штраф в размере 2 тыс. рублей. Но дело ведь не в деньгах, а в очередной «административке», которая добавит новых трудностей в решение вопроса легализации. 

«Я надеюсь, что по истечении трех месяцев дети вернутся домой, – отмечает адвокат Навруз Джураев, помогающий Эшматову. – Органы опеки обязаны их отдать, но при одном условии – если за это время отец узаконит свое право нахождения в России хотя бы на начальной стадии. Если сделать этого не получится, ему могут не отдать детей. Точнее, у него останется один вариант – забрать их, сделать загранпаспорта и уехать из страны. Плана оставить детей в детском доме у Йулдоша нет. Мы очень надеемся на положительный результат. Я разговаривал с помощником руководителя Управления по вопросам миграции, принять нас смогут только в начале сентября. Мне известно, что участковый инспектор по запросу УФМС составил обширную характеристику на Йулдоша. Небольшие подвижки есть. Мы с надеждой ждем сентября».

По совести или по закону

Фото: vse42.ru

Мы тоже отравили запросы во все госструктуры, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к решению данной ситуации. Первым делом это, конечно, УФМС. В ГУ МВД России по Кемеровской области нам сообщили, что Йулдош Эшматов действительно обращался с заявлением об оформлении РВП. И действительно получил отказ по причине привлечения в течение одного года к административной ответственности за  нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ. Факт наличия детей, граждан России, по информации ГУ МВД, не является основанием для отмены применения норм действующего законодательства. Обжаловать данное решение Йулдош не пытался. «Вы смотрите на ситуацию с социальной, человеческой точки зрения, но есть закон», – так ответили на наш телефонный звонок в УФМС.

Более человечную позицию занимает уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Кислицын: «Я занимаюсь данным вопросом и пытаюсь лично разобраться в ситуации, –  пояснил Дмитрий Владимирович. – Скажу честно: проблемы самого Йулдоша Эшматова меня интересуют мало. Он человек взрослый, пусть сам их решает. Меня заботит судьба и состояние детей. Пока мне не удалось поговорить с Йулдошем даже по телефону. Сначала мне было сказано, что он работает. Мы должны были встретиться сегодня, но его представитель сообщил, что Эшматов заболел, и попросил перенести встречу. Думаю, я сам наведаюсь к ним. Мне важно поговорить с человеком, узнать, как он сам видит ситуацию и ее перспективы, есть ли у него желание воспитывать детей, потому что в детский дом они были помещены по его инициативе. Для себя я полной картины происходящего пока не составил».

В департаменте образования Кемеровской области нам сообщили, что семья Эшматовых состоит на контроле в органах опеки и попечительства с апреля 2017 года. Семье была предложена помощь в проведении ремонтных работ и предоставлении отделочных материалов. По информации департамента, от предложенной помощи Йулдош Эшматов отказался. Также он отказался от помощи в предоставлении продуктов питания, от предложенных мест в пришкольном лагере дневного пребывания для старших детей и путевок в санаторий «Журавлик» для младших. «В управление социальной защиты населения по вопросу получения мер социальной поддержки Йулдош Эшматов не обращался. Работа с семьей будет продолжена», –  сообщил начальник департамента образования КО Артур Владимирович Чепкасов.

В департаменте социальной защиты населения нам сообщили, что семья Эшматовых состоит на учете в отделении МКУ «Центр социальной помощи семье и детям города Кемерово» по Кировскому району с 27.08.2015 г. В 2016 году Центром была оказана помощь вещами на сумму 5200 рублей, выделялись новогодние подарки и школьные рюкзаки. Однако правовых оснований для выплаты полагаемого детям социального пособия у соцзащиты нет, так как Йулдош Эшматов не имеет вида на жительство на территории РФ. Матери детей поддержка оказывалась до лишения ее родительских прав в 2015 году. Право на областной материнский капитал она утратила в связи с этим фактом. До лишения прав за его получением она не обращалась. О судьбе федерального маткапитала местные органы самоуправления не сообщают, так как данный вопрос не контролируют.

Есть замечательные слова, просто потрясающие своей силой и глубиной: «Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение».

Фото: vse42.ru

Очень надеемся, что внимание чиновников всех рангов к судьбе детей Эшматовых не окажется формальностью или пустышкой, и малышка Аниса сможет вместе с сестрами и братьями вернуться домой к папе. А государственная машина суровостью формальных требований не перемелет детские судьбы, а милостиво вернет им семью и отца и не отберет у них Родину.

Редакция "МК в Кузбассе" обращается ко всем, кто может помочь детям в этой ситуации: "Помогите!"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Узбек и пятеро детей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру