В Кузбассе ожидают мировую премьеру "Земля Сибирь"

Самое масштабное музыкальное событие года пройдет 28 января в Государственной филармонии Кузбасса

Монументальное произведение, написанное известным столичным композитором Андреем Микитой, посвящено предстоящим юбилеям: 75-летию области и ее ровесницы –

Государственной филармонии Кузбасса, 100-летию Кемерова и 400-летию Новокузнецка. Автор оратории рассказал журналистам, зачем нужно ее слушать, что такое неправильная музыка и как от этого зависит обороноспособность страны.

Самое масштабное музыкальное событие года пройдет 28 января в Государственной филармонии Кузбасса
Композитор Андрей Микита (в центре) на пресс-конференции.

Самый большой подарок к юбилею области кузбассовцев ожидает в филармонии Кузбасса, которая подготовила мировую премьеру оратории «Земля Сибирь», специально пригласив для этого композитора из Москвы Андрея Микиту. Созданное к юбилею масштабное музыкальное полотно включает 12 частей, повествующих об истории освоения и развития региона. Отвечая на вопрос нашего корреспондента о традиционно негативном отношении к музыке на заказ, ибо она плакатна, предсказуема и не для души, Андрей Иштванович сказал, что «представлял, прежде чем начать писать произведение, что люди придут на концерт с мыслью, что это скучно-официальное мероприятие, потому старался удивить», чтобы слушатели с первых же тактов поняли, что ошиблись в своих предположениях.

Эта оратория стала уже четвертой для мэтра, в шутку назвавшего себя специалистом по ораториям. За литературную основу были взяты тексты на шорском языке, стихи, легенда об открытии Михайлой Волковым угольной горы, а также документы – указ Петра I о начале рудных изысканий, отрывки из дневника американского рабочего и даже описание герба Кузбасса – предмет особой гордости композитора – было положено на музыку. Все это, по словам автора, требовало многожанровой палитры, потому, например, музыкальное сопровождение указа выполнено в стиле петровских кантов, американский рабочий заставил вспомнить кантри, тема, связанная с непосильным женским трудом в шахте во время войны, вызвала к жизни вдовий плач, есть и горловое пение, и русская плясовая, и танго, и советская массовая песня, и православная молитва.

«С одной стороны, оратория стилистически пестрая, с другой стороны, она едина, поскольку скреплена интонациями шахтерской песни «Коногон», – добавил автор.

Как отметила генеральный директор филармонии Людмила Пилипчук, оратория – филармонический жанр, его не сделает театр. «Филармония вообще любит масштаб. Этим жанром мы раскрываем людям всю прелесть и мощь соединения музыки и слова, – поделилась Людмила Владимировна. – Мы имеем право это делать, – у нас есть творческие силы, которые могут воплотить произведение подобного масштаба, есть несколько подобных произведений в репертуаре, и они удивительно слушаются и замечательно принимаются зрителями».

В исполнении оратории «Земля Сибирь» участвуют Губернаторский симфонический оркестр, Губернаторский камерный хор, ансамбль Губернаторского духового оркестра, солисты филармонии. «Композиторы всегда писали для конкретных исполнителей, – сказал маэстро

А. Микита. – Бах, Бетховен знали, кто будет исполнять их произведения. И мне удавалось работать с конкретными исполнителями филармонии, писать именно для них. Я представлял, каким будет горловое пение, как его исполнить, как соединить. Слышал народные инструменты, качество хора. Это очень важно».

Композитор призвал слушать классическую музыку. «Музыка определяет человеческую личность, – отметил Андрей Микита. – Я, беседуя с человеком, через пять минут могу понять, какую музыку он слушает, была ли в его жизни классическая музыка или, допустим, только рэп. Музыка формирует личность, и чем больше людей будет охвачено классической музыкой, к которой ораторию тоже причисляю по стилистике, тем личности будут богаче, в результате социум будет лучше и государство. И эту связь древние знали. Например, в Древнем Китае был специальный цензор по музыке. Он ходил по деревням и слушал, какую музыку крестьяне поют и играют: древним китайцам было точно известно, какая музыка правильная, какая – нет. Если человек слушает неправильную музыку, он и человек неправильный: он идет в армию и бежит с поля боя. И государство в итоге разрушается. То есть связь между музыкой и социумом прослеживается очень четко».

Андрей Иштванович также рассказал несведущим слушателям, какую музыку следует считать неправильной. «Есть три составных части музыки: мелодия, гармония и ритм, – объяснил композитор. – В христианском мировоззрении – дух, душа и тело. Так они и соответствуют друг другу: духу соответствует гармония, душе как соединению духа и тела – мелодия, где интонация, эмоция, и, наконец, ритм – это только телесное. Музыка, которая целиком основана на ритме, наиболее телесна, то есть она максимально бездуховна, далека от духа».

Андрею Иштвановичу понравился Кузнецкий край. «Сибирь для меня интересна, я был впечатлен размахом и драматизмом истории. Поразили меня люди, которые в Сибири, в Кузбассе более искренние, открытые, с ними очень приятно общаться. В столице очень много подводных течений, и никогда не знаешь, искренне человек тебе говорит или нет. А здесь приятно и спокойно. Здесь я доверяю людям».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: В Кузбассе ожидают мировую премьеру "Земля Сибирь"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру