Нужен ли Прокопьевску колледж искусств?

В институте – кругозор, в колледже –профессия

10.10.2018 в 08:34, просмотров: 705

Прокопьевский колледж искусств (до 2009 года – музыкальное училище) в этом году отпраздновал 55-летие. Наш корреспондент поговорил с преподавателем и известным выпускником о том, зачем музыканту среднеспециальное образование. И расспросил студентов, почему они выбрали именно это учебное заведение.

Нужен ли Прокопьевску колледж искусств?
Родион Литвинов.

Джаз-рок «Горы ветров»

– Я в музыку пришел сознательно. Бросил престижный радиотехнический институт. Мама плакала, – вспоминает Родион Литвинов. – Занимаюсь музыкой ради музыки и ни о чем не жалею. И студентов учу такому отношению к профессии.

Впервые Литвинова я увидел лет десять назад. Не в кабинете колледжа, а на сцене – в составе гитарного дуэта «Джангос». Было это на каком-то городском мероприятии. Гитаристы играли джаз-рок собственного сочинения. Звучали не только профессионально, но и актуально. Не сразу поверил, что в Прокопьевске такие коллективы бывают. Потом посчастливилось попасть на прокопьевский фестиваль живой музыки «Гора ветров» (так на русский переводится «Тырган» – название одного из районов города), организованный Родионом Литвиновым и вторым участником гитарного дуэта Никитой Арыковым. В фестивале участвовали музыканты, которые, как и «Джангос», не воспроизводили привычные образцы, а занимались собственно творчеством. К сожалению, и упомянутого фестиваля, проходившего несколько раз, и гитарного дуэта «Джангос» больше не существует, но Родион Анатольевич взглядов на музыку не изменил. В Прокопьевском колледже преподает с 2004 года, а в 2009 году возглавил открывшееся здесь новое отделение «Музыкальное искусство эстрады». Читает студентам курсы, которые до его прихода не изучали, – джазовая импровизация, история поп- и рок-музыки. На стенах кабинета, в котором беседуем, портреты не Моцарта и Чайковского, а легендарных джазменов – Дюка Эллингтона, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи. И «Джазовое дерево» – коллаж, кратко рассказывающий о главных джазовых направлениях и их представителях. Этот коллаж с автографом Давида Голощекина подарил колледжу выпускник отделения, который некоторое время играл в оркестре упомянутого российского музыканта.

Родион Литвинов объясняет, что в соседнем Новокузнецке есть джаз-клуб, есть частные школы для музыкантов и эстрадное отделение колледжа искусств. Но в Новокузнецке на этом отделении учат только вокалистов, а в Прокопьевске – и инструменталистов.

Ориентируясь на современность, Литвинов и его ученики чтут классику и традиции.

– Классика и для нас является базой. Это школа артикуляции, школа звука. Без этого никак. Как выросший в советской музыкальной системе, я ее ценю. Считаю советскую музыкальную школу лучшей. Если наши музыканты едут работать за рубеж, там знают, что они играют очень культурно, трепетно относятся к авторскому нотному тексту, – подчеркивает педагог.

Собирался спросить, соответствует ли Прокопьевский колледж искусств запросам дня сегодняшнего. Родион Анатольевич, упредив вопрос, рассказал о выпускнике своего отделения Степане Демшине, который, еще учась в колледже, работал звукорежиссером на радио и сочинял музыкальные отбивки, затем окончил Красноярский институт искусств и сейчас звукорежиссер Прокопьевского драмтеатра.

– В наших провинциальных городах звукорежиссеры – это, как правило, радиотехники. Очень здорово, когда звукорежиссер – музыкант. Он уже может решать не только технические, но и творческие задачи.

– Необходимо ли музыканту среднеспециальное образование, ведь в институты культуры принимают и без него?

– Однозначно, музыкальное училище, колледж – самый важный этап в становлении музыканта. Именно здесь они получают основную базу, навыки: ноты, артикуляция, игровые приемы. Те, у кого нет среднеспециального музыкального образования, в институтах сильно отстают. Они так или иначе связывают свою жизнь с музыкой, но, как правило, профессиональными исполнителями не становятся. И как музыканту мне удобнее работать с людьми, которые окончили училище. С ними быстрее все можно делать, а с теми, у кого нет такой базы, тяжелее. Они бывают талантливыми, способными «слухачами», но они – не универсалы.

В официальном названии колледжа есть слово «областной», он подчиняется департаменту культуры. Но находится все-таки не в столице Кузбасса, а в Прокопьевске. Насколько такое образовательное учреждение нужно небольшому промышленному городу? Родион Литвинов ответил, что, как ни банально прозвучит, без культуры город одичает, вернется к уровню столетней давности, и что культура – фундамент, без которого немыслимы цивилизация и гуманизм хоть в мировом масштабе, хоть в рамках небольшого города.

Сергей Цивилев задумал открыть в Кемерове филиал Академии музыки им. Гнесиных. Попросил Литвинова прокомментировать это решение. Родион Анатольевич относится к идее скептически. Он оканчивал Кемеровский институт культуры, со многими преподавателями этого вуза хорошо знаком и считает, что сегодня музыкальное направление там «задвинуто совсем далеко» и зарплаты педагогов не высоки. По мнению Литвинова, лучше помочь этому институту. В свое время он открывался, чтобы готовить для Кузбасса профессиональных исполнителей, дирижеров и музыкальных педагогов. Родион Анатольевич опасается, что филиал Гнесинки будет готовить кадры для Москвы и Питера. Впрочем, если в бюджете хватит денег и на помощь институту, и на открытие филиала прославленной Академии, тогда его открытие встряхнет культурную жизнь региона.

Актуальный «народник»

Этот же вопрос я задал Алексею Мясоедову – выпускнику колледжа (отделение «Инструменты народного оркестра»), который ныне возглавляет Прокопьевскую детскую музыкальную школу №10.

Алексей Мясоедов.

– К идее открыть в Кемерове филиал отношусь хорошо, но не знаю, как это будет реализовано. Если удастся привлечь специалистов – будет здорово, а если только повесить табличку – смешно. Странно будет, во всяком случае, – рассуждает Алексей Николаевич.

Мясоедов знаком с опытом работы филиала Гнесинки в Ханты-Мансийске. Там удалось собрать когорту талантливых преподавателей – выпускников аспирантуры этой Академии. Но к моменту открытия филиала уже сложились прочные связи между знаменитой Академией и далеким северным городком. Кроме того, открытие филиала потребовало серьезных финансовых вливаний.

Алексей Мясоедов – педагог, руководитель и концертирующий баянист. Основанный им «Сибирский квартет», постоянной участницей которого стала супруга Алексея Татьяна – выпускница Прокопьевского колледжа по классу домры – участник и лауреат всероссийских и международных конкурсов. Квартет выступал, в частности, во Франции и в Японии. А также в концертном зале Академии им. Гнесиных. «Народники» тоже умеют играть современную актуальную музыку. Доказательство тому – участие «Сибирского квартета» в упомянутом прокопьевском фестивале «Гора ветров».

Отделение, которое оканчивали Алексей и Татьяна, – одно из старейших в колледже. Здесь учился создатель «Терем-квартета» Игорь Пономаренко, несколько выпускников стали музыкантами Национального академического оркестра им. Осипова. В 50-е – 60-е годы директором ДМШ № 10, которой сейчас руководит Алексей Мясоедов, был Михаил Барсуков. Михаил Васильевич организовал первый в Прокопьевске оркестр народных инструментов. Во многом благодаря Барсукову в Прокопьевске открылось и музыкальное училище (с 2009 года – колледж) – на несколько лет раньше, чем в соседнем Новокузнецке. Здания ДМШ №10 и колледжа соседствуют. В упомянутой ДМШ проходят областные конкурсы и отчетные концерты студентов колледжа. Последние в стенах ДМШ чувствуют себя как дома, многие из них постигали азы музыки именнов этой школе.

– Не жалеете, что в свое время окончили Прокопьевский колледж, и связали жизнь с небольшим городом? – спрашиваю Алексея Мясоедова.

– Традиционно «народное» отделение в Прокопьевском училище было одним из самых сильных в регионе. Многие даже из Новосибирского музыкального училища сюда переводились, потому что здесь был один из лучших студенческих оркестров за Уралом. Тогда Анатолий Буренков оркестром руководил, я его еще застал. Да и сейчас эти традиции поддерживаются, и у нас коллективы – одни из лучших. Да, я родился, учился и остался здесь. И не жалею.

– Насколько колледж искусств нужен городу сегодня?

– Городу необходим такой очаг культуры. Благодаря колледжу в Прокопьевске активная творческая жизнь. Потенциал студентов используется на городских концертных площадках, выпускниками прирастают городские творческие коллективы.

– Вы согласны с Родионом Литвиновым, что училище, колледж – самый важный этап в формировании музыканта?

– Пожалуй, да. Высшее образование расширяет кругозор, а профессию в большей степени дает музыкальное училище: участие в творческих коллективах, общение с преподавателями и сверстниками, осознанно выбравшими ту же стезю.

Панк, металлист и отличница

Возвращаюсь из ДМШ в колледж, чтобы побеседовать с сегодняшними студентами. Николай Землянухин – третьекурсник отделения оркестровых, духовых и ударных инструментов.

Николай Землянухин.
Основной инструмент – саксофон. В колледже играет классическую музыку, а в свободное время слушает панк-рок.

– А я думал, вы любите джаз. Саксофон в первую очередь с джазом ассоциируется.

– Стереотип, – возражает Николай. – Этот инструмент создавался как классический. Потом приехали афроамериканцы и забрали его к себе.

Николай вырос в Сосновке под Новокузнецком. В десять лет увидел музыканта-саксофониста по телевизору и записался в местную музыкальную школу, чтобы тоже так научиться.

– Почему выбрали Прокопьевский, а не Новокузнецкий колледж?

– В Прокопьевске отделение ударных и духовых посильнее, не в обиду новокузнечанам будет сказано.

С этого же отделения и прокопчанин Артем Сидоркин, только специализируется на ударных.

Артём Сидоркин.
Артему уже 22 года, а музыкой он всерьез увлекся в 18. Педагоги говорят, что барабанщики иногда начинают поздно, но добиваются успеха. Надеются, что случай Артема как раз такой. Парень любит хард-рок и группу Metallica, репетирует с любительской рок-группой, а в колледже играет классический репертуар – это дает базу, необходимую любому исполнителю. Мечтает стать сессионным музыкантом.

В стародавние времена Николая и Артема назвали бы неформалами. Елена Смирнова – скажем так, контрапункт.

Елена Смирнова.
Отличница, которая «положительно характеризуется педагогами» (еще один устаревший речевой оборот). Елена из Белова. Выбирала между Кемеровским и Прокопьевским колледжами искусств.

– Все знают, что в Прокопьевске очень сильные педагоги по вокалу, – объясняет девушка.

В колледже ее увлекла специализация, о которой до поступления не задумывалась – хоровое дирижирование.

– Я думала, что управлять хором – всего лишь руками махать. Но оказалось, нужно много учиться, освоить несколько музыкальных инструментов, обладать лидерскими качествами. Мало у кого получается.

После колледжа собирается в Петербург – в Консерваторию им. Римского-Корсакова или в университет культуры. Будет добиваться цели, даже если с первого раза не получится.

Справка МК

Официально год основания прокопьевского музучилища – 1962-й, но некруглый юбилей праздновали в нынешнем. Первыми педагогами Прокопьевского музучилища были выпускники Ленинградской консерватории, сегодня в колледже преподают несколько их воспитанниц. Прокопьевское музучилище окончил Анатолий Берестов – основатель новокузнецкого джаз-клуба «Геликон». Воспитанники колледжа продолжают музыкальное образование в консерваториях и вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Магнитогорска. Многие после окончания Прокопьевского колледжа поступают в Кемеровский институт культуры. В Прокопьевском музучилище получали образование сегодняшние профессора этого вуза Ирина Умнова и Ольга Синельникова.

Выпускники актерского отделения, открывшегося в Прокопьевском колледже десять лет назад, работают в Прокопьевском и Кемеровском облдрамтрах; участвовали в конкурсных показах спектаклей упомянутых театров, номинированных на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

На десяти отделениях колледжа сегодня учатся 152 студента.