Кемеровчанин променял свою профессию на кукол

Как сделать хобби работой

Как отважиться оставить карьеру в зрелом возрасте и начать развиваться в авторском творчестве, рассказал читателям «МК в Кузбассе» начинающий художник-кукольник из Кемерова Николай Шабалин.

Как сделать хобби работой
Николай Шабалин: «Могу вынашивать образ год-два, а когда он созреет, то сам просится наружу. И я берусь за инструменты».

Когда разговариваешь с Николаем, даже не верится, что этот серьезный и рассудительный человек мог сделать лохматого и неуклюжего ежика, мечтательного звездочета, упитанного культуриста. Все в нашей беседе выдает опытного руководителя.

«Мне 47 лет, – рассказывает мастер. В юности получил специальность «экономика и управление», по этой стезе и шел. Долгое время работал бухгалтером, главным бухгалтером, руководителем. Ни в детстве, ни в молодости к творчеству не стремился. Тогда больше привлекал спорт, особенно плавание и лыжи. Конечно, как и все дети, пытался что-то моделировать из бумаги, рисовал, но, став взрослым, к этому не возвращался. Дом, работа – как у всех».

До кукол надо дорасти

Все же именно воспоминания из детства побудили Николая разорвать круг обыденных забот. Будучи мальчишкой, любовался готическими соборами со шпилями и множеством статуй. Уже взрослому Шабалину на даче захотелось сделать нечто красивое, и в мыслях возник образ замка из речной гальки с башнями, окнами и воротами. Уже готовое ландшафтное украшение он оживил, проведя туда электричество, чтобы ночью из миниатюрных окошек был виден свет.

В этом и сейчас главная черта авторских кукол художника – они словно живые. Только научился этого добиваться мастер не при помощи технических средств, а через позы, выражение лица. Например, в одной из интерьерных работ Шабалина, которую он называет «Ветер воспоминаний», женщина с собакой словно секунду назад остановилась возле тебя и вот-вот чем-то сокровенным поделится. Эти игрушки для взрослых будто застыли в миг действия.

«Первым, что вырезал из дерева, был слоник, – вспоминает Николай. – На даче каким-то сапожным ножом. Племяннице захотелось на день рождения подарить что-то, сделанное своими руками. Понравился сам процесс. Постепенно, в свободное от работы и прочих обязательств время, стал вырезать. Это были фигурки животных, цветы и прочее. Некоторые вырезал, глядя на картинки в интернете, отрабатывал технику».

Так четыре года назад Николай дорос до создания кукол.

Учиться никогда не поздно

Но для развития навыка не хватало знаний, и Николай пошел учиться в вечернюю художественную школу. К слову, художественное обучение сейчас популярно среди кузбассовцев. Только в Кемерове около десяти студий рисования. В среднем один урок стоит 400 рублей. Чтобы познать все азы, набить руку, надо обучаться два года. Но не всем удается завершить обучение.

Так, в группе «вечерников», где занимался Николай, в первый год обучения было 17-18 человек, из них половина школьников, остальные взрослые, в том числе пенсионеры. Ко второму году обучения осталось 12. По словам героя этой публикации, многие взрослые до курсов занимались рисованием как любители, но есть и те, кто начал обучение с нуля. Среди учеников встречаются предприниматели, чей бизнес связан со столярным делом или иным прикладным трудом.

«Там, конечно, не учат резьбе по дереву, но даются базовые навыки, используя которые, можно развиваться самостоятельно», – поясняет Николай.

Затем начинающему художнику пришлось изучить анатомию и различные техники изготовления кукол и других игрушек. Он стал заядлым участником мастер-классов, но больше всего помогла советами известная в России кукольница Юлия Ральникова.

«Обучиться художественным приемам можно, но усваиваются лишь технические навыки. Самое интересное, трепетное и мощное – это образ, характер куклы. А вот здесь уже задействована творческая магия или душа. Как угодно. Но это не материальная субстанция, и передать ее нельзя другому мастеру. Образы – это почерк художника, выплеснувшийся из его переживаний. Любое искусство – это чувства, эмоции», – поясняет Шабалин.

Липовое творчество

Николай вырезает кукол из липы, березы, сосны. Но именно липу считает «кукольным» деревом. Этот материал использовали еще на Руси для различных бытовых нужд и поделок, ведь липа пластична, не дает трещин по текстуре, редко расклеивается. Береза хороша тем, что она твердая и позволяет вырезать очень мелкие детали. Древесина хвойных пород наиболее доступная в Сибири. Ее можно использовать для туловища или каких-то элементов, идущих под покраску. Но экспериментировать Шабалин любит и с другими природными материалами.

«Друзья из Средней Азии недавно прислали мне древесину абрикоса. Очень красивая, имеет оранжевый цвет. Попробую из нее сделать куклу. Есть желание поработать с яблоней и грушей. Груша тоже удивительна. Ее древесина розового цвета».

Если говорить о производстве авторских кукол как о бизнесе, это не только затратное дело, но и сложное. Например, не всегда получается вырезать фигуру согласно задумке с первого раза. Ту же липу надо заказывать в Москве. Прийти и купить все инструменты в одном месте не получится, надо искать то, что нужно, по всей стране и у других мастеров.

Для различных элементов композиции художник использует папье-маше, бисер, стразы, искусственный мех, ткани. Кстати, шить он научился в дефицитные 90-е годы. Тогда и себя мог в джинсы одеть, и других снабдить моделями собственного производства. Однако всех кукол в одинаковые платья не одеть, поэтому ткани для крошечных нарядов надо покупать разные. И обрезки, получается, девать некуда. Сейчас Николай ткань почти не использует.

У Шабалина два направления в творчестве. Первое – это философские работы, выраженные в куклах и композициях с их использованием. Это сложные, собирательные персонажи. Николай находит их характеры из жизни и книг. Он любит произведения Достоевского, Толстого, Уальда. Поэтому на лицах этих кукол не только эмоции, но и житейский опыт. Второе направление – маленькие забавные куколки, елочные игрушки, которые несут людям радость. Так, из-под ножа Николая Шабалина вышла целая ватага забавных спортсменов со штангами и гантелями, энергетиков за работой, ежей, вооруженных хозяйственными инструментами.

Работы художника можно увидеть на региональных выставках-ярмарках. Их организаторы отмечают, что куклы Шабалина – это уже не творчество, а притязание на искусство.

Талант как бизнес

Так получилось, что в прошлом году Николай Шабалин ушел с работы. Карьера в крупной компании зашла в тупик, да и хотелось заняться тем, что стало ближе. Не каждый отважится на пятом десятке начинать с нуля. Эта история хоть и не уникальная, но и обычным делом не назовешь. Сегодня авторский хендмейд очень популярен. На выставках прикладников изящные изделия из всевозможных материалов и в бесчисленном количестве техник уже давно вытеснили однообразные разделочные доски и бабушкины коврики. С чего же начать новичку на рынке дизайнерских вещей и авторских работ?

Николай считает, что заявить о себе поможет интернет. Свои работы можно публиковать в социальных сетях. Конечно, тут тоже надо изучить матчасть. Так, художнику Шабалину пришлось освоить фотосъемку, чтобы в выгодном свете и с лучшего ракурса преподносить свои работы. А еще неплохо для продвижения почитать про интенет-маркетинг или принять участие в онлайн-семинаре на эту тему. Сегодня социальные сети – отличная торговая площадка, на которой продают свои товары и мастера, и бренды с именем.

Еще один способ привлечь заказчиков – участвовать во всевозможных выставках. Ценители авторских работ и уникальных подарков не пропускают такие события. Самая крупная – рождественский базар, который проходит в Кемерове в середине декабря. Участвовать можно любому мастеру, подав заявку организаторам. В областной столице летом действует проект «Арбат на Весенней». Три дня в неделю любой мастер, чью заявку одобрили, может выйти на Весеннюю и представить свои изделия на продажу. Кроме того, выставки-продажи работают в дни массовых гуляний. В соцсетях есть группы, в которых собираются мастера. Там можно узнать информацию о ярмарках в торговых центрах, где предоставляются столы в качестве витрины для изделий.

Сарафанное радио в продвижении ручной работы тоже эффективно. Но запускается оно при одном условии – изделие должно быть качественным.

Сейчас у Николая сложный период – он еще не привык работать на себя, да и его изделия требуют не только физических усилий, но и вдохновения. «С финансовой стороны создание кукол – дело затратное и пока мало окупаемое, но востребованность и признание моих работ хорошо мотивируют. Некоторые куклы я делаю за два-три месяца, а образ других вынашиваю годами. Помню, как делал куклу Нарушитель – это первая серьезная работа. Я просчитывал, как смогу выкраивать время для занятий, работая в компании, думал и прикидывал, каким я буду в кукольном мире. Сейчас понимаю, что самозанятость – это не только желание творить, но и четкий план, самодисциплина. Кукла, кстати, получилась с прищуром – отразила тогда мои чувства. И название получила, наверное, потому что я впервые нарушил привычный ход вещей».

Кукла может быть эмоциональной, уверен кемеровский мастер.

Пока автор эмоциональных кукол не знает, станет ли искусство его основным делом или все же придется вернуться в профессию. Но об одном он говорит уверенно: «Как бы трудно ни было, будут востребованы куклы или нет, я их не перестану делать».

Куклы кузбасского экономиста умеют разговаривать без слов

Куклы кузбасского экономиста умеют разговаривать без слов

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Таланты в дело: как сделать хобби работой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру