Кузбасском детском доме с детьми происходят обыкновенные чудеса

Истории особенных артистов

В общественном сознании укоренилось представление о том, что детский дом – это место, где дети, лишенные родительской любви, непременно деградируют. А обидное слово «детдомовцы», как клеймо, следует по жизни за выпускниками этих учреждений. Не будем лукавить, где-то, может быть, это и так. Но Православный детский дом «Покров», на наш взгляд, особенный. Во-первых, здесь живут одни только девочки, потому как находится он на территории Свято-Успенского женского монастыря в селе Елыкаево. Во-вторых, здесь нет детдомовцев, здесь есть сестры. А в-третьих, с детьми здесь происходят какие-то невероятные преображения. Сюда, как правило, попадают сложные девочки из неблагополучных семей, с девиантным поведением и особенностями развития. Об их жизненных историях воспитатели говорят не то чтобы неохотно, но очень сдержанно и аккуратно, как бы стесняясь. Но только зная, через что пришлось пройти воспитанницам «Покрова», можно понять, какие чудеса здесь творятся с Божьей помощью.

Истории особенных артистов
Сложно представить, что несколько лет назад они попали в детский дом с серьезными психическими проблемами. Фото автора.

Мы не первый раз приехали в «Покров» на рождественский спектакль. Его воспитанницы приглашают гостей на свои театральные постановки ежегодно. Так что, можно сказать, это уже добрая традиция. В нынешнем году нас ждала рождественская сказка по мотивам произведений Николая Носова «Истории Цветочного города».

За кулисами за десять минут до начала спектакля пусто. Зашла, огляделась – никого. Вдруг из-за угла выглянула любопытная девочка. «А к нам какая-то тетенька пришла!» – прощебетала она и исчезла. И через несколько секунд вокруг меня стояла уже толпа маленьких артистов.

За кулисами.
Они начали знакомиться, представляться наперебой, открыто и без тени смущения, но скромно и не навязчиво. Сегодня в этих улыбчивых, светлых девочках совсем не читается тот ужас, который им пришлось пережить за такую короткую детскую жизнь.

 

«Покров» и его истории

В центре этой актерской компании – самая высокая и, судя по всему, старшая из воспитанниц. Передо мной – очень уверенная в себе, обаятельная девушка, открытая, с хорошо поставленной речью и примерными манерами, улыбчивая и общительная. Таких людей принято называть харизматичными, за ними хочется наблюдать, их хочется слушать. Это Настя, ей уже 20 лет. В «Покрове» девочки живут не до совершеннолетия, как в государственных детских домах, а столько, сколько им необходимо. Настя появилась здесь около семи лет назад одной из первых и не спешит расставаться с родными стенами. В спектакле она играет доктора Пилюльку.

В роли Пилюльки (крайняя слева) - Анастасия Катревич.

Глядя на эту девушку сегодня, сложно представить, что в тринадцатилетнем возрасте она попала сюда в ужасном физическом и психическом состоянии. Детство провела со своей мамой – выпускницей коррекционного интерната – в маленьком новокузнецком домике, больше напоминающем сарай, не ходила в школу, не умела ни читать, ни писать. В одиннадцать лет она попала сначала в обычный детский дом, а в тринадцать переехала в «Покров» и начала учиться во втором классе. Те, кто видел Настю семь лет назад, вспоминают, что она напоминала дикого зверька, напуганного, не приспособленного к жизни, недоверчивого, не познавшего любви, имеющего психические проблемы. Но время и любовь лечат. И сейчас Настя заканчивает девятый класс, планирует поступать в художественный колледж и уже посещает подготовительные курсы. А в прошлом году она отучилась в автошколе и получила водительское удостоверение. «Сегодня это – красивая, успешная молодая девушка, – рассказывает о Насте мать Игнатия. – Она стала очень открытой, ответственной, всего добивается своим трудом. Господь творит чудеса, он преображает внешне и внутренне».

Второй в закулисье обратила на себя внимание девочка в огромной шляпе, по которой без труда можно было узнать в актрисе Незнайку. Оле – исполнительнице главной роли – сейчас четырнадцать лет.

Исполнительница главной роли - Ольга Хмаренко. Шесть лет назад девочка попала в детский дом вместе с тремя сестрами. Сегодня Оле 14 лет. И она с достоинством справилась со своей задачей - Незнайка была неподражаема!
Симпатичная девочка с живым взглядом очень артистична, она покачивает шляпой и уместно шутит. А шесть лет назад, когда Оля попала в «Покров», она в свои восемь лет не знала ни названий времен года, ни дней недели. Да и сейчас не все так просто. Оля учится в коррекционной школе и испытывает серьезные сложности в общении и обучении. Но со стороны ее трудно отличить от обычных подростков. А зрителям и вовсе не было заметно, насколько непросто девочке существовать на сцене. Как выяснилось, несмотря на наличие неординарных артистических способностей, Оля, играя главную роль, превозмогала себя. «У нее не получается запоминать объемные тексты, – пояснила мать Игнатия. – Плюсом к этому она пока не умеет импровизировать. Казалось бы – безвыходная ситуация: какая в этом случае может быть главная роль? Но мы заметили, что Оля намного быстрее запоминает слова, если они связаны с конкретными движениями. И каждое слово связали с действием. Объем информации, которую ей нужно было запомнить, получился в два раза больше, но результат вы видели».

Видели. И не только мы. Оля смогла! Вопреки волнению, вопреки внутренней панике, вопреки себе самой! После каждого своего выхода она забегала за кулисы и судорожно пыталась сориентироваться в сценарии, вспомнить следующую сцену. Ей помогали сестры. Но зрители об этом даже не догадывались. Они видели уверенную актерскую игру с очень объемным текстом и юмористическими вставками и обаятельную актрису, которая ни на мгновение не выдала свой титанический труд и серьезный страх неудачи.

Представление началось с танца коротышек.

Номера с участием самых маленьких актрис умиляли зрителей. А песня про коротышек звучала очень органично. Самой младшей Веронике не так давно исполнилось 5 лет.
Девятилетняя Настя резво танцует на сцене. Хотя выглядит значительно младше своего возраста. У многих деток, которые попадают в «Покров», наблюдается отставание в развитии. Настя приехала сюда в феврале прошлого года и по документам училась в первом классе, однако по факту не имела даже базовых знаний. Девочка не только не умела ни читать, ни писать, она имела серьезные логопедические проблемы и была очень слабой – не могла держать ложку и элементарно не могла жевать. Сейчас она повторяет программу первого класса и восполняет пробелы, но не в школе, а в монастыре, получая так называемое семейное образование. И внешне мало чем отличается от обычных детей. Самое страшное уже позади.

В роли поэта Цветика – Лера. Статная, ладная настоящей русской красотой, со светлым, добрым лицом. Лера – то редкое исключение, когда ребенок попадает в «Покров» из сравнительно благополучной семьи. В десять лет в ее жизни случилась трагедия, и она осталась сиротой. Сегодня Лера заканчивает десятый класс, собирается поступать в КемГУ. «Это девочка, которой все интересно, – охарактеризовала воспитанницу мать Игнатия. – Ей говоришь: «Пойдем?» Она отвечает: «Пойдем». Поддерживает любую инициативу, ничего не боится, в том числе неудач».

Пока разговариваем, мимо проходит девушка восточной внешности. Мы вспомнили, что уже видели ее в прошлом году на спектакле «Аленький цветочек». На сцену она тогда не выходила, а принимала участие в постановке в роли светорежиссера. Но запомнилась нам тогда тем, что даже эту свою миссию она исполняла как-то особо старательно, всей душой отдаваясь порученному делу. «Это Лолита. На сцену она выйти пока так и не решилась, – рассказывает мать Игнатия. – Стесняется». Педагоги не настаивают, стараются найти для девочки тот вариант, при котором она будет чувствовать свою сопричастность происходящему, но не испытывать дискомфорта. В этот раз она рисовала декорации и помогала за кулисами: координировала артистов, придерживала занавес, направляла малышей. Но уже достижение: Лола выходила на сцену в общих хоровых эпизодах.

Еще одну девочку мы запомнили с прошлого спектакля, искали ее глазами среди актеров, но не нашли. Оказывается, Настя стала первой ласточкой, вылетевшей из гнезда «Покрова» в самостоятельную жизнь. Она реализовала свою мечту – поехала в Тобольск учиться иконописи. А недавно однокурсник сделал ей предложение. Не за горами свадьба. Мы очень за Настю рады и поздравляем ее и ее сестер.

 

Любовь творит чудеса

Воспитатели признаются, что среди их подопечных очень много отказниц – почти половина. «Детки проблемные, – рассказала Матушка Стефания. – Многих из них по несколько раз брали в семьи и возвращали обратно. Поэтому мы далеко не каждому, кто обращается к нам, рекомендуем оформить опеку. Понимаем, что ребенка вероятнее всего опять вернут. Со стороны кажется, что все они смирные и покладистые. Но это пока они здесь, хранимые Божьей благодатью. В миру с ними справиться будет сложно. Практически у всех девочек, которые к нам попадают, есть серьезные заболевания, патологии и проблемы развития. О некоторых наших воспитанницах даже врачи говорят, что это чудо. Чудо, что с тяжелейшими заболеваниями и аномалиями они разговаривают, читают и ходят в обычную школу, даже играют в театре».

«Ребенок, который живет в детском доме, нередко наделен комплексом неудачника, – добавила мать Игнатия. – И мы стараемся своих девочек избавить от него. Мы вместе поем, все дети танцуют и мы вместе радуемся их успехам. Мы не говорим – как это трудно. Мы говорим – как это здорово, что у тебя получается! Вот и сейчас мы поставили веселую сказку, практически мультик, о том, с чем нам постоянно приходится иметь дело – о Незнайке, который никак не может найти свое предназначение в жизни. Ведь детям очень тяжело осознавать свою несостоятельность в чем-либо. Они сразу хотят все бросить. А мы учим их терпению, трудолюбию, развиваем волевые качества».

Сегодня в детском доме живет тридцать девочек. Есть среди них и совсем малышки, которым по 3-4 года. Самой младшей актрисе, которая участвовала в постановке, не так давно исполнилось пять лет.

В музыкальном спектакле приняли участие 18 воспитанниц детского дома. Остальные девочки помогали за кулисами и присматривали за самыми маленькими сестрами во время затяжных репетиций. Ведь с недавнего времени в детском доме "Покров" живут трех- и четырехлетние малышки.
Вероника попала в «Покров» в прошлом году, сразу после Пасхи, вместе с двумя своими сестренками. И это тоже особенность «Покрова»: сюда попадают сразу по три, а то и по четыре сестры. В семьи редко берут детей в таком количестве, а здесь им комфортно.

Матушки признаются, что у маленьких деток намного больше шансов, им проще адаптироваться к нормальной жизни, потому что они еще не успели перенять пагубных привычек и настрадаться, как старшие девочки, которые за свою короткую жизнь успели поменять несколько детских домов, а кто-то – и несколько семей. «У них вся душа в шрамах и разочарованиях, – дополнила мать Игнатия. – С ними бывает очень трудно. Но у кого сердце открыто, у тех все получается. Мы живем по законам семьи, любви и взаимопомощи. Старшие дети учатся любить младших и отвечать за них. Это поможет им в дальнейшем стать заботливыми матерями. У наших девочек нет сотовых телефонов. Они общаются друг с другом в реальности и занимаются реальными делами: читают книги, смотрят интересные фильмы, делают подарки, украшают свои комнаты и храм».

Но главное, что девочки действительно каким-то чудесным образом преображаются. И что интересно – от знания их непростых жизненных историй, о которых так не любят распространяться в монастыре, не становится тяжело на душе. Напротив – становится легче и светлее.

Смотрите фоторепортаж по теме: Рождественский мюзикл в монастырских стенах

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2020

Заголовок в газете: Не по сценарию

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру