Необычный спектакль для счастливых людей увидели кемеровчане

В музыкальном театре Кузбасса - новая премьера: "Граф Люксембург"

Почти ко дню рождения знаменитого австрийского композитора Франса Легара Музтеатр обратился к одному из самых известных его творений – оперетте «Граф Люксембург». Столичный режиссер Евгений Волис пригласил в свою постановочную группу одного из лучших российских хореографов, заслуженного деятеля искусств России Эдвальда Смирнова, чьи работы знают во всем мире, а также известного театрального художника из Санкт-Петербурга Алексея Уланова.

В музыкальном театре Кузбасса - новая премьера: "Граф Люксембург"
Король карнавальной радости.

Перед ничего не подозревающим зрителем в ярком звучании оркестра (дирижер-постановщик Алексей Кириченко) и музыки вдруг возникает карнавал во всем многоцветье красок – черных, изредка-красных и иногда желтых. Это щедро полито серым, прямоугольно расположившимся по обеим сторонам сцены (художник-постановщик Алексей Уланов). На сером алфавитно упорядочились современные буквы. Является Рене Люксембург (Вячеслав Соболев), чье черное карнавальное одеяние закрыто кольчугой цвета совсем не благородного золота (художник по костюмам Татьяна Кудрявцева). Сей рыцарский доспех, видимо, должен ненадежно оберегать ранимую душу художника и по совместительству графа от «разноцветного» опереточного, современно гламурного, везде, где не урбанизированно серого, – черного мира. Или наоборот, успешно скрывать настоящего Рене, надевшего вполне себе ожидаемо-опереточную маску, как и все его друзья и гости, – зачем усложнять? Жить по законам жанра, ибо от жизни-оперетты нужно все, и много, и сразу, и тогда становится все понятно опять же по законам жанра: тут кушать еду, а тут веселиться.

Про «кушать еду» в первом акте. В мансарде, которую Рене снимает вместе с другом, художником Арманом Бриссаром (Владимир Жуков), целая галерея картин одинакового размера и яркого окраса, где, надо думать, большой художник запечатлел больших женщин в стиле Рубенса и продукты питания совсем не для «Завтрака на траве» Мане. Продуктов питания меньше, ибо настоящий художник должен быть голоден. Женщин больше, ибо настоящий художник должен вдохновляться музами, желательно крупными. Современное общество потреб-ления заставляет вдохновляться также собственно потреблением. Там, где в карнавальном угаре женщин сравнивают с десертом, а себя – с омарами и другими деликатесами, потреблять, а значит, использовать приходится уже друг друга. И веселиться. В оперетте ведь как: сначала всякие обстоятельства, потом опять обстоятельства, а потом все женятся. Хотя здесь женятся вначале, а потом всякие обстоятельства и еще обстоятельства. И все неумолимо женятся. Пытливому зрителю предстоит разгадать – кто из героев кому подходит по характеру (чтобы неумолимо жениться), учитывая, что все характеры задрапированы законами жанра. Остается изучать жилище.

В мансарде есть не только картины. Замечательно лаконично совмещены дышащее романтическое пространство крыши и уютное теплое пространство дома: на крыше возникло одеяло с забавными квадратиками легких импрессионистских акварельных красок. А когда нет одеяла, обнаруживается сложная белая поверхность, которая в результате шутливых стараний секретаря (Евгений Лихманов) и советника (Александр Хвостенко) напоминает вдруг черно-белые клавиши рояля. И оказывается, что, производя впечатление человека, который может удивиться лишь тому, что его что-то может удивить, герой Владимира Жукова чувственен и романтичен. Однако выбирает себе спутницу, танцовщицу Жюльетту Вермон (Светлана Мухтарума), деловитую и настойчивую на протяжении трех актов в стремлении к уюту, теплу, под одеяло и замуж. Совершенно не испорчен миром гламура король карнавала герой Вячеслава Соболева, несмотря на ночную жизнь взахлеб и случайную женитьбу ради денег. В винегрете недоразумений он встречается с той силой, которая вечно хочет для себя, но вечно совершает благо – это князь (Константин Голубятников). Он во имя себя, титула и бизнеса силами нотариуса (Лилия Андранович) скрепляет «союз» двоих ни разу не видевших друг друга ни до, ни на, ни после церемонии людей узами брака. Брак образуется динамичненько, в современном стиле. Только что телеграфно-рекламно ознакомив граждан с диспозицией спектакля, нотариус, секретарь и советник быстренько становятся вроде как свидетелями и помощниками в церемонии. Вовремя случившаяся невеста, певица Анжель Дидье (Татьяна Павлова), выходя замуж за первого встречного графа ради карьеры и грядущего брака с князем, казалось бы, должна производить соответствующе-расчетливое впечатление. В самом деле, кто в однобортном выходит замуж? Вот и она не выходит – на невесте строгий, но приталенный белый брючный костюм (да, двубортный). Ничего личного – только небольшое замужество. И ничего лишнего – только музыка, невесомо сложная, почти оперная, обволакивающая музыка Легара. Она словно звучащее звонкое счастье в этом нашем современном противовоздушном сером мире. Она тут главный персонаж. Она поет устами главных героев о том, «как же мало дано счастья таким, как мы»: тщательно проговаривающим слова, избегающим опереточных интонаций и холодно контролирующим эмоции. Людям, жадным до модной серой жизни карнавала. Не верящим в это... как его? – чудо.

Когда после антракта доедающие зрители уверенно рассаживаются в уже темном зале не на свои места и обнаруживают посредством других зрителей, что «вас здесь не сидело в первом тайме», она начинает звучать тонко, невероятно и неожиданно. Что это и откуда она здесь, эта нежная невозможная хрустальная мелодия молитвы, красивейшая и сложнейшая ария, которую поет Анжель, прощаясь со сценой. Замерев от восторга, горожане, артисты начинают словно душой негромко тянуться к ней, к свету и чистоте, не в силах и не смея подойти ближе (балетмейстер-постановщик Эдвальд Смирнов). И распускаются робкие цветы и чувства Рене и Анжель, они по-настоящему встречаются в музыке и ею венчаются. И надето белое платье, и скинуты кольчуги и маски. И оказывается, что думают, говорят и чувствуют они одинаково: забавляясь, она параллельно ему точь-в-точь говорит те же слова, что и он, и он также копирует ее. И значит, что и забавы они видят одинаково. И счастья, столь мало данного одному, на двоих оказывается больше. А счастья становится еще больше: ведь оно же разное, и вкатывается посреди спектакля еще одно абрикосово-занятное счастье в молодящемся лице Клементины (Ольга Павлова), бывшей невесты князя. Будучи всего каких-то полвека на выданье, личным примером Клементина доказывает, что невесты бывшими не бывают, и доводит-таки до алтаря (как вариант – до мэрии) не знающего куда бежать от счастья князя. Еще одно фигурнокатательно-нелепое счастье вкатывается в олимпийской синхронности в виде свежепоженившейся пары Армана и Жюльетты. И пусть герои остаются в своих черно-белых нарядах, ведь они еще не до конца поняли и поверили в то, что с ними произошло. Но у них и у нас над головой – такой яркий свет, свет в третьем акте вбирающий и невозможно ослепительный. Нужно просто изменить угол зрения и посмотреть вверх. Посмотреть на свет. И слушать музыку. И вдруг в мощном бескомпромиссном свете музыки увидеть еще кое-что. Увидеть краски. Средь черно-серой динамичной мути потребительской повседневности увидеть такие неуверенные, хрупкие, стесняющиеся, совсем на дальнем плане неясные краски счастья. Всего-то надо, что вглядеться. Вон их сколько. Их хватит на всех.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 9 мая 2018

Заголовок в газете: Граф Люксембург

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру