Кладбищенские войны идут в Кузбассе

Запрет на оградки, могилы на подселение, кладбище под ТЦ - какие еще ноу-хау придумают?

В конце апреля у жительницы поселка Промышленная умер муж. Женщина похоронила супруга на местном кладбище и, как положено, заказала на могилу оградку. Однако в установке ей отказали сотрудники кладбища, а вслед за ними администрация поселка и руководство района. В ситуации разбирался наш корреспондент.

Запрет на оградки, могилы на подселение, кладбище под ТЦ - какие еще ноу-хау придумают?

«ОГРАДКИ НЕТ, Я МЕСТА СЕБЕ НЕ НАХОЖУ»

Полтора года назад Людмила похоронила сына. А 23 апреля 2018 года из жизни ушел ее супруг. Похороны состоялись на следующий день, 24 апреля. После этого вдова решила облагородить место последнего пристанища мужа, как когда-то могилу сына, и заказала металлическое ограждение, чтобы посторонние люди не ходили через территорию захоронения.

Однако 30 апреля Людмиле позвонили представители похоронного бюро «Черная роза» и, по ее словам, сообщили, что глава поселения Промышленная Дмитрий Дробот запретил ставить оградку.

Но для Людмилы Владимировны вопрос установки ограждения принципиален, и она, как говорится, пошла по инстанциям. Обратилась в районную администрацию, приемную администрации президента, приемную губернатора Кемеровской области и даже написала жалобу в прокуратуру.

Как говорит женщина, в приемной губернатора ее заверили, что никакого запрета на установку оградок нет, и ее права действительно ущемляют.

– Ильин (глава администрации Промышленновского района. – Прим. ред.) сказал, что он хочет здесь, чтобы как в Германии. Там ничего не ставят. Но я же не из Германии приехала. Я всю жизнь в Промышленной прожила, – жалуется Людмила.

Ее сын Евгений утверждает, что на некоторых других могилах промышленновского кладбища в том секторе, где погребен его отец, оградки есть.

– У нас живет один человек в поселке. Он при деньгах. Он родителям поставил оградки. А когда ему сказали, что этого делать нельзя, ответил: «Попробуйте троньте, я вам устрою!» И они его не трогают. А простые смертные их не интересуют, – говорит Евгений.

И все-таки, по словам матери с сыном, им предложили другой вариант – установить вокруг могилы металлические уголки, которые никак не помешают ходить через место погребения посторонним людям. Но это их не устроило.

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

За разъяснениями мы обратились в администрацию Промышленновского района. Здесь нам пояснили, что муж Людмилы Владимир Б. похоронен в секторе №7, который 28 февраля 2014 года постановлением Совета народных депутатов городского поселения был выделен под захоронение по современным нормам:

– У нас есть правила благоустройства кладбища. По ним выделили один сектор, где мы сделаем культурно дорожки, где оградки разрешены определенного размера, столбики небольшие, чтобы они все были одинаковые. Не как попало, кто во что горазд, где не пройдешь, не подъедешь. Причем в этом секторе можно делать семейные захоронения. Умер человек, сразу рядышком можно приобрести место для того, чтобы в будущем похоронить других родственников, – пояснил глава администрации Промышленновского района Денис Ильин.

По славам Ильина, Людмиле объяснили все условия захоронения в седьмом секторе, предложили другие участки на кладбище, где можно беспрепятственно поставить оградку. Однако, несмотря на это, вдова все равно взяла место под могилу именно в седьмом секторе, а чрез неделю после похорон решила поставить там ограждение, невзирая на правила.

– Отдельный сектор сделали специально. Чтобы в перспективе у нас кладбища были чистые и красивые, чтобы уход за ними велся. С этими заборами не зайдешь и траву не выкосишь, снег не почистишь. А если они поставят оградку, завтра и другие придут. Сколько лет работаю, первый раз такое. Вот хочу и все. Просил сделать оградку хотя бы пониже, чтобы не выделялась. А она хочет именно такую, – рассказывает Денис Ильин.

Но Людмила и Евгений говорят, что вариантов для погребения их родственника было не так много. Один из них возле участка, где хоронят бездомных, другой – в «семейном секторе», где свободных мест не оказалось. А Людмила Владимировна хотела сразу забронировать еще одно место на будущее, для себя. О том, предупреждали ли ее об условиях установки оградок в седьмом секторе, она не помнит.

– Тогда было не то время, чтобы вникать, – говорит Евгений.

Глава городского поселения Промышленная Дмитрий Дробот предоставил нам копию постановления «Об утверждении порядка о захоронении и погребении на территории общественного кладбища пгт Промышленная (сектор №7)» от 28 февраля 2014 года, где сказано, что «на территории общественного кладбища предусмотрено размещение показательного участка с примерами современных способов захоронений и оформления мест захоронений гроба с телом (сектор №7), установка надмогильного сооружения в виде ограждения вокруг могилы не допускается».

– Раньше оградки ставили, чтобы скотина не ходила. У нас кладбище по всему периметру огорожено. Стоит забор. Железный. Все как положено. Седьмой сектор был выделен под показательное кладбище. Было принято решение оградки там не ставить, – объяснил Дмитрий Дробот.

При этом представитель поселковой администрации договорился, чтобы организация, изготовившая оградку, вернула вдове деньги. Но, по словам Дмитрия Дробота, Людмила и Евгений не идут на контакт и никаких аргументов не принимают.

Получается замкнутый круг – семья хочет, чтобы для них сделали исключение. Однако правила одинаковы для всех. С другой стороны, по словам Евгения, кто-то оградку в седьмом секторе все-таки установил. Администрация не хочет идти навстречу убитой горем вдове. Но и та не собирается сдаваться и говорит, что будет биться за оградку для могилы мужа до последнего. Видимо, пока мы еще не готовы к европейскому порядку на отдельно взятых территориях, пусть даже и территориях кладбища.

МОГИЛЫ НА ПОДСЕЛЕНИЕ И КЛАДБИЩЕ ПОД ТЦ

Кладбищенская тема стала предметом недовольства и жалоб и в Новокузнецке. Там камнем преткновения оказались квадратные метры колумбария Кузнецкого кладбища, из-за «перегруженности» которого власти в одностороннем порядке приняли решение об «уплотнении» захоронений и применили решение новокузнецкого Горсовета от 30 июля 2014 года «Об утверждении Порядка деятельности кладбищ на территории Новокузнецкого городского округа» к захоронениям, произведенным до указанной даты. Экспроприаторы попросту сняли установленные ранее скамейки рядом с захоронениями, а на их месте запланировали новые захоронения. Таким образом, после «уплотнения» на участке вместо 10 захоронений будет 15. И это несмотря на то, что родственники похороненных в свое время заплатили за эти места немалые суммы: по 32 тысячи рублей. И неожиданное «подселение» соседей, их, мягко сказать, не обрадовало. Прокуратура Центрального района Новокузнецка усмотрела в действиях чиновников нарушение прав потребителей, но история отнюдь не закончена.

А в Кемерове предпринимателю кладбище выделили под строительство торгового центра. После завершения сделки при размежевании земли оказалось, что на выделенной под ТЦ территории уже находилось кладбище «Центральное-4». В суде, куда кемеровчанин обратился за защитой своих прав, представитель администрации сообщила, что, во-первых, кладбище им не принадлежит, а во-вторых, существует распоряжение, по которому хоронить на этом участке незаконно. Так что ответственности за него муниципалитет не несет. Примечательно, что с предпринимателя за участок с кладбищем судебными приставами был взыскан земельный налог в размере 2,6 миллиона рублей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Кладбищенские войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру