Как неуклюжая официантка помогла кузбасским школьникам победить в Америке

Казус в основе научного прорыва

Школьники Павел Хакимов из Ленинска-Кузнецкого и Мигран Шароян из Кемерова в мае вернулись из Питтсбурга. Мальчики заняли 4 место в Международном научно-техническом конкурсе научных и инженерных достижений INTEL ISEF, который называют малой Нобелевкой. В этом году в нем приняли участие почти две тысячи школьников из сотни стран мира, которые презентовали свои прогрессивные научные разработки. Юные конструкторы из Кузбасса в номинации «Робототехника и интеллектуальные машины» представили в Штатах проект, который в ближайшем будущем может круто изменить нашу жизнь, – многоцелевую стабилизирующую платформу. Десятиклассник Павел Хакимов рассказал «МК в Кузбассе» о том, как случаются открытия и остается ли время у юного изобретателя на футбол.

Казус в основе научного прорыва
Павел Хакимов (справа) и Мигран Шароян создали проект, который в ближайшем будущем может изменить нашу жизнь.

– Павел, как в твоей жизни появилась робототехника?

– Как-то так случилось, что я с самого детства интересовался конструированием. Сначала собирал разные деревянные штуки на уроках технологии. А потом начал заказывать на интернет-сайтах всякие электронные компоненты и создавать несложных роботов. Однажды мне на глаза попалась информация о научно-техническом конкурсе, который проводили ученые МГУ. Я подал заявку, написал сочинение, прошел отбор – и в качестве приза получил возможность в июле прошлого года поехать в составе российской команды на Азиатско-Тихоокеанский форум научных талантов в Тайвань. Там-то мы и познакомились с Миграном. А после этого в августе нас пригласили в детский научный лагерь при МГУ «ЛАНАТ» (Лаборатория научного творчества), где мы и приступили к разработке нашей идеи.

– А как в ваших умах родилась эта идея?

– Неожиданно для нас самих (улыбается). Мы сидели в кафе, как вдруг официантка, которая несла нам сок на подносе, запнулась. Поднос наклонился, и все стаканы упали на пол. И тут мы подумали: почему бы не сделать такую платформу, которая будет гасить колебания и не давать жидкостям проливаться, а предметам падать. Ведь вместо сока могла быть взрывоопасная или химическая жидкость, например, кислота. И последствия могли быть более серьезные.

Мы обсудили эту идею с нашим руководителем в ЛАНАТе – Сергеем Александровичем Панковым, получили одобрение и приступили к работе. Мы четко разделили задачи. Я занимался в основном программированием и управлением электронной системой платформы, а Мигран – моделированием и сборкой, то есть технической стороной проекта. Основная часть конструкции была сделана на 3D-принтере. В МГУ нас учили программировать, прописывать алгоритмы. Эти знания мне очень пригодились.

– Из чего состоит и как работает ваша платформа?

– Мы постепенно совершенствуем нашу идею. У первого, можно сказать, пробного прототипа была только одна часть. Сейчас же у платформы их три. Это колесная база – шасси, которая гасит средние колебания при поездке. Демпферная часть на резиночах, которая гасит минимальные вибрации. И собственно сама платформа. Она работает за счет датчика гироскопа и программы управления, которая обрабатывает сигналы, приходящие с датчика, посылает их на бесколлекторные моторы, а те, в свою очередь, компенсируют угол, чтобы гироскоп оставался в положении идеального горизонта. Первый прототип был на сервомоторах. Это моторы с большим откликом. Их минус в том, что нам приходилось долго ждать обработки сигнала. А точнее, того момента, когда сервопривод сам поймет и покрутится в нужном направлении. Сейчас все происходит намного быстрее и точнее.

– Автомобильная подвеска работает по тому же принципу, верно?

– Автомобильная подвеска – это только одна из частей нашего проекта – шасси типа баги. Мы же совместили три технологии. Их аналоги можно найти по отдельности в разных устройствах, но в несколько ином исполнении. Как пример – стабилизатор современной видеокамеры. Он тоже управляется бесколлекторными моторчиками. Мы увеличили размеры этой конструкции и добавили ей мощностей по двигателям.

– Кому может пригодиться ваша платформа? Как вы планируете ее применять?

– Мы презентовали ее как средство для перевозки больных с переломами спины и травмами позвоночника. Насколько мне известно, ежегодно более 500 тысяч человек получают такую травму. И больше чем в 15 тысячах случаев усугубление ситуации происходит именно во время транспортировки пострадавшего. Мы подумали, что наше изобретение может решить эту проблему. Его можно установить в скорую помощь и использовать как саморегулирующуюся тележку с двигателем или носилки с контролем положения плоскости. У нас уже есть готовая колесная база, есть сама платформа. Просто нужно поставить более мощный двигатель, чтобы он мог перевозить большой корпус – и все готово. Максимальный угол наклона, при котором конструкция держит почти идеальный горизонт, – 85 градусов. Можно применять это изобретение и в других сферах. Например, поставить на корабле, чтобы пассажиров не укачивало. Или использовать при перевозке ценных грузов. Сегодня же все заботятся о безопасности. А безопасность транспортировки – это одна из важных тем. На мой взгляд, у нашего проекта есть будущее. Причем довольно близкая техническая перспектива.

– А как вы со своей идеей попали в Америку?

– Когда мы сделали свой первый прототип в ЛАНАТе, решили принять участие во Всероссийском конкурсе «Ученые будущего», который проходил в Барнауле. Там мы заняли первое место по оценке и научного, и молодежного жюри. А потом прошли отбор в суперфинал конкурса, который проводился в Америке. Эту новость мы узнали в январе и сразу начали дорабатывать свой проект, чтобы в Америке за него не было стыдно. Мы делали его с нуля, потому что конкурсный образец остался в Москве. Заново напечатали детали на 3D-принтере, разрезали их лазерным станком (все это делается на базе КузГТУ), установили более мощные двигатели и моторы, усовершенствовали шасси и демпферную систему. И с этой доработанной моделью отправились в Штаты.

– Как приняла Америка российских школьников?

– Знаете, мне показалось, что весь этот политический негатив, который активно продвигают в информационном пространстве, – не более чем выдумка. Мы его на себе не испытали. Когда ехали, ожидали встретить предвзятое отношение к себе. Но, к счастью, ошиблись. Когда нас спрашивали, откуда мы, и мы отвечали, в ответ слышали: «Уау, из России!». А когда им еще говоришь – из Сибири, они отвечают: «Ничего себе, холодно!» Встречались, конечно, люди, которые говорили, что они не любят нашу политику. Но не более того. Сам я от политики очень далек и стараюсь не углубляться в нее. Ехал посмотреть на другую страну, другие нравы, колорит. И впечатлений привез массу.

– А кроме впечатлений?

– Ну, во-первых, мы получили за 4 место приз 500$ на команду. Почерпнули новые идеи для будущих проектов. Нам удалось пообщаться с именитыми учеными, нобелевскими лауреатами. Мы спрашивали у них, откуда они черпают вдохновение, как рождаются их идеи, как они их развивают. Интересовались их мнением по поводу нашего проекта и его доработки. Жюри дало много советов по усовершенствованию платформы. Например, порекомендовали сделать не механическую (на резиночках), а электронную демпферную систему. Тогда получится избежать резкого торможения и движения платформы по инерции. Она начнет предугадывать остановки и повороты. Это вполне возможно сделать.

– На какие деньги вы реализуете свой проект?

– У меня мама – бюджетница, поэтому собственных средств на поездки и разработку проекта нет. Наши идеи финансово поддерживают Центры детского научного и инженерно-технического творчества Фонда Андрея Мельниченко Сибирской генерирующей компании и Сибирской угольной энергетической компании. А с нашим научным руководителем из МГУ мы держим связь по скайпу, это больших вложений не требует. Он нас консультирует, дает дельные советы. Сейчас мы пытаемся запатентовать наш проект и доработать его электронную систему.

– Кто-нибудь уже заинтересовался вашей разработкой? Инвесторы наверняка будут бороться за нее.

– Предугадывать сложно, а загадывать не хочется. Прямых обращений пока не было. Но в финале конкурса многие подходили, интересовались, брали контакты. Мы давали интервью в Америке. Сейчас мы дорабатываем электронику и в ближайшее время планируем сделать прототипный корпус для скорой помощи. Тогда, возможно, появятся первые желающие испробовать наше изобретение.

– Будущее платформы более-менее понятно. А как ты видишь свое будущее?

– Сейчас я окончил 10 класс. После 11-го планирую сдать ЕГЭ и поступить в московский (Бауманка или МГУ), питерский (Горный или Политехнический) или томский (Политехнический) вуз. Думаю, моя специальность будет связана с программированием. Хочется продолжить работать с робототехникой и стать инженером-программистом. Хочу создавать приложения, изучать автоматизированные процессы, моделирование. А потом планирую вернуться в Кузбасс. Есть три компании – СУЭК, СГК и Еврохим, которые уже намекали нам на то, что хотят видеть нас в числе своих сотрудников. А мы и не против (смеется).

– Много времени отнимает это увлечение? Остается на то, чтобы мяч попинать, с друзьями погулять?

– Большого дефицита времени, если честно, я не испытываю. А после подготовки проекта к американскому этапу даже не знал, чем занять себя. Получилось так, что некоторое время до отъезда в Штаты я каждый день ездил из Ленинска в Кемерово к Миграну. Это почти два часа туда, два обратно. Плюс около трех часов мы работали над платформой. Часов в десять я только возвращался домой. И когда эти поездки закончились, я понял, что у меня, оказывается, очень много свободного времени. Поначалу даже не знал, куда его девать. Выходил на улицу с друзьями мяч попинать, увлекся видеомонтажом. 

– А чем занимаешь свое свободное время летом?

– Лето я провожу в детском лагере, работаю помощником вожатого. У меня мама – педагог. Может, это наследственное. Я очень люблю детей. Весной я прошел школу подготовки помощников вожатых, и меня пригласили на практику. Из Америки я привез много значков, теперь раздариваю их ребятам. А те часто просят рассказать про роботов и мои идеи. Рассказываю с радостью, такое внимание, конечно, приятно, но стараюсь не зазнаваться. Если гордится тем, что ты имеешь сейчас, ты никогда не добьешься ничего большего. Поэтому лучше спокойно относиться к своим победам, унять гордость и решать новые задачи.

16 июля я опять поеду в ЛАНАТ и буду развивать новые идеи. Думаю, из них тоже обязательно что-нибудь получится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Казус в основе научного прорыва

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру