Чем живет пришкольный лагерь в Прокопьевске?

Практика лагерей труда и отдыха и школьных отработок популярна в Кузбассе

«Планета детства» – так называется летний лагерь, действующий при прокопьевской школе № 45, самой крупной школе города. Вожатые-старшеклассники рассказали нашему корреспонденту, почему предпочли на каникулах волонтерскую деятельность подработке, что должен знать и уметь вожатый; а отдыхающие – почему не променяют этот лагерь на загородный.

Практика лагерей труда и отдыха и школьных отработок популярна в Кузбассе

ПРЕДВОДИТЕЛЬ ЛАГЕРЯ

Договариваясь по телефону о встрече, не мог понять: два летних лагеря в сорок пятой или один? Оказалось, два в одном: оздоровительный центр дневного пребывания для ста учеников (пять отрядов по двадцать человек), которым от семи до двенадцати лет, и лагерь труда и отдыха – тридцать старшеклассников-вожатых. Иногда вожатых называют шестым отрядом. Над младшими шефствуют в основном девушки. Юноша-вожатый только один – Кирилл Чалеев.

Кирилл Чалеев.

– Предводитель «Светлячков»! – шутят педагоги-воспитатели и объясняют. – Отряд, в котором он работает, называется «Светлячки». Он мужчина, поэтому предводитель. В принципе, он предводитель всего лагеря. Дети его обожают!

«Предводитель» перешел в девятый класс. На шее парня легкий шарфик, как и у других вожатых. Пожалуй, не будь этого атрибута, самых младших вожатых легко можно было бы принять за самых старших отдыхающих.

Кирилл уже не в первый раз дает интервью. За день до моего визита состоялось городское состязание вожатых. Команда сорок пятой победила. В одном из конкурсов Кирилл отвечал на вопросы, будто участник ток-шоу. А когда по условиям другого конкурса в воображаемом летнем лагере отключили свет, организовал для зала игру, которая всем пришлась по душе. Выходит, в педагогике есть место не только творчеству, но и импровизации.

– Почему решили работать вожатым? – спрашиваю у юноши.

– У меня два младших брата, во дворе общаюсь с их ровесниками. Мне приятно играть и заниматься с детьми. В этом и заключается работа вожатого, только подопечных здесь гораздо больше, – объясняет Кирилл.

– Не разочаровались?

– Поначалу было трудно, дети не слушались: они не привыкли.

– Дети понимают его с полувзгляда, с полуслова, – включаются в разговор взрослые педагоги. – И очень его любят. Любовь тоже много значит.

– Чему научились в лагере?

– Есть «тихий угол», куда вожатый может отвести ребенка, если тот ведет себя неадекватно, и поговорить, узнать, что случилось. Например, ребенок не мог прийти к взаимопониманию с другими детьми, стеснялся. Мы поговорили. Мальчик признался: боится, что его обидят. Договорились, что его никто не будет обижать, и сейчас он нормально общается. Я научился здесь терпению. К каждому ребенку нужен свой подход. И с другими вожатыми надо находить общий язык, вместе решать лагерные проблемы. Ответственность большая. Не просто пришел и начал играть. Надо сначала подготовиться к игре.

В отряде Кирилла школьники девяти-десяти лет. А «Ежиков» (так называется другой отряд), которые осенью пойдут во второй-третий класс, курирует Анастасия Свиридова, перешедшая в десятый.

Анастасия Свиридова.
Анастасия говорит, что с этой возрастной группой труднее всего. И ей можно верить: вожатой девушка работает с одиннадцати лет. Настя вообще невероятно активна – лидер личностного развития, член городской общественной организации «Союз детей и взрослых «Радуга», член областного правления РДШ – Российского движения школьников. А еще она ездила отдыхать в легендарный «Артек».

– Вам больше понравилось быть вожатой или отдыхающей? – спрашиваю.

– Наверное, в обычный лагерь я бы в качестве ребенка не поехала. А когда такой уровень – всероссийский, международный – ребенком быть хорошо. «Артек» – это огромный опыт. После поездки появилось много идей и мыслей, – отвечает старшеклассница.

– В чем лично ваши ноу-хау?

– Некоторые игры, которые видела в «Артеке», я перенесла сюда. В РДШ есть два танца, которые должны знать участники этой организации по всей России. Это как флэшмоб. Учим детей. Еще у нас был квест – мы, вожатые, переодевались в зомби, а дети нас искали. И мы устраивали разные препятствия, разные станции. И когда нас уже нашли, мы до конца дня оставались в этих костюмах, не выходили из образа. Всем очень понравилось. Думаем еще один квест провести.

Но мне не давал покоя вопрос, как же она была вожатой в одиннадцать лет. Девушка объяснила, что в школе работает ее мама – с осени по лето учительницей, а на каникулах – воспитательницей. И четыре года назад Анастасия впервые попробовала себя в роли вожатой именно в мамином, самом младшем отряде.

ДЕТИ ИЛИ ДЕНЬГИ?

Вожатые в сорок пятой – по сути, волонтеры. Их кормят в столовой вместе с теми, кого они опекают, но денег не платят. Разве не хотелось летом подработать? Анастасия рассказывает, что в загородные лагеря, где труд вожатых оплачивается, устроиться можно только с восемнадцати. А опыт зарабатывания денег у нее есть: прошлым летом красила забор, за четыре дня заплатили три тысячи. Друзья-ровесники Кирилла сейчас работают: кассир в кинотеатре, смотритель батута, продавец шариков в парке отдыха. Мог устроиться и Кирилл – звали, например, посудомойщиком в загородный лагерь. Но решил, что вожатым в школе интереснее.

– Что вы все про деньги?! – упрекают меня взрослые наставники. – Им дети важнее денег.

– Давайте о собственном опыте, – подключается к разговору педагог и воспитатель лагеря Любовь Фахрутдинова. – Моему сыну четырнадцать. Мать одноклассника сына устроила их к себе в магазин. Когда надо что-то разгрузить – они подходят, разгружают. Естественно, получают за это денежку. Сын сейчас собирает компьютер – от и до. И все детали покупает на деньги, которые заработал. Другие школьники разносят рекламные листовки и газеты, или устраиваются в Зеленстрой. Мои бывшие ученики, которые пойдут в одиннадцатый класс, работают в кафе. Очень многие себе на карманные расходы зарабатывают.

– А поработать вожатым сыну не предлагали?

– Это немножко не его профиль. Он занимается в театральной студии, которая в городском Дворце творчества ставит спектакли, в том числе и для детей, отдыхающих в лагерях.

Директор сорок пятой Марина Трушина только год занимает нынешнюю должность. Прежде возглавляла прокопьевский отдел молодежной политики и, в частности, занималась трудоустройством молодежи. Подтверждает, что в городе старшеклассники находят себе работу. На прошлых летних каникулах трудились около пятидесяти учеников школы, которую она сегодня возглавляет.

Еще Марина Викторовна рассказала, что сорок пятая, расположенная в двух зданиях, – самая большая школа в городе. Здесь учатся 1670 человек. Это единственная школа на весь десятый микрорайон Тыргана. Все отдыхающие в этом пришкольном лагере – ученики сорок пятой. Как и вожатые, за единственным исключением. Взрослые воспитатели знают вожатых еще с начальной школы. В отрядах знакомятся ученики из разных классов и параллелей, что способствует созданию благоприятного психологического климата и в учебном году.

Спросил директора про летние отработки. Марина Трушина ответила, что они есть.

– Это направление работы – добровольно-принудительное?

– Добровольное. Никакого принуждения нет, но у нас школьники не отказываются.

Любовь Фахрутдинова – учитель начальных классов. Как и Майя Цыганкова, которая в этом году стала начальником пришкольного лагеря.

– Получается, самые активные участники воспитательного процесса – учителя начальных классов?

– Да, – смеется Майя Владимировна. – Мы самые активные, потому что нам дети скучать не дают!

Любовь Фахрутдинова.

– Судя по тому, что здесь увидел и услышал, базовые принципы работы с детьми в летних лагерях с советских времен не изменились.

– Да, они сохраняются. Технических средств стало больше, поэтому сегодня все можно сделать ярче, красочнее и разнообразнее.

– Здесь отдыхают дети из семей, у которых нет денег на путевку в загородный лагерь?

– Нет. Многие родители в июне работают и не могут навещать детей в загородных лагерях. В моем классе много учеников из обеспеченных семей. Отправили детей сюда, потому что знали: начальником лагеря будет их учитель. Они нам доверяют. Знают, что все организуем творчески и с любовью. Не хочу ничего плохого сказать про загородные лагеря, но ведь действительно неизвестно, какие там воспитатели, – говорит Майя Цыганкова.

Майя Цыганкова.

И все-таки отдых в пришкольном лагере – самый бюджетный. Путевка на восемнадцать дней стоит 3400 рублей. В стоимость включены все культпоходы, мероприятия и питание – завтрак, обед и полдник. Десять школьников из многодетных семей отдыхают за счет города. Их родители оплачивают только культурные мероприятия – это 500 рублей.

ОНА В РБС, ОН В РВО

С утра школьники играли и гуляли на улице. Ближе к обеду в актовом зале начался конкурс «Мистер и мисс лагеря».

Кирилл ведет себя непринужденно, даже пританцовывает. Анастасия, подсчитывающая очки, наоборот, сдержанна и серьезна. Конкурс для девочек на лучшее платье из подручных материалов – это еще и смотр талантов мам, придумавших и смастеривших эти одежки для своих дочек. Лиза, перешедшая во второй класс, в платье принцессы: есть даже веер и корона. И все – из старых газет.
Конкурс на лучшее платье из подручных материалов.

Мама Лизы Яна Пудова среди зрителей.

– Ей очень нравится в лагере. В воскресенье в лагере выходной, и Лиза уже спрашивает: «Когда я снова туда пойду?». Круглые сутки готова здесь находиться. Каждый день что-то новое – общение, творчество, физкультура. Она первый раз в лагере. Хотелось, чтобы была под моим контролем, а за город не наездишься.

Сама Лиза отвечать на вопросы постеснялась, но подтвердила, что мама говорит чистую правду. Гораздо разговорчивее Валера из отряда, где вожатым Кирилл. Во время конкурса Кирилл помогал мальчику составить стихотворение из готовых рифм.

– Но слова я сам подобрал! – уточняет Валера.

– Кирилл – хороший вожатый? – спрашиваю.

– Иногда может чуть-чуть поругать, а так – очень хороший, всем помогает.

– Мне сказали, что в пришкольном лагере ты не в первый раз. Не хотел поехать в какой-нибудь другой?

– Меня хотели в другой отправить, но я не согласился. Мне здесь больше нравится: и не скучно, и родителей каждый день вижу.

– Кормят вкусно?

– Офигенно! Мне все время нравится, особенно когда суп дают – это очень вкусно. Только я с перловкой не люблю. И хорошо, что не дают с перловкой.

– Слышал, вам в лагере не разрешают играть на мобильных телефонах?

– Иногда разрешают. Зачем мы их тогда вообще носим, если вообще не разрешают? Здесь не сильно строго.

К огорчению многих учеников сорок пятой и их родителей, нынешним летом пришкольный лагерь работает только один сезон. Чем займутся вожатые – Кирилл и Анастасия – в июле и августе? Девушка рассказала, что поедет в Кемерово на областной слет РБС – Республики беспокойных сердец. Кирилл вместе с родителями собирается в путешествие.

– Остаток лета он посвятит РВО! – уверены взрослые педагоги.

Вожатый не стал спорить со старшими. РВО – это разновозрастные отряды. Вожатые и воспитатели отправляются во дворы, чтобы организовать конкурсы и игры для детей, которые летом остались дома. Если ребенок не идет в лагерь, лагерь приходит к ребенку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 27 июня 2018

Заголовок в газете: «Ёжики»-дети и вожатые-«зомби»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру