О чем молчат таксисты

О каких рабочих моментах такси пассажирам знать не обязательно

Таксисты всегда считались особой кастой со своим кодексом чести и набором жизненных правил. Но сегодня эта сфера услуг развивается настолько стремительно, что те, кто занимает пассажирское место, даже не предполагают, сколько нюансов скрыто от их глаз. Мы решили по душам поговорить с представителями этой профессии и узнать, о каких таких рабочих моментах, по их мнению, пассажирам знать вовсе не обязательно.

О каких рабочих моментах такси пассажирам знать не обязательно
Am49.ru

ПО ОДНОМУ МАРШРУТУ – ЗА РАЗНЫЕ ДЕНЬГИ?

Опытный таксист работает не 24 часа в сутки, а головой. Он, как хороший рыбак, выжидает своего часа и выходит на смену, когда начинается самый клев. Это раннее утро в будние дни, когда люди едут на работу и учебу. Особенно прибыльным считается утро понедельника. Вечером те же клиенты возвращаются обратно. Минус этих пиковых часов – в пробках на дорогах. Так как заявок в это время, как правило, больше, чем машин, цена оператором немного поднимается. Спрос в данном случае корректирует стоимость предложения. Именно поэтому цена поездки по одному и тому же маршруту в одной и той же компании в разное время может значительно отличаться.

Повышающий коэффициент срабатывает также в непогоду, в дни крупных массовых мероприятий – в общем, всегда, когда спрос на машины повышен.

Также на стоимость услуги влияет количество свободных автомобилей в том или ином районе. В приложениях таксистов, установленных на их смартфонах, эти районы выделены определенным цветом. Так, к примеру, зона с сиреневой молнией может означать, что конкурентов здесь мало, а значит, любой заказ будет стоить клиенту дороже. А серая зона сигнализирует о том, что таксисты здесь стоят на каждом углу, то есть заказы будут подешевле. Может случиться так, что водители, не сговариваясь, решат мигрировать из серой зоны в сиреневую, чтобы найти там более выгодных клиентов. Но когда они туда приедут, цвет зоны поменяется, а коэффициент снизится, потому как своим прибытием они изменят концентрацию машин в точке. В общем, процесс динамичный и почти непредсказуемый для обеих сторон.

«А еще редко, но случаются ситуации краха системы востребованных операторов такси, – рассказал нам Анатолий, таксующий уже не один год. – Дала сбой система, не позволяет принимать заказы. И тогда весь поток звонков распределяется по другим компаниям. От этого внезапного счастья компании тут же вскидывают ценник раза в два. Ведь повышенный спрос напрямую влияет на повышающий коэффициент. Идет игра не безвыходном положении клиента – уехать-то ему на чем-то все равно нужно».

Многие операторы серьезно демпингуют для привлечения клиентов. Но одно дело, когда они оплачивают водителям разницу из собственного корпоративного кошелька, и совсем другое – когда просто понижают стоимость услуги практически до себестоимости. Сейчас почти у каждого таксиста в смартфонах установлены приложения разных операторов. И они могут выбирать наиболее выгодный для себя заказ. Поэтому поехать по одному и тому же маршруту с одним оператором можно за 150 рублей, а с другим – за 200. Конечно, у компаний, где цена чуть выше, машины приезжают быстрее, чем у тех, где ценник уронили ниже некуда. Водителей понять можно – с катастрофическим ростом стоимости бензина работать себе в убыток никому не хочется.

«Еще какое-то время ходили слухи, что цена поездки напрямую зависит от стоимости смартфона, с которого отправляется заявка на он-лайн приложение, – с улыбкой добавил Анатолий. – Но мы с ребятами проводили эксперимент. Ничего подобного».

ЧТО ТАКОЕ ТИХИЙ ЧАС?

«Тихий час – это период времени, когда заказы таксистами берутся неохотно, – пояснила нам таксист Ксения. – В каждом районе они разные, общую систему вывести трудно. Иногда тихий час имеет объективную причину. Например, в момент пересменки, когда ночники уходят со смены, а те, кто работает в день, еще не вышли на линию. Тогда бывает повышенный спрос на машину и увеличенное время ожидания. Цены тоже, конечно, растут. Многие таксисты отказываются брать заказы, которые проходят по маршрутам с большими пробками, даже при наличии повышающего коэффициента. Поскольку цена за саму поездку маленькая, а затраты по времени и горючему большие. Выгоднее взять две заявки, когда нет пробок, чем одну в пиковое время. Да и летом в жару мало кому хочется жариться в машине по пробкам. Такие заказы висят, их никто не берет, а пассажиры чувствуют себя бойкотируемыми».

Однако, как нам стало известно, иногда эти бойкоты организуются самими таксистами по предварительному сговору. «Мы сами называем это время тихим часом. Связываемся с парнями по рации и договариваемся не брать заказы, – признался нам таксист Александр. – Таким образом, немножко воспитываем клиентов, которые привыкли к моментальному приезду машины, а заодно и влияем на заработок. Повисит такой заказ минут 20-30, не выйдет на него ни одна машина, и начинаются сообщения с примечаниями: «Даю двойную цену» или «Плачу столько-то». И тогда мы сразу же стартуем».                 

ПО КАКИМ МАРШРУТАМ ТАКСИСТЫ ЕЗДЯТ НЕОХОТНО?

Когда таксист выполняет заказ, он, как правило, остается в точке прибытия и ждет следующего клиента. Так экономичнее по бензину: привез пассажира – и стоишь, ждешь заявку из этого района. Приложения настроены таким образом, что водителю на телефон приходят заказы, до которых он может доехать в течение 5-7 минут. Это выгодно обеим сторонам. Так вот, если вы заказываете машину в район, где следующего пассажира найти проблематично – садовые товарищества, пригород и т.п. – вы можете прождать машину довольно долго. Потому что, скорее всего, водителю придется возвращаться обратно в город вхолостую. Примерно та же ситуация складывается с междугородними и пригородными поездками. Нередко пассажирам приходится оплачивать двойной тариф за дорогу водителя туда и обратно.

ОТ КОГО МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ТАКСИСТ?

Периодически таксистам невольно приходится соприкасаться с представителями криминального мира, в частности – наркоманами, которые ездят за так называемыми «закладками». И радости такие поездки водителям не доставляют. «Я уж лучше буду собак возить, детей, шумные компании, чем ночью по завокзальным улочкам с парой обдолбанных ушлепков кататься, – признался Кирилл, стаж которого в такси более пяти лет. – Определяются такие пассажиры легко. Во-первых, катаются они, как правило, ночью, с 00 до 03 часов. Ездят по тем маршрутам, куда не ходит общественный транспорт. Сами направления уже тоже более-менее нам известны. Чаще всего это частный сектор за автовокзалом. Ну какому нормальному человеку понадобится ехать туда ночью? Еще один признак клиента-закладчика – заказ оформляется сразу в обе стороны, туда и обратно. Лично я возьму такой заказ только в крайнем случае. И деньги здесь не имеют значения».

Также без особого желания таксисты принимают на свой борт пьяные компании. Водитель может отказаться от заявки, но это скажется на его рейтинге в системе оператора, и потом он будет получать значительно меньше заказов.

На такой случай каждый таксист имеет при себе средства обороны. «Они у всех разные, – рассказала нам Ксения. – От биты и газового оружия до огнестрельного. В программе для таксистов есть тревожная кнопка. После ее нажатия оповещается диспетчер, а к таксисту выдвигаются на подмогу ближайшие экипажи. Еще у многих есть рации, по которым идет оповещение в случае ЧП».

«Конечно, с большим удовольствием мы возим чистых, опрятных, состоятельных людей, – рассказал Анатолий. – Салон не пачкается, пассажир приятно пахнет, не матерится. Или представьте: заваливается в машину компания из четырех напившихся строителей, которые едут со стройки в общежитие. Мало того что салон весь уделают, еще и сумму заплатят ту же, что и один человек. Для них поездка получается дешевле, чем на автобусе, а для меня?..»

ПОЧЕМУ ТАКСИСТУ НЕВЫГОДНО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЗАКАЗОВ?

Потому что работа такси сейчас завязана на работе систем и программ. И если таксист отказывается от заказов, система блокирует и деактивирует его. То есть количество заказов, которые приходят на его номер, заметно снижается. А в некоторых системах в качестве штрафной санкции водитель блокируется и в течение определенного времени вообще не получает клиентов.

Подобным образом поступают и те системы, которые заточены на оценку работы таксиста и его рейтинг. Если рейтинг низок, то заказы не поступают.

Но иногда водители ради увеличения прибыли могут закрывать глаза на штрафы и отменять заказ формально. То есть приезжает таксист по вызову, звонит вам – машина ждет. После того как вы подтвердили заказ, водитель отменяет его у оператора: мол, передумал, не поеду, не могу. А сам стоит и ждет клиента. И тогда водитель ничего не должен оператору за этого клиента – это раз, и у него нет жесткой цены поездки – это два.

А вот другая сторона ситуации: вы вызвали автомобиль, сообщили оператору о том, что готовы оплатить поездку пластиковой картой, ввели ее данные. Машина прибыла по адресу, а вы не вышли: передумали, уехали на маршрутке, не доели бутерброд – не важно. Но заказ при этом не отменили. Если водитель попадется ушлый и не растеряется, то он подождет вас некоторое время, а потом честно прокатится из точки А в точку Б по маршруту, который вы указали в заявке. После этого таксист заказ закрывает, считая его выполненным, а с вашей карты списывается стоимость поездки. Если вы начнете звонить оператору и доказывать, что никуда не ездили, водитель ответит: «Вышел человек, сел в машину, назвал вашу конечную точку. Откуда мне знать, что это не тот пассажир?». Доказать свою правоту вам будет непросто.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ТАКСИСТ СЪЕЗДИТ ЗА СЕМЕЧКАМИ?

Уровень востребованности услуг такси растет такими темпами, что компании ищут различные способы для увеличения заработка. И один из них – расширение сферы услуг. К примеру, многие уже давно знают, что такси можно вызывать не только по прямому назначению, когда вам нужно добраться из одного пункта в другой. К таксистам сегодня обращаются с любыми проблемами на дороге: нужно «прикурить» или «дернуть» замерзшую машину, отбуксировать ее в теплый бокс или автосервис, помочь поменять колесо или выручить компрессором – таксисты сегодня могут почти все. Даже съездить за продуктами в магазин.

КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПАССАЖИРА?

«Это сложный вопрос, – с горечью призналась Ксения. – В каждом таксопарке свои требования к машинам и таксистам. Есть компании более-менее легальные, где и машина, и водитель проходят аккредитацию, имеют путевки и допуски на линию, а также документы строгой отчетности. Но их меньшинство. Большую часть составляют неофициалы-подработчики. Непонятно кто, и уж тем более непонятно, на чем. И если что-то произойдет, пассажир ничем и никем не будет защищен. Помните об этом каждый раз, когда садитесь в такси».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: О чем молчат таксисты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру