Почему кузбасские мужчины живут так мало?

И чем им можно помочь

В среднем в России мужчины живут на 12 лет меньше женщин. Печально, но факт. С трудом теперь наша сильная половина дотягивает до пенсионного возраста, имея по статистике среднюю продолжительность жизни 65,5 лет. А в Кузбассе – и того меньше. Проблема мужского недолголетия имеет в своей основе и региональную компоненту. Что же в Кузбассе мешает мужчинам жить счастливо, а главное – долго, на экспертном совещании, инициированном региональным штабом ОНФ, 19 сентября обсудили врачи, страховщики, представители администрации и МСЭ. 

И чем им можно помочь

Плохо дело

Медицине сегодня под силу многое: врачи победили инфекционные эпидемии, научились проводить сложнейшие операции, диагностировать на ранних стадиях смертельные заболевания и даже смогли повлиять на демографические показатели. Так, в 2000 году на 26 тысяч родившихся приходилось 49 тысяч умерших, а к 2017 году эти цифры соотносились уже как 28 к 38. Разрыв сократился, положительные тенденции налицо. Только вот ситуация с мужским полом, как ни странно, продолжает оставаться критической. Мужчины буквально вымирают по всей стране, и Кузбасс, к сожалению, не исключение.

За последние годы количество диагнозов рака простаты в Кемеровской области увеличилось на 144%! Почти половина всех мужчин умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Потому что курят, ведут неправильный образ жизни, имеют лишний вес и часто нервничают. Далее по списку – болезни органов дыхания, нервной системы и пищеварения.

Катастрофически растет число случаев мужского бесплодия. В 2000 году в Кемерове их было зарегистрировано всего 16, в 2017 году – уже 38. Но это только среди официально зафиксированных. Стоит ли объяснять, что в действительности их в разы больше, ведь мужчины очень неохотно идут к врачам.

А директор медицинского центра мужского здоровья Наталья Кузнецова и вовсе потрясла экспертный совет, когда привела свои данные. «С 2009 по 2014 годы мы работали совместно с Новосибирским институтом цитологии и генетики, – рассказала Наталья Николаевна. – Нам было дано задание найти самых здоровых ребят в Кемеровской области. И мы, естественно, отправились в школу олимпийского резерва. Кто же может быть здоровее спортсменов. Итог таков: по анализам спермограммы и гормонов каждый десятый молодой человек в возрасте от 18 до 35 лет рискует не стать отцом. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти пессимистичные результаты, мы обследовали 14-летних школьников. И получили еще более страшную картину: каждый третий (!) обследованный подросток имеет особенности здоровья, которые в будущем с большой вероятностью могут повлечь нарушения репродуктивной функции. Для понимания масштабов трагедии приведу еще кое-какие цифры. Первым детям ЭКО сегодня исполнилось по 27 лет – это самый что ни на есть репродуктивный возраст. Только 90% из них бесплодны, а 60% страдают онкологическими заболеваниями».

Данные специалистов медико-социальной экспертизы не вступают в противоречие с приведенной выше информацией. «Мы наблюдаем общую тенденцию к снижению инвалидности в Кузбассе, – отметила руководитель ФКУ «Главное бюро МСЭ по Кемеровской области» Ольга Гаврилюк.

– Но, вопреки общему прогнозу, количество мужчин, впервые признанных инвалидами, к сожалению, растет. 34% из них имеют злокачественные образования, 27% – болезни системы кровообращения, на третьем месте – последствия травм и отравления».

Получается, в общей картине нарастающего благополучия задействованы только женщины, именно они формируют обнадеживающие показатели. Так чего же не хватает мужской части населения? Хотя бы в масштабах Кемеровской области.

Некому лечить

Кузбасским мужчинам первым делом не хватает врачей. В нашем регионе зафиксирован катастрофический недостаток узких специалистов. В том числе урологов, которые во многом отвечают за сохранение мужского здоровья. Как отметила Елена Образцова,

начальник отдела охраны здоровья взрослого населения департамента охраны здоровья Кемеровской области, укомплектованность кузбасских клиник этими специалистами на сегодняшний день составляет всего 48%. Урологическая служба представлена несколькими стационарными отделениями в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске и Белове. Специализированная андрологическая помощь для Кузбасса является еще более дефицитной и есть лишь в Кемерове на базе детской областной клинической больницы (андрология – область медицины, изучающая мужчин, мужскую анатомию и физиологию, заболевания мужской половой сферы и методы их лечения. – Прим. ред.).

Примерно теми же цифрами оперирует главный уролог города Кемерово Евгений Помешкин.

«Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ, на 20 тысяч мужчин предусмотрена одна ставка уролога, – отметил Евгений Владимирович. – То есть в нашей области по норме должно быть как минимум 375 врачей этой специальности. У нас их всего 132. И запись у каждого – на два месяца вперед. Проблема очевидна, но пути ее решения нам пока не понятны. Единственная надежда – дополнительное федеральное финансирование. Урологи отказываются работать за зарплату ниже прожиточного минимума. На базе Областной клинической больницы им. М. А. Подгорбунского в течение семи лет готовятся кадры, и готовятся в достаточном количестве. Но, посидев в кабинете обычного муниципального учреждения несколько месяцев, сертифицированные урологи пропадают – уезжают в другой регион или оседают в частных центрах, где зачастую занимаются обманом».

Некуда пойти

И это вторая проблема нашего региона. Как справедливо отметили все участники совещания, кузбасскому мужчине сегодня, действительно, не просто не к кому, но и некуда обратиться со своей проблемой. Если у женщин есть большое количество женских консультаций с квалифицированными гинекологами, у мужского населения в Кемеровской области таких консультаций нет, как нет и кабинетов мужского здоровья.

«И куда идут наши мужчины? – задается риторическим вопросом Евгений Помешкин. – В частные кабинеты с сомнительной репутацией, активно рекламируемые в СМИ. Урологической помощью в Кемеровской области занимается 44 частные медицинские клиники. Да, они лицензируются. Но в данном случае лицензия – это лишь показатель соответствия учреждения ряду формальных требований, но никак не гарантия качества оказываемой медицинской помощи. После получения лицензии эти медицинские центры уже никем не контролируются. К тому же сфера интимная, ничего не выносится на всеобщее обозрение. Многие из них занимаются зарабатыванием денег, а не оказанием квалифицированной медицинской помощи. Я лично снимал диагнозы, которые были поставлены такими «урологами» здоровым людям. Ведь принцип здесь простой: чем больше пролечишь – тем больше получишь. А мы, мужчины, намного мнительнее женщин, и напугать нас не составляет труда. Вот и залечивают нашего брата так, что исправить потом результаты этого лечения бывает очень сложно».

Для решения проблемы эксперты предложили объединить усилия государственных и частных медучреждений, добиться медицинского партнерства, но при условии контроля деятельности последних профессиональными сообществами. Кабинеты мужского здоровья можно было бы создать на базе стационаров или женских консультаций, тогда не пришлось бы решать вопрос с выделением дополнительных площадей. Но и здесь без федерального бюджета не обойтись…

Зато можно выпить

Но вот что найти в нашем регионе можно без труда (как, собственно, и во всей стране), так это алкогольную продукцию. «Наши мужчины пьют много и зачастую что попало, – констатировал главный нарколог Кемеровской области Андрей Лопатин.

– Демографы единогласны в своем мнении: одна из главных причин ранней мужской смертности – это злоупотребление табаком и алкоголем – ничего нового и оригинального. А с учетом того, что контрафактного алкоголя производится сегодня около 50%, а по некоторым данным – все 60%, сами понимаете, к чему мы идем». По некоторым данным, потребление крепкой алкогольной продукции в настоящее время значительно снизилось. Но на пике оказался пивной алкоголизм. Победа ли это – вопрос спорный, ведь в пиве содержатся вещества, сходные по своей структуре с женскими гормонами. А отсюда – пивные животики и феминизация мужского сознания. «Вместе с тем активно рекламируются самогонные аппараты, – добавил Лопатин. – Многие граждане уверены, что самопальный алкоголь если не полезнее, то как минимум не вреднее купленного. А если это самогоночка, да еще с орешками, на каких-нибудь скорлупках – это же продукт, изобилующий витаминами. Но любой врач-токсиколог с легкостью разобьет эту теорию. В этой связи возникает вопрос – как решить проблему доступности алкогольной продукции для населения. В нашей стране в 2010 году была подписана концепция антиалкогольного развития. Только, к сожалению, она не финансируется и, соответственно, не работает. А главный орган – Росалкогольрегулирование – даже не имеет представительства в Кемеровской области».

Эксперты постановили, что работать по этой теме можно и нужно только комплексно, решая параллельно сразу несколько задач. Во-первых, необходимо определить региональные органы, которые будут отвечать за реализацию антиалкогольной программы в Кузбассе. «И заниматься этим должно здравоохранение, а не силовики и налоговики», – отметил Андрей Анатольевич. Во-вторых, необходимо разработать четкую ценовую политику и действенную стратегию борьбы с контрафактным алкоголем. В-третьих, эксперты предложили подумать над физической доступностью алкогольных напитков. «К примеру, в Норвегии алкоголь продается только в специализированных магазинах, которые располагаются далеко за городом, – дополнил Андрей Лопатин. – И просто так за бутылочкой туда не поедешь. Покупателю полагается ограниченное количество напитков в сутки, а если вы приедете за очередной дозой в состоянии опьянения, вам деликатно откажут. Вот что значит – правильная логика продажи того, что вредно для здоровья».

Невыявленные риски

В диалоге выяснилось, что злоупотребление алкоголем напрямую связано с еще одной проблемой – кожно-венерологической. «Алкоголь ведет к раскованному сексуальному поведению, частой смене партнеров и, как следствие, заражению и быстрому распространению инфекции, – констатировала главный врач Областного клинического кожно-венерологического диспансера Татьяна Павлова.

– А принудительного лечения у нас в регионе нет. Поэтому зачастую приходится серьезно поработать, чтобы убедить мужчину в необходимости обследования и медицинской помощи».

Так мы плавно переходим к еще одной проблеме – диагностики и добровольного, а главное – своевременного обследования мужского населения. Добровольно мужчины на это пока не идут. А значит, их нужно обязать следить за своим здоровьем и проводить периодические обследования. Ведь прямых обращений крайне мало, поэтому выявить мужчин с проблемами очень сложно. Как правило, заболевания обнаруживаются случайным образом, когда гинеколог при выявлении проблем почти в ультимативной форме обязывает женщину обследовать партнера. Поэтому мы до сих пор не видим реальной картины, которая, вероятно, еще печальнее.

Участники совещания решили сформулировать предложения в федеральную программу здравоохранения. И одно из них – внести в трудовые договоры крупных организаций пункт, который бы обязывал сотрудников-мужчин проходить периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем специалистов, включающих уролога. Именно обязывал. Сейчас эксперты думают над формулировками. Проблемные места наметили. Но легче не стало. Ведь получается, что собственными силами Кузбасс выйти из сложившейся ситуации не может. Почти по каждому пункту ему требуется федеральная «рука помощи». Хочется верить, что решение поставленных проблем не зависнет на этапе обсуждений и предложений, а, например, найдет свое отражение в Стратегии развития региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Почему кузбасские мужчины живут так мало?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру