Что кроется за «оторванным уголком» техдокументации старого кемеровского дома

Была ли дверь?

В редакцию «МК в Кузбассе» обратились жители дома №16 на улице Весенней, обеспокоенные тем, что с торцевой части здания новый собственник подвального помещения ведет серьезные строительные работы. А именно – изъял, по их словам, приличный кусок несущей стены и фундамента, чтобы превратить оконный проем в дверной и сделать дополнительный вход в подвал, не имея на то разрешительной технической документации. В этом году дом на Весенней будет отмечать 60-летний юбилей. Жильцы дышать на него боятся, не то чтобы кирпичи снизу вытаскивать. Но выяснить, что происходит с подвалом, оказалось не так-то просто…

Была ли дверь?
Жители дома по ул. Весенняя, 16 обеспокоены серьезными строительными работами, которые ведет новый собственник подвала.

Подвал с историей

Подвальное помещение в доме на Весенней – лакомый кусочек для предпринимателей: самый центр города и недорого. За 60 лет жизни дома чего в нем только не было – и прачечная, и мастерская кукольного театра, и охотничий магазин, и даже тренажерный зал «Красотка». С нее-то и начались конфликты жильцов многоквартирного дома с соседями снизу. Главное, что шокировало собственников жилья, – это изъятие грунта и работы в несущих конструкциях. «Землю из подвала грузовиками вывозили, – рассказала жительница дома Татьяна С. – Было очень страшно. Вы только представьте: наш дом теперь находится на «шахте». Еще и все перегородки внутри убрали, которые, видимо, мешали проведению работ или тренировочному процессу».

Напуганные такими радикальными переменами, жильцы забили в колокола и начали писать в администрацию города. Сначала получили ответ от территориального управления Центрального района с формулировкой: «Установлено, что в подвальном помещении выполнены работы по демонтажу и установке несущих перегородок». Стало еще страшнее. Формулировка не совсем ясна, но самое главное то, что перегородки – несущие. «Успокоить» жильцов был призван второй ответ, но уже из управления архитектуры и градостроительства: «Установлено, что в подвальном помещении выполнены работы по демонтажу и установке ненесущих перегородок». Как на бумаге один и тот же базовый конструктив стал вдруг небазовым, понятно лишь нашим чиновникам. В общем, власти сказали людям, что можно жить спокойно. Можно, но не получилось. Жалобы жильцов продолжали поступать. Громкая музыка, прыжки до позднего вечера, перекрытые вентиля отопления из-за того, что клиентам тренажерного зала вдруг стало жарко, – все это мешало жить соседям душа в душу. Как итог – «Красотка» съехала, подвальное помещение некоторое время пустовало, а в 2014 году КУМИ продало его в частную собственность, сняв с себя всякую ответственность за жизнь и деятельность этого подвала.

Новый сосед и новые проблемы

Новым собственником подвального помещения стала некая Альбина Д., но всеми вопросами по его эксплуатации занялся ее якобы законный представитель Николай К. Якобы – потому что жильцы дома утверждают, что никто из них не видел нотариально заверенной доверенности, и даже в суд мужчина приходил с написанным от руки листочком.

Отношения с новыми хозяевами подвала у старожилов как-то сразу не заладились. Жильцы дома просили диалога и учета их интересов, собственник и его представитель обеспечить этот диалог никак не могли и по каждому случаю ломали копья. В частности, затяжная война с судебными разбирательствами развернулась вокруг вентиляционных труб и коробов на стенах дома. ГЖИ предписала снять трубы и вернуть дому прежний вид. Новый владелец подвала обратился в суд, представил протокол заочного собрания жильцов, где за «оставить, как есть» проголосовала половина от половины вписанных в протокол. Суд это не смутило. В общем, трубы и короба по сей день на своем месте.

Еще один скандал был связан с прокладкой дополнительного кабеля, который Николай К. решил протянуть от местной ТПушки до своего подвала, перерыв при этом всю дворовую территорию вместе с детской площадкой. Тогда после визита на место полиции и административной комиссии двор удалось отвоевать, траншею заставили закопать.

Была проблема и с козырьком у входа в подвал, высоту которого увеличили за счет короба для рольставен, отрезав обзор местной пенсионерке, проживающей на первом этаже над этим самым входом. Зимой теперь ей виден только снежный колпак. И действительно, зачем пенсионерам вид из окна…

А когда в окна первых этажей повалил коптильный дым, жильцы пошли в налоговую рассказывать, что в их подвале что-то готовят. К тому же краем уха они слышали, что туда завозили аппарат для копчения кур. Но оказалось, что налоговая об этом не в курсе, ведь Альбина Д. как индивидуальный предприниматель не зарегистрирована. Никакое ООО по этому адресу тоже не оформлено. А значит, помещение используется в личных целях и мер для реагирования у ФНС нет. Нет юрлица – нет ответственности. Жильцам было предложено собрать доказательную базу по факту проведения незаконной предпринимательской деятельности. Они бы и рады эту базу собрать, но никакими доказательствами, кроме личных свидетельств, не обладают, ведь в подвал их никто не пускает (это же частная собственность), ответов и разъяснений не дают.

В общем, действует довольно нахраписто новый хозяин, а точнее, его атташе, с лозунгом: «Ну и что теперь, а мне надо!» Но все это мелочи по сравнению с последним случаем, который, помимо комфорта жителей дома, напрямую затронул вопрос их безопасности.

Рыл или не рыл – вот в чем вопрос

Отбойные молотки в торцевой части дома заработали внезапно 12 сентября. Уже на следующей день у председателя дома Тамары Николаевны на руках был акт обследования от управляющей компании РЭУ-7, в котором четко написано: «Работы по вскрытию грунта и установке опалубки проводятся без проектно-технической документации и согласования собственников многоквартирного дома». Комиссия предписала прекратить работы и восстановить прежнее состояние подвального приямка. Но вместо этого собственник начал действовать с двойным усердием. Работники трудились на объекте даже в выходные. Создалось ощущение, что они торопятся успеть закончить начатое и замести следы до появления проверочных комиссий и надзорных органов.

Что будет внутри этого подвала после завершения работ – никто не знает. По проекту капитального ремонта, который всем службам показывает представитель собственника, здесь запланирован имидж-салон. Но зачем для него обустраивается два входа, один из которых с пандусом, монтируется мощная вентиляционная система и проводится отдельный кабель – пока не понятно. Сам собственник от прямого ответа на эту тему ушел. Но жильцы предполагают, что второй вход и пандус предусмотрены для выгрузки выпивки и продуктов будущего увеселительного заведения.

Для этого, видимо, проем оконный в цокольном этаже в дверь и превращают. В двери этой как раз собака-то и зарыта. Жильцы говорят: было окно – стала дверь, в несущую конструкцию произведено вмешательство, и дом, который и без того был в трещинах, может представлять опасность. Представитель собственника говорит: мы ничего не трогали, была дверь, дверью и осталась, но с нашей помощью стала более надежной. Вот и остается открытым вопрос, было ли произведено вмешательство в несущую конструкцию дома, и если да, то проверял ли кто-либо последствия этого вмешательства.

«Я являюсь собственником, и меня заботит то, что происходит с моим подвальным помещением, – признался Николай К., который по факту собственником не является. – И когда произошло подтопление подвала, я решил провести его капитальный ремонт с гидроизоляцией. Дверной проем был здесь до нашего вмешательства, мы его лишь укрепили, сделав более надежным. Предписание РЭУ вернуть все в прежнее состояние я видел. Но что они хотят? Чтобы я вернул его в прежнее ужасное состояние?»

Жильцы таким заявлением явно возмущены. «Еще в бытность «Красотки» здесь было окно, я это точно знаю, – заявила Тамара Николаевна. – У меня есть старые фотографии, на которых это четко видно».

Но одно слово против другого – сами понимаете… Нужны документальные подтверждения одного или другого факта. Мы попытались их найти. И вот тут началось самое интересное.

Как ужи на сковородке

Казалось бы, куда проще: у каждого дома есть техническая документация, есть надзорные органы и органы власти, которые наверняка должны знать, что с домом происходило и происходит. Есть в конце концов управляющая компания, которая отвечает за сохранность общего имущества и его состояние. По крайней мере, должна этим заниматься. И кто-то из этих ответственных лиц должен был нам четко пояснить, дверь или окно досталось новому собственнику и имело ли место несанкционированное вмешательство в несущие конструкции дома предпенсионного возраста. Но, похоже, либо у «семи нянек» дом без присмотра просто по халатности, либо по сговору.

Управление архитектуры и градостроительства по каким-то своим мотивам пошло на нарушение закона о СМИ и наш запрос оставило без ответа.

В инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области на нашу просьбу разъяснить-таки, имело ли место превращение окна в дверь, сообщили, что на место 21 сентября они съездили, проектную документацию, содержащую архитектурные решения, собственник им показал. Постановили, что собственник выполнил гидроизоляцию приямка, укрепил дверной проем, установил металлическую дверь, забетонировал стены и пол. В общем, признаков реконструкции не усмотрели. Но на главный вопрос: что было на месте двери ранее, отвечать не стали. А еще сообщили, что объект введен в эксплуатацию, а значит, контроль за ним уже не в их компетенции. В общем, поводов для беспокойства надзорный орган не усмотрел. Вот только до конца так и осталось непонятным, как без технического паспорта инспекторы «усматривали» реконструкцию и по каким признакам делали выводы о ее наличии или отсутствии.

С РЭУ-7, которое прежде выдавало документы, подтверждающие нарушения, история получилась еще более оригинальная. На личном приеме главного инженера домком Тамара Николаевна задала тот же вопрос: была ли дверь? И попросила предоставить технический паспорт дома. На что услышала, что по техническому паспорту она ничего не поймет, так как именно в этом месте «оторван уголок». Но паспорт с оторванным уголком ей все равно так и не показали… Ответ РЭУ на наш официальный запрос по той же теме переплюнул «оторванный уголок» по своей оригинальности. Мы спросили: что было в месте приямка до проведения ремонтных работ – окно или дверь? Ответ юриста УК: «В месте приямка был приямок»!

Где же кроется ответ на, казалось бы, элементарный вопрос, нам пока так и не ясно. Учитывая полученные ответы, мы склонны полагать, что вмешательство в стену и фундамент дома все же было. По крайней мере, документально опровергнуть это пока никто не смог. Странно только то, почему все органы, зажмурив глаза, отказываются это признавать и принимать какие-то меры. Не учат нас ничему трагические уроки. Ни «Зимняя вишня», после которой было обнаружено множество нарушений пожарной безопасности в кемеровских торговых центрах. Ни рухнувший три года назад в Междуреченске дом, который не только ровесник кемеровского, но и его полный «тезка» по адресу – он тоже расположен на Весенней, 16. Что это? Ирония судьбы? А ведь там тоже пробивали дверь. И погибли люди.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 3 октября 2018

Заголовок в газете: Была ли дверь?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру