Новокузнецк лубочный и стимпанковский

В Прокопьевске работает выставка «Навстречу 400-летию града Кузнецкого»

В произведениях новокузнечан доминируют две интонации – лирическая и ироничная. Коллективная выставка – итог конкурсов, приуроченных к юбилею Новокузнецка, проходивших среди профессионалов и художников-любителей южной столицы Кузбасса в течение пяти лет. В экспозиции живопись, акварель, графика, декоративно-прикладное искусство.

В Прокопьевске работает выставка «Навстречу 400-летию града Кузнецкого»

Фантазии из шерсти и металла

Новокузнечане уже посмотрели итоговую выставку. Теперь она приехала в Прокопьевск. Работы Александра Выпова напомнили о недавних геральдических баталиях-спорах: каким быть новому гербу Новокузнецка? Мельхиоровое панно Александра Владимировича «Печать града Кузнецкого 18-19 вв». В центре бегущий волк. Этот зверь – символ побежденной алчности и прожорливости – недавно обосновался в нижней части герба города и почему-то не всем новокузнечанам понравился. На выставке можно увидеть и другие мельхиоровые фантазии Александра Выпова на геральдические темы: герб с крылатой лошадью и герб с кузнечным молотом и наковальней.

Ольга Колмагорова обратилась к древнейшему периоду истории Кузнецка, когда казаки сражались с кочевниками. На ее панно колчан со стрелами и обереги.

Синтез самых разных материалов и техник: натуральная кожа, оплетка, выжигание, металлическая фурнитура. Получился рукотворный артефакт.

Серия «Старый альбом» Елены Усольцевой отсылает к рубежу 19–20 веков. Выполненные в технике «мокрое и сухое валяние» четыре работы, называющиеся так же, как четыре времени года. По сути, это коллажи, напоминающие бабушкины лоскутные одеяла. Бахрома, кружева. И рисунки на ткани, стилизованные под старые черно-белые фотографии с видами города. То ли сны, то ли чьи-то детские воспоминания. Еще одно панно Усольцевой называется сугубо прозаически «Топольники – остановка по требованию». Техника – шерсть, нанофелтинг, валяние. Получился эдакий шерстяной импрессионизм – мимолетные впечатления от промелькнувшего за окном городского пейзажа, который художница сумела опоэтизировать.

Кузнецкая крепость и улица Суворова из кожи (аппликации Алевтины Архиповской); Сад металлургов в технике холодный батик (панно Галины Назаровой) – авторы художественно осмысливают прошлое и настоящее своего города. Панно Эльвиры Бабаевой – иллюстрации альтернативной истории. «Стимпанк, метал» – указано в подписях к ее работам. Стимпанк – антиутопия, базирующаяся на допущении, что человечество пошло по другому пути, бесконечно усложняя технологии 19 века, основанные на применении паровой энергии. Иногда это направление называют ретрофутуризмом. Художники и дизайнеры, приверженные такому стилю, изображают никогда не существовавшие модели летательных аппаратов, автомобилей и прочие чудеса альтернативной инженерии. Атрибуты стимпанка есть и в работах Бабаевой. Названия – «Сад металлургов», «Заводоуправления» – дают понять, что фантазирует художница именно о Новокузнецке. В ее панно, кроме того, неожиданно использованы бытовые предметы – пуговицы, расчески, канцелярский нож для бумаги, фрагмент чехла от старого фотоаппарата.

У Бабаевой параллельные миры, а у Андрея Богдановна «настольная игра» (так он сам определил жанр работы), которая называется «Петровичи»: керамические фигурки горняков, похожих друг на друга как две капли воды.

Половина фигурок темные, половина – светлые. «Растиражированные» Богдановым шахтеры усаты, коренасты и невероятно обаятельны. Его композиция – всекузбасский дружеский шарж.

 

Бонусы от «Вернисажа»

В пресс-релизе, с которым можно ознакомиться при входе на выставку, сказано, что работ более пятидесяти. На самом деле гораздо больше. Новокузнецкие художники в разные годы дарили «Вернисажу» свои произведения, и прокопьевский культурно-выставочный центр дополнил ими коллекцию. Так в экспозиции появилось полотно «У бездны», которое Любовь Арбачакова написала в 2005 году. Офорт Николая Статного «У сарая» из серии «По Венгрии», выполненный еще в 1980 году. Шорская мифология, к которой обращается Арбачакова, безусловно, и часть культурного кода нынешнего Новокузнецка. А запечатленная Статным в Венгрии почти сорок лет назад крестьянская лошадка вряд ли отличается от лошадей дореволюционного Кузнецка. Акварели Сергея Бачевского – тоже из коллекции «Вернисажа». Бачевский приехал в Кузбасс в начале 30-х, став первым профессиональным художником Прокопьевска, а затем Новокузнецка. Эти и другие «бонусные» экспонаты на выставке совсем не лишние. Впрочем, нельзя сказать, что прокопчане увидели больше, чем новокузнечане: некоторые произведения, удостоенные дипломов, подарены гостям Новокузнецка, и, например, «Кузнецких матрешек» Маргариты Даутовой я видел только в альбоме-каталоге выставки.

Декоративно-прикладное искусство, на мой взгляд, – самая сильная составляющая работающей в Прокопьевске экспозиции. Живопись, акварель и графика по большей части иллюстративны, похожи на открытки из подарочного набора. Впрочем, может быть участники и стремились писать именно так; на состоявшейся весной межрегиональной выставке «Сибирь-12» я видел совсем другую новокузнецкую живопись. Разумеется, есть исключения. Например, выполненные соусом ироничные работы Сергея Шаталова «Пролетая над старым Кузнецком» и «Проезжая старый Кузнецк». Главный герой – авиатор и автомеханик. Можно усмотреть перекличку с мирами Эльвиры Бабаевой. Только у Шаталова не стимпанк, а деревенский лубок. «Парк им. Гагарина» и «Ночь. Старое Куйбышево» Анатолия Думлера. Городские виды в темное время суток, но расхожее словосочетание «Ночной Новокузнецк» здесь не подойдет. Город у Думлера скорее потусторонний.

Ритмы жесткие, дорогие фиолетовые

Среди целей выставки организаторы назвали «укрепление положительного имиджа города». Может быть поэтому в представленных произведениях не нашли отражения социальные проблемы, в частности, экологическая. Отсылающее к беспредметной живописи панно Светланы Берзиной (гобелен ручного ткачества) «Живу в Новокузнецке. Ферросплавный завод» не создает тревожного настроения.

Большинство живописных работ выполнено в реалистической манере. Одно из исключений – полотно Екатерины Чепис «Новая дорога в Куйбышево», удостоенное два года назад первой премии проекта. На заднем плане несколько деревьев и остатки каменных построек. На переднем – широкая асфальтовая сине-фиолетовая полоса, которая, как кажется, готовая заполнить собой все пространство, поглотив и старые домики, и природу. Сама художница с такой трактовкой не согласна.

– В моей картине нет пессимистического смысла. Скорее, думала о цветовых соотношениях, – объясняет Екатерина. – За последнее время в нашем городе появилось много новых дорог, и, если обратить внимание, цвет действительно какой-то глубоко фиолетовый, синеватый.

Екатерина Чепис – секретарь Новокузнецкого отделения ВТОО «Союз художников России». На «Сибири-12» запомнилась коллегам из других городов и журналистам как гостеприимная и предупредительная хозяйка, но волонтерские и административные хлопоты не мешают ей оставаться оригинальным художником. Доказательство тому – участие и лауреатство в выставках разного уровня. В частности, Гран-при Международного молодежного фестиваля современного искусства «Моя Югра» в 2010 году, серебряная медаль ВТОО «Союз художников России» по итогам упомянутой двенадцатой «Сибири».

– Может ли искусство быть «патриотическим», «краеведческим»? – такой вопрос, возникший после прочтения пресс-релиза, адресовал Екатерине Чепис.

– Мое мнение: искусство не может быть «краеведческим» – тогда это пособие или иллюстрация к учебнику. Не может быть «патриотическим» по принуждению. Все, что я пишу, мне близко, это часть меня. Организаторы проекта решили собрать праздничную коллекцию к 400-летию города, а художники искренне стремились им в этом помочь. Лично я Новокузнецк очень люблю. Вот недавно вернулась из красноярской командировки, и так приятно было увидеть наши широкие чистые улицы… И от многих своих коллег то же самое слышала. Когда мы встречали гостей на «Сибири-12», почти каждый спрашивал, где можно посмотреть исторические памятники. А у нас их практически не осталось. Это, конечно, плохо. Жаль, что история сохранилась в таком малом объеме. Но я люблю Новокузнецк и вдохновляюсь его жесткими ритмами, заводской, промышленной архитектурой. По большей части пишу полуабстрактные работы, поэтому мне такая городская эстетика близка. Вот сейчас пишу триптих «Черная река» – как раз на экологическую тему.

На многих работах есть человеческие фигуры, но собственно жанр портрета на выставке не представлен. Это показалось странным, ведь город – не только архитектура, монументы и памятники старины, но и люди, которые в нем живут. На «Сибири-12» видел, например, автопортрет новокузнечанки. Почему бы не включить его в экспозицию? Да и не может же быть, чтобы новокузнецкие художники не писали своих земляков. Екатерина Чепис объяснила, что портреты в конкурсе участвовали, но не стали победителями, а в нынешней экспозиции – только работы-лауреаты.

Южная столица Кузбасса ждет встречи с очередным масштабным художественным проектом.

– В ноябре мы откроем в павильоне №1выставочной компании «Кузбасская ярмарка» потрясающую Межрегиональную выставку сибирского пейзажа «Родина Сибирь». 3 октября она открылась в Красноярске, а в ноябре приедет к нам в Новокузнецк. Будет работать 20 дней. Уже в ближайшие дни мы сможем назвать точные даты работы экспозиции, – рассказывает Екатерина Чепис.

А выставка «Навстречу 400-летию града Кузнецкого», завершив работу в Прокопьевске, продолжит путешествие по Кузбассу. Остановки в Мысках и в Междуреченске.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Новокузнецк лубочный и стимпанковский

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру