Необъявленная мусорная война в Прокопьевске

Жители частного сектора платят больше, а чище не становится

На юге Кузбасса назрел серьезный конфликт: жители частного сектора настроены против регионального оператора «ЭкоТек», занимающегося вывозом и утилизацией мусора в семи городах и трех муниципальных районах Кемеровской области. По мнению прокопчан, «ЭкоТек» берет с них деньги, но не делает их жизнь комфортнее, а город чище. Представители регионального оператора считают претензии горожан необоснованными. Наш корреспондент выслушал мнения обеих сторон.

Жители частного сектора платят больше, а чище не становится
Те самые контейнеры около пятиэтажного дома, в которые и жители частного сектора должны выбрасывать мусор

«За что платить?»

– Беспредел. Хотят, чтобы мы заключили с ними договорs, и ничего не делать, – негодует Алексей Лагода – прокопьевский пенсионер, проживающий в частном секторе. – Они создали организацию и организация кушать хочет!

«Организация» называется ООО «ЭкоТек» («Экологические технологии») и осуществляет сбор, транспортировку и размещение твердых коммунальных отходов (ТКО). «ЭкоТек» на конкурсной основе выбран региональным оператором по обращению с ТКО по югу Кемеровской области. В соглашении, заключенном между департаментом жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области и «ЭкоТеком», указана дата начала выполнения обязанностей – 1 июля 2018 года.

Получив квиток от «ЭкоТека» за июль, Алексей Григорьевич и его супруга Любовь Николаевна очень удивились. Договора с этой компании они не заключали. А контейнера под мусор на их улице как не было, так и нет. Кроме того, семья Лагода теперь ежемесячно получает два квитка. 169 руб. 88 коп. – за себя. А второй – еще столько же за жильцов, которые когда-то занимали вторую половину дома, но уже десять лет как съехали.

Проживает семья Лагода по ул. Дементьевская. Это на Тыргане, недалеко от ДК ПЗША (Прокопьевского завода шахтной автоматики. Прим. авт.). Почти самый центр Прокопьевска, но мусор здесь утилизируют по-деревенски: что-то закапывают, что-то сжигают в печке, но в основном самостоятельно вывозят. Летом на личных автомобилях, а весной соседи скидываются и нанимают грузовик: за зиму дорогу заметает, ее чистят нерегулярно, и отходов, особенно золы, накапливается много. Когда дорога завалена снегом, контейнер все равно никто вывозить не будет, поэтому его здесь и нет. Ближайший – в полукилометре, рядом с пятиэтажным домом. Дорога даже щебенкой не отсыпана.

Алексей Григорьевич передвигается на костылях. Любовь Николаевна – инвалид второй группы, ей врачи запретили даже полведра поднимать.

Алексей Лагода на костылях должен носить мусор за полкилометра по бездорожью

– На нашей улице полно стариков, инвалидов! – подчеркивает Любовь Лагода.

К тому же жильцы пятиэтажки ругаются, что в их баки выбрасывают отходы обитатели частного сектора. Соседка Лагод по улице Софья Санкина рассказывает, что зимой из этих контейнеров мусор иногда не вывозят несколько дней кряду, и содержимое баков во все стороны разносит ветер.

– Я пока договор с «ЭкоТеком» не заключала и им не платила. За что платить? Это настоящее беззаконие,– возмущается Софья Александровна.

Она работающая пенсионерка. Когда дорога позволяет, вывозит мусор на личном автомобиле и выбрасывает на санкционированную свалку, расположенную недалеко от работы. Весной вместе со всеми скидывается на аренду грузовика, чтобы вывезти накопившиеся отходы. Признается, что не знает, куда водитель самосвала выбрасывает этот мусор.

Софья Санкина рассказала, что на их улице живет восьмидесятилетняя женщина, которая безропотно заключила с «ЭкоТеком» договор, и теперь платит компании, хотя ее дом расположен еще дальше от цивилизации и контейнера.

– С советских времен менталитет: пришла бумага – надо заплатить, –говорит Софья Александровна.

Санкина готова отстаивать свои права, но услуги частного юриста стоят недешево, и женщина признается, что, скорее всего, и ей придется смириться.

Жильцы Дементьевской подчеркивают: с появлением «ЭкоТек»а несанкционированных свалок в Прокопьевске меньше не стало.

– По Аэродромному (название одного из районов города. – Прим. ред.) едешь, там такие свалки – мама не горюй! – делится наблюдениями Софья Санкина. – Жители Аэродромного тоже платят «ЭкоТек»у, а кучи мусора там как валялись, так и валяются. Их никто не вывозит.

«ЭкоТек» атакует!

На следующий день пришел в Прокопьевский офис «ЭкоТек»а. Когда представился, руководитель прокопьевского отделения Елена Шахурдина перешла в наступление:

– Сначала свои вопросы вам буду задавать!

Посетитель в ЭкоТеке

Впрочем, состоявшийся разговор – все равно удача. Накануне пытался выяснить рабочий телефон Елены Юрьевны, но на сайте указан только единый номер «ЭкоТек»а для всего юга Кузбасса. Женщина-оператор с Шахурдиной соединить не смогла. Пообещала записать мой номер и позже попросить Елену Юрьевну мне перезвонить. Однако при встрече руководитель прокопьевского отделения сказала, что ни о чем таком не слышала. Ее фотографии на сайте тоже не обнаружил (и в этой публикации ее снимка не будет, потому что Елена Юрьевна не разрешила сфотографировать себя на рабочем месте). Придя в офис, наугад зашел в один из трех кабинетов. Оказалось, что сидевшая за столом слева сотрудница и есть Елена Шахурдина. Рассказал о проблеме жильцов Дементьевской. О том, что им нет смысла ставить контейнер, если зимой к нему не подъехать.

– Это земли муниципалитета. Подъездные пути и так далее – это должен обеспечивать муниципалитет, – ответила Шахурдина.

По словам руководителя прокопьевского отделения, все без исключения люди – «мусоропроизводители». В том числе и те жители частного сектора, которые раньше выбрасывали отходы бесплатно. Раз производят отходы – пусть платят за утилизацию.

Объяснила, что за съехавших со второй половины дома жильцов Алексей и Любовь Лагода платить не будут, если подойдут в офис «ЭкоТека» и уладят формальности. В остальном обитателям улицы Дементьевской Шахурдина не сочувствует.

– Знаю я, где эта улица. Там сто или двести метров до контейнеров МКД (многоквартирных домов. – Прим. ред.), – преуменьшает Елена Юрьевна. – Из этих контейнеров мы осуществляем транспортировку до полигона.

И через несколько минут уточнила свою позицию:

– Мы услугу жителям оказываем вне зависимости от того, куда они складируют мусор.

– Что касается несанкционированных свалок, кто с ними должен бороться?

– Администрация города.

– В вашу обязанность это не входит?

– Смотрите. Повторяю. Собственником земельного участка является муниципалитет. Если мы обнаруживаем свалки несанкционированные, то мы предупреждаем администрацию города, что она должна их ликвидировать.

– То есть это входит в обязанности администрации города, но не в ваши?

– Я не понимаю вопрос.

– Ваша компания не занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

– Почему не занимается? Занимается.

– Совместно с администрацией города?

– Да.

– С 1 июля, с момента начала вашей деятельности в Кузбассе, что-то сделано в этом направлении?

– Я на этот вопрос вам ответить не могу.

Вероятно, Елена Юрьевна не внимательно читала упомянутое выше соглашение регионального оператора ««ЭкоТек»» с департаментом жилищно-коммунального комплекса, заключенное 27 октября 2017 года. Цитирую пункт 2.10: «В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ».

Все-таки «принять меры» и «предупредить администрацию города» (как выразилась Елена Шахурдина) – это разные вещи.

Автор этих строк – прокопчанин, живущий многоквартирном доме. В моем октябрьском квитке за ЖКХ есть графа «обращение с твердыми коммунальными отходами» (без дифференциации на «вывоз» и «утилизацию»). С жильца взимается 84 руб. 94 коп. И каждый, кто проживает в частном секторе, где до контейнера топать и топать или контейнера вовсе нет, платит столько же. Попросил Елену Юрьевну объяснить это несоответствие. Ответ не очень понял. Кажется, она здесь никакого несоответствия не видит.

Справедливости ради отмечу, что «ЭкоТек» вывозит прокопьевский мусор на новокузнецкий полигон, который, по словам Елены Шахурдиной, «отвечает всем экологическим требованиям». Правда, сначала отходы вывозят на старую прокопьевскую свалку в поселке Высокий. Теперь эта старая свалка называется «площадкой временного складирования».

«… и все остальное»

Побеседовал с прокопчанами, пришедшими в офис «ЭкоТека». По их словам, контейнер для мусора стоит семь тысяч рублей (правда, в частном секторе одним контейнером могут пользоваться несколько домохозяйств). Заплатить должны сами жильцы. Не «ЭкоТеку». В Прокопьевске есть несколько фирм, продающих контейнеры.

Женщина, пришедшая в офис с жалобой, рассказала:

– У меня племянница живет в частном секторе на улице Левитана, это на Парниковке. Там тоже нет контейнера. К тому же в квиток, который прислали племяннице, вписан и человек, умерший десять лет назад.

– Это не единственный случай, – добавляет другой посетитель. – Они взяли где-то старые списки, в которых даже умершие вписаны. Живет в доме один человек, а квиток присылают на пятерых. За утилизацию мусора надо платить, это правильно. Но «ЭкоТек» хочет просто деньги на халяву получить.

Разговор прерывает сотрудница «ЭкоТека»:

– А вы на каком основании здесь берете интервью и все остальное? Никто вам согласия никакого не давал!

Не знал, что для беседы с частными лицами надо спрашивать разрешение у сотрудников корпораций.

Наталья Мельник приехала из района, который называется Березовая Роща. Живет в частном секторе по улице Геологической. Раньше она вместе с соседями выбрасывала мусор в контейнер. Примерно раз в месяц вскладчину вызывали грузовую машину, чтобы вывезти отходы. Выходило 150 рублей с дома.

– Теперь платить восемьдесят рублей с человека (на самом деле – почти 85 – Прим. ред). Я считаю, это много, – сетует Наталья Владимировна. – Нас в доме пять человек прописано, я что, четыреста рублей платить должна?

– Но вы будете заключать договор?

– Ну конечно. Мусор неохота вываливать на дорогу. Но большинство вываливает. Это у нас контейнер стоит, а выше подняться – там маленькие улицы, контейнеров нет. Там стихийные свалки.

Руководитель прокопьевского отделения «ЭкоТека» затруднилась ответить еще на один вопрос: какие меры будут приниматься к тем, кто не заключит договор и откажется платить? Но ее подчиненная со всей определенностью заявила посетительнице Елене Юдиной: будут наложены штрафы, а при необходимости «ЭкоТек» подаст на неплательщицу в суд. Елена Николаевна живет в частном секторе Зенковского района. Улица Известковая. Пришла оформлять претензию.

Елена Юдина

– Раньше мы сами вывозили мусор в отвалы, у нас разрезы же кругом, – вспоминает Елена Юдина. – А последние два года ребята-частники поставили под мусор бочки и мусор из них забирали. Мы сто рублей платили и горя не знали. Но сейчас частников запретили и бочки у нас забрали.

Юдина звонила по «телефону обращений губернатору Кемеровской области». Ей пришел письменный ответ из администрации Прокопьевска за подписью заместителя главы по ЖКХ и благоустройству Розы Исуповой (копия имеется в редакции). В переводе с канцелярского, в ответе говорится: «Делайте, как «ЭкоТек» велит». К слову, нынешний руководитель прокопьевского отделения «ЭкоТека» Елена Шахурдина прежде работала в горадминистрации, курировала работу по благоустройству частного сектора. Позиция горадминистрации, на которую постоянно кивает «ЭкоТек», пока не очень понятна. На прошлой неделе там состоялось закрытое совещание с участием представителя «ЭкоТека». Но о том, какие договоренности достигнуты, нам пока не удалось узнать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 7 ноября 2018

Заголовок в газете: Платим больше, а чище не становится

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру