Собачьих площадок по-прежнему не хватает в Кемерове

Кто отвечает за их установку, а кто - за содержание

05.12.2018 в 08:13, просмотров: 721

Краеугольным камнем извечного конфликта собачников и их противников являются площадки для выгула собак. Одним не нравится видеть барбосов и продукты их жизнедеятельности вблизи детских песочниц и городских скверов, другие упирают на то, что положенных мест выгула власти им не обеспечили. Так и воюют, раздражая друг друга. А тут еще недавний снос крупной площадки в Кемерове на проспекте Ленинградском и ликвидация места выгула на ФПК добавили масла в огонь. Сразу же припомнили кемеровчане мэру его обещания двухгодичной давности построить площадки в каждом районе города. Так почему же эта история никак не может прийти к счастливому финалу?

Собачьих площадок по-прежнему не хватает в Кемерове
Сегодня в Кемерове существует 22 площадки для выгула собак и их дрессировки

Площадок больше не становится

Летом 2016 года глава Кемерова Илья Середюк смело заявил в региональных СМИ, что в ближайшее время площадки для выгула собак появятся в каждом районе города. Собаковладельцы обнадежились и начали с нетерпением ждать, когда же площадки начнут расти, как грибы. А те все не растут и не растут…

Экспериментальной площадке, о которой было заявлено в средствах массовой информации, так и не суждено было появиться на пересечении бульвара Строителей и улицы Марковцева. Не вписалась она в требования СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в связи с чем «создание площадки для выгула собак на данной территории было не целесообразно», – ответили в мэрии.

Хотя одна площадка после этого заявления с подачи администрации все же появилась. Только стала она не выгулочной, а дрессировочной. Ее плюс заключается в том, что силами городского кинологического клуба здесь были установлены все необходимые снаряды. Также кинологами поддерживается чистота и порядок на выделенной территории. Однако в конце улицы Волгоградской, куда город поселил дрессировщиков, нет жилых домов, поэтому в жизни обычных собачников с появлением этой площадки ничего особо не поменялось.

Зато инициативные жители Лесной поляны решили не ждать обещанного три года и собственными силами создали площадку на Осеннем бульваре. Собаководы района сами организовали сбор средств на приобретение необходимого оборудования для выгула и дрессировки собак, сами установили снаряды. Огородить территорию забором им помог местный предприниматель, а земельный участок под площадку выделил в безвозмездное пользование застройщик.

Так выглядит площадка для выгула собак в Лесной поляне

Только вот с появлением двух новых площадок их общее количество в Кемерове не изменилось. Потому что параллельно со строительством проводился демонтаж других двух мест для выгула. В Ленинском районе была ликвидирована площадка, расположенная в районе дома №32в по пр. Ленинградскому. Собственник земельного участка решил использовать его для жилой застройки. Выселили собачников и их братьев меньших и с места для выгула на ФПК. Замглавы города по дорожному хозяйству и благоустройству на запрос владельцев собак о том, где же им теперь выгуливать питомцев, ответил, что выделенная площадка теперь находится около дома №37 на улице Свободы. Собачники пришли по указанному адресу, но обнаружили в этом месте гаражный кооператив. «Когда мы сообщили об этом, нам сказали, что площадку перенесли к дому №21, – рассказал один из собаковладельцев, – но там оказалась парковка». Так и остались владельцы собак района ФПК без постоянного места выгула.

В настоящее время, по данным администрации города Кемерово, в областной столице существует 22 площадки для выгула собак и их дрессировки: в Центральном районе – 4, в Ленинском – 6; в Кировском – 6, в Заводском – 3 и на Лесной поляне – 3. Как выяснилось, в этот список включены не только огороженные площадки, предназначенные непосредственно для выгула собак, но и не всегда доступные дрессировочные площадки со снарядами, а также места для выгула, которые не имеют ни снарядов, ни забора, а лишь обозначены соответствующей табличкой.

По крупицам

В администрации города нам пояснили, что обустройство площадок для выгула собак является не обязанностью городских властей, а жестом их доброй воли. Однако нормативные документы, на которые ссылаются в мэрии, говорят об обратном. Согласно Правилам содержания домашних животных, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.01.2011 №438, «выгул и выпас домашних животных допускается на специально отведенных для этих целей местах. Специально отведенные места для выгула (выпаса) домашних животных определяются администрацией города и оборудуются табличками (за исключением мест выпаса)». То есть предоставить такие места власти все же обязаны. Но в каком количестве? Ответ на этот вопрос мы нашли в еще одном нормативном акте – многостраничном Постановлении от 14 октября 2009 г. №406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области». В этом огромном документе по интересующей нас теме – всего несколько предложений. Но они показались нам принципиально важными: «В кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования», в числе которых прописана площадка для хозяйственных целей и выгула собак. Это еще один аргумент в пользу того, что в микрорайонах не может, а должна быть площадка для выгула животных. Более того, в документе четко определяется, что на одного человека должно приходиться 0,3 квадратных метра такой площадки. Исходя из этого норматива не составит особого труда высчитать, какое количество площадок и каких размеров должно быть в каждом районе города. Здесь же определяется минимальное допустимое расстояние от окон жилых и общественных зданий до места выгула: не менее 40 метров. А в Приказе Минрегиона РФ от 27.12.2011 №613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству» находим еще одно немаловажное уточнение: «Доступность площадок рекомендуется обеспечивать не более 400 м. На территории и микрорайонов с плотной жилой застройкой – не более 600 м».

Если суммировать собранные по крупицам документальные данные, получается, что площадки для выгула собак должны быть в каждом районе в рекомендованной зоне доступа от 400 до 600 метров из расчета 0,3 квадратных метра на человека. И все эти условия все-таки входят в сферу ответственности муниципалитета. Поэтому органы власти, видимо, лукавят, когда преувеличивают свою благодетельность, а по факту преуменьшают обязанность.

Кто кому должен

Но вот чего нам не удалось найти во всех перечисленных документах, так это информации о том, кто должен заниматься обслуживанием и благоустройством собачьих площадок. Российские территории подходят к решению этого вопроса по-разному. В столице, например, установлено, что город обязан обеспечить наличие площадок, а контролем за их деятельностью занимаются либо УК, либо организации, которые арендуют их по договору. Кроме того, контроль за местами коллективного выгула животных вменен в обязанность ветеринарным организациям. А председатель комиссии по градостроительству Мосгордумы Сергей Зверев и вовсе считает, что правильно было бы возложить решение этой проблемы на строительные компании. Но пока наличие собачьих площадок остается «фишкой» проекта, дополнительным конкурентным преимуществом, но, к сожалению, не правилом. В постановлениях Кемеровской области ничего подобного нет. А раз обязанности не прописаны, никто добровольно на себя их возлагать не спешит.

Как нам пояснили в одной из городских управляющих компаний, покосом травы и очисткой снега на собачьих площадках они не занимаются и никогда не занимались. Разве что в тех редких случаях, когда по каким-то причинам площадка находится на придомовой территории. Тогда УК частично и очень неохотно берут на себя уборку этой территории. Ветеринары сообщили, что в их компетенцию не входит контроль за площадками для выгула, поэтому они этим вопросом не занимаются. И что самое интересное и печальное – собаковладельцы своей ответственности за состояние мест, которыми они ежедневно пользуются, почему-то тоже не чувствуют. В итоге на многих площадках, которые уже выделены городом и не один год используются по назначению, происходит что-то страшное. Летом они зарастают бурьяном. Зимой их заносит снегом. Ограждения покосились и пестрят от прорех. Не говоря уже о том, что уборкой этой территории после своих же собак мало кто утруждается. На многие площадки по весне зайти просто невозможно от смрада и огромного слоя экскрементов под ногами. Почему так? Ждут. Ждут, что за них кто-то придет, почистит, уберет. Собачники занимают абсолютно потребительскую позицию и сокрушаются о том, что город для них ничего не делает. Только почему-то не замечают: то, что для них уже сделано, ими же самими и приводится в негодность.

Так ли просто стребовать площадку

Что делать, если площадки нет, но она очень нужна? Как нам пояснили в администрации города, первым делом необходимо обратиться в управляющую компанию и обсудить возможность размещения площадки на той или иной территории. Если УК не в силах помочь, то следует идти в управу района. Обращение может быть как коллективным, так и оформленным от одного жителя. Согласие всех собственников дома в этом случае не обязательно, но желательно во избежание возможных проблем в дальнейшем. Терруправление вместе с коммунальщиками и жилищниками должно проанализировать ситуацию. Если не будет никаких противоречащих факторов, решение согласуется с администрацией.

После того как место согласовано, нужно решить, кто будет заниматься строительством. Первый вариант – можно требовать деньги из бюджета, потому что по закону якобы положено. Но процесс может затянуться или того хуже – застопориться. Второй вариант – включить графу в общедомовые нужды и сделать все сообща. Но при этом не должно быть ярых противников. И третий – сложиться инициативной группой или найти инвестора. Но нужно понимать, что закрыть площадку не получится, как и ограничить туда доступ только для жителей своего дома, потому что выделенный участок земли не является их собственностью. Можно, конечно, задаться вопросом аренды и даже организовать платный вход для сбора средств на содержание площадки. Но это все должно быть юридически грамотно оформлено.

Нам известно несколько примеров, когда кемеровчане, проживающие в разных районах города, пытались пройти по этому пути. Например, Наталья с улицы Заречной была убеждена, что площадка для выгула собак может появиться во дворе ее новостройки с той же легкостью, с которой появилась хоккейная коробка. Жильцы попросили – УК сделала. Но с площадкой все оказалось не так просто. С мая этого года женщина пытается решить этот вопрос, но пока безуспешно. «Наше обращение в администрацию осталось без конкретного ответа. Пока в районе идет стройка, проработать этот вопрос не получится» – вердикт УК.

Другая кемеровчанка Татьяна проживает в Рудничном районе, где вообще нет ни одного места для выгула собак. В 2017 году она вместе с группой единомышленников обращалась к депутатам горсовета А.В. Иванову и Н.Н. Сенчурову с просьбой помочь в решении этого вопроса. Ответ был таков: «Документацией по планировке данной территории, утвержденной постановлением администрации города Кемерово, размещение площадки для выгула собак не предусмотрено». В другом, более обнадеживающем ответе администрации города сообщалось, что «управление дорожного хозяйства и благоустройства готово оказать содействие по устройству площадки инициативной группой. Заявка направлена в управление архитектуры и строительства». Но дальше этого дело пока так и не сдвинулось.

А вот Лесная поляна может похвастаться не только положительным опытом строительства площадки, но и большой лояльностью к этой теме органов местного самоуправления. Жильцы района обратились к властям с вопросом, могут ли они огородить забором места для выгула собак, обозначенные табличками. В терруправлении пошли навстречу и пригласили для обсуждения деталей.

Как бы то ни было, мы вынуждены констатировать, что закон в части организации выгула домашних животных в Кемеровской области работает плохо не только потому, что его не исполняют, но и потому что он не прописан в полной мере на региональном уровне. Системы нет – а значит, ответственных нет, и все пущено на самотек. В результате мы имеем расслабившуюся муниципальную власть, которая почему-то забывает о нормативах и своих обязательствах, расслабившихся собачников, которые ждут, что все сделают за них, и несчастных собак, которые во всей этой истории остаются крайними.