Все мы - мусоропроизводители, и платить придется без вариантов

Интервью с директором регионального оператора юга Кузбасса по вывозу мусора Андреем Функом

Месяц назад «МК в Кузбассе» рассказывал о том, почему жители частного сектора Прокопьевска возмущены приходом ООО «ЭкоТек» – регионального оператора, с 1 июля занимающегося вывозом мусора на юге Кузбасса. После публикации нашему корреспонденту позвонили из пресс-службы «ЭкоТек», и предложили поговорить с управляющим директором компании Андреем Функом. После публикации позвонили из пресс-службы «ЭкоТек» и предложили поговорить с управляющим директором компании Андреем Функом. Андрей Иванович ответил в том числе и на те вопросы, на которые не удалось получить ответы от руководителя прокопьевского филиала «ЭкоТека». С проблемами, которые взбудоражили значительную часть жителей юга Кузбасса, возможно, столкнется и север Кемеровской области, где с 1 января 2019 года приступает к работе свой региональный оператор.

Интервью с директором регионального оператора юга Кузбасса по вывозу мусора Андреем Функом
На балансе регионального оператора «ЭкоТек» 1,2 млн человек и 26 тысяч контейнеров.

– Андрей Иванович, считаете ли вы, что «ЭкоТек» совершал ошибки? Если да, то как планируете их исправлять?

– Ошибки? Были технические сложности «на входе» в июле месяце. Связано это с тем, что у нас не было полной дислокации контейнерных площадок, поэтому в первое время было определенное количество «невывозов». Но эти вопросы сняты в течение июля-августа. На сегодняшний день дислокация выверена полностью, мы знаем, где какие контейнеры стоят. С администрациями городов отработаны вопросы по периодичности вывоза. В МКД (многоквартирные дома. – Прим. ред.) все понятно – там вывоз ежедневный. Проблемы остались только в частном секторе, где собственниками контейнеров являются муниципалитеты, соответственно, они должны определять периодичность вывоза мусора. Сложность в том, что зимой муниципалитеты не всегда своевременно расчищают от снега улицы в частном секторе, соответственно, мы не можем проехать и оказать услугу. Ну и то, что частный сектор не обеспечен необходимым количеством контейнеров.

– А как быть с жалобами жильцов: в квитки, приходившие от «ЭкоТек», вписаны люди, которые давно по соответствующим адресам не проживают, но за этих людей тоже надо платить?

– Объясню здесь ситуацию. Согласно ФЗ-89, жители обязаны заключить с нами договор, а мы не имеем права отказать им в заключении договора. У тех жителей, которые пришли и заключили договор, в котором указано число проживающих в доме, – вопросов по квитанциям нет. Но пришли не все. Мы обратились в миграционную службу при МВД с просьбой предоставить нам персональные данные для заключения договоров и производства начисления. Нам отказали, потому что существует закон о защите персональных данных. Есть федеральная система ГИС ЖКХ, где управляющими компаниями и муниципалитетами должны выкладываться данные. Но эта система не работает. Поэтому сегодня нет источника, где можно взять точные данные о количестве проживающих по конкретному адресу. Мы воспользовались теми базами данных, которые являются общедоступными, но они оказались устаревшими или неправильными. Поэтому, если есть такие факты, о которых вы говорите, жильцы должны просто прийти в наши отделения, предоставить необходимые документы, и наши сотрудники сделают перерасчет.

– Деньги, заплаченные за выбывших жильцов, будут считаться авансом за следующие месяцы?

– Да, получается, сделан авансовый платеж. Жилец приходит, говорит, например: «Я один в этом доме проживаю», и показывает документы, это подтверждающие.

– Какие именно документы?

– В каждом случае это индивидуально. Например, адресная справка. Только свежая. У нас бывают случаи, когда приносят адресную справку за 2014 год. По таким справкам мы перерасчет не делаем.

– Прокопчане из частного сектора жаловались, что зимой дороги не чистятся, мусор, накопившийся за зиму, им, как и прежде, по весне придется вывозить за свой счет, а «ЭкоТек» обязывает их платить за услугу, которая не оказывается.

– По каждому случаю, когда дорога не зачищена, нам поступает сигнал от перевозчика. Сигнал приходит с документальным подтверждением через геолокацию: фотография, адрес, время. Мы сразу пишем письмо в администрацию: «Просим организовать зачистку дорог». Вот сейчас, во время нашей беседы, в Новокузнецке начинается совещание по незачищенным дорогам в частном секторе.

– Еще одна проблема частного сектора – отсутствие контейнеров. Кто их все-таки должен приобретать?

– На сегодняшний день законом четко оговорено, что контейнерную площадку должно обеспечивать муниципальное образование. Региональный оператор – однозначно не должен. Честно говоря, нам было бы даже выгодно самим контейнеры установить: мы могли бы поставить необходимое количество и именно там, где нужно. Но в наш тариф приобретение контейнеров не заложено.

– Под «контейнерной площадкой» неспециалист поймет пятачок земли, где должен стоять контейнер. А сам контейнер кто должен приобретать?

– Муниципалитет должен. Конечно, если житель хочет поставить рядом с домом индивидуальный контейнер – он может купить, поставить и закрывать его на замочек, чтобы другие в него мусор не выбрасывали. Мы будем вывозить, но он должен прописать это в договоре.

- Но всё-таки про общие контейнеры для простых смертных. Прокопчане, с которыми я общался, должны идти в горадминистрацию и требовать установки контейнеров?– Идти необязательно. Прокопьевская администрация как раз сейчас занимается этим вопросом. Мы совместно с администрацией формируем реестр мест накопления, в том числе и в частном секторе. Определяем, где необходимо установить контейнеры.

- Идти необязательно. Прокопьевская администрация как раз сейчас занимается этим вопросом. Мы совместно с администрацией занимаемся формированием реестра мест накопления, в том числе и в частном секторе. Определяем, где необходимо установить контейнеры.

– Что касается других территорий по югу Кузбасса?

– Где-то контейнеры уже начали выставляться, где-то планируют в следующем году.

– Если мусор из контейнеров не будут вывозить, жильцы могут вам об этом сигнализировать?

– Конечно. У нас есть коллцентр. Восемь операторов постоянно на связи. Бесплатный звонок для жителей… Но что такое «не вывозится контейнер»? Зачастую бывает так. Нам поступает звонок. Мы открываем график, который утвердила администрация. Например, в графике указано, что контейнер вывозится каждый четверг. А в субботу он уже полный. Начинаем работать с администрацией. Если это повторяется – значит, надо менять периодичность вывоза. Либо это единичный случай: в четверг вечером подъехала газель с мусором, открыла кузов и вывалила все в этот контейнер. Жители при этом говорят: «ЭкоТек» не вывез мусор!». Нет, мы свои обязательства выполнили.

– Но пока контейнеры установлены далеко не везде, вам платят жильцы, которые мусор складируют или не вывозят…

– Так «складируют» или «не вывозят»? Сейчас отделим некоторые моменты. Первый миф: «У нас мусора нет». Это вранье. Мусор производится везде. Сжигать мусор нельзя, закон запрещает. Сейчас многие говорят: «У меня в радиусе 100 метров нет контейнера, что вы мне прислали квитанцию? Я не буду платить». Но контейнер установлен в радиусе 300 или 500 метров. Человек пошел на работу или поехал в магазин. И оставил мусор в этом контейнере. «ЭкоТек» этот мусор вывез. То есть услугу мы оказали.

– Есть установленное максимальное расстояние до контейнера?

– Есть СанПиН 1986 года. Устаревшие там, на самом деле, требования: контейнер должен располагаться в радиусе от 20 до 100 метров.

– Это возможно выполнить?

– Нет. Потому что там же есть следующий пункт, разрешающий муниципалитету устанавливать другие радиусы в случае невозможности выполнить это требование из-за особенностей застройки. Возьмите любую улицу в частном секторе. Какая там ширина? Метров семь-восемь. А теперь возьмите контейнер и поставьте его на этой улице не ближе 20 и не дальше 100 метров от потребителя. У меня не получается. Я и на бумаге прикидывал, и в компьютерной программе. Я это к тому, что требования СанПиНа настолько устаревшие и неприменимые к частному сектору, что опираться на них бессмысленно.

– Почему платить надо одинаково, независимо от того, расположен контейнер в двух шагах или в 500 метрах?

– Как эту разницу перевести в рубли? Это не реально. Есть нормативы, утвержденные РЭК. Мы сами ничего не придумали. Мы выполняем федеральный закон. Мне многие говорят: «Почему у вас такой сложный договор?». Да потому, что он утвержден правительством Российской Федерации. Мы туда внести ничего не можем. Мы – исполнители федерального закона. Мы не придумываем тарифы, нормативы и формы договоров.

– Жильцы, не желавшие заключать с «ЭкоТеком» договор, ссылались на то, что привыкли сами решать проблему вывоза мусора. Есть ли у кузбассовцев право не заключать с вами договор?

– Нет. По закону каждый отходообразователь обязан заключить с нами договор. Это касается и физических, и юридических лиц. У жителей многоквартирных домов нет обязанности подписывать бумажный договор. У них пишется протокол собрания собственников жилья, что они переходят на прямые договоры, и все. Кстати, житель частного сектора тоже может не подписывать договор. Ему достаточно оплатить квитанцию – и договор считается вступившим в силу. Поэтому в отделение «ЭкоТек» можно и не приходить, если согласен с указанным в квитанции количеством проживающих.

– На днях «ЭкоТек» рассказал журналистам, что все-таки занимается ликвидацией несанкционированных свалок, и подробно проговорил механизм. Возникают ли вновь несанкционированные свалки на местах ликвидированных?

– Свалки, которые мы ликвидировали, были зафиксированы в первый раз. Мы работаем только пять месяцев. Чтобы ответить на этот вопрос, надо наработать статистику.

– Как сделать, чтобы свалки в тех же местах не образовывались снова?

– Расставлять контейнеры, если это частный сектор. Все.

– Промышленные предприятия – гораздо более крупные отходопроизводители, чем жители частного сектора.

– С ними мы тоже заключаем договоры. Не могу сказать, что уже со всеми. С крупными договоры заключены. Но есть какие-то индивидуальные предприниматели, которые сами пока не пришли. Их, допустим, нет в реестрах. Мы по разным базам данных выясняем, с кем из юридических лиц не заключены договоры. Сегодня у нас договоры примерно с 95 процентами юридических лиц. Выявляем тех, кто еще не заключил. С некоторыми заключаем договоры в судебном порядке.

– Насколько часто у «ЭкоТек» бывают суды?

– Постоянно. Сейчас мы судимся в том числе и с жителями. В том числе и по заключению договоров. И уже есть положительная судебная практика. Суды обязывают заключать договоры с региональным оператором «ЭкоТек», при этом взимаются судебные издержки, само собой.

- Если говорить о жителях, физических лицах. С кем судитесь в первую очередь? Выборка носит случайный характер?

- Пожалуй, что так. Кто-то в конце концов добровольно заключает договор, кому-то претензию оформляем, и они договор подписывают. Кого-то приглашаем в суд, и по суду обязываем. Но эта работа ведётся. В каждом филиале у нас есть юрист, и у него, допустим, пятьдесят дел, которые он ведёт единовременно. Десять дел закрылось, и он открывает десять новых.

- Как ни разу не платившим жильцам частного сектора избегнуть суда и минимализировать пеню?

- Пока её можно избегнуть вообще. Надо прийти в ЭкоТек и заключить договор, или оплатить квитанции.

- Что касается утилизации мусора на юге Кузбасса. Кто гарантирует, что всё делается в соответствии с современными экологическими требованиями?

- Давайте так: для примера возьмем все тот же Прокопьевск. Там на полигоне не было сортировки, не было очистных фильтратов и геомембран, предотвращающих проникновение фильтрата в почву. Это была, в принципе, стандартная совдеповская свалка. Дай бог, если огороженная. На сегодняшний день эту свалку обязан рекультивировать муниципалитет. В какие сроки, я не готов сказать. Мусор из Прокопьевска сегодня поступает на мусороперегрузочную станцию, где хранится не более суток. Потом везётся на полигон «ЭкоЛэнд» в Новокузнецке. Этот завод сегодня соответствует всем существующим требованиям природоохранного законодательства и входит по технологиям в десятку лучших по России. Кто гарантируют? Контрольно-надзорные органы, которые постоянно его проверяют.

- Кто вообще контролирует «ЭкоТек» и «ЭкоЛэнд»?

- Все контрольно-надзорные органы: государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, ФАС, прокуратура, природоохранная прокуратура. РЭК в плане затрат нас контролирует. И администрация области как заказчик.

- На «ЭкоТек» кто-нибудь подавал в суд?

- Нет. Но проходят постоянные проверки тех органов, которые сейчас назвал.

- Из мусора можно делать деньги?

- Из вторичного сырья? Конечно можно. На полигоне «ЭкоЛэнд» сегодня выбирают картон, бумагу, алюминиевые банки, чёрный металл, ПЭТ бутылки, пластик – ПВД и ПНД. Сырье продаётся дальше тем заводам, которые перерабатывают.

- Тогда жители должны возмутиться: «Обогащаются на нашем мусоре, и с нас же ещё деньги берут!».

- Жители могут возмутиться, но это всё учтено уже в тарифе. Есть «ЭкоТек» и есть «ЭкоЛэнд». У них свой тариф, который они защитили в РЭКе, и из тарифа уже убрана доходная часть от утилизации вторичного сырья. Я понимаю, есть такое мнение, что «мусорный» бизнес – золотой. Фильмы про итальянскую мафию. Но сегодня не так это всё в России.

- Стереотипы, пожалуй, есть. Но они связаны не с западными фильмами, а с мусорными бунтами в центральной России. Понятно, что организации, подрядившиеся утилизировать московский мусор, вывозят его в Подмосковье и там не утилизируют, а просто вываливают.

- И поэтому их бизнес рентабелен. Потому что они только вывозят, не утилизируют.

- «ЭкоТек» и «ЭкоЛэнд» так не делают?

- Нет. Вы смотрели репортажи из Подмосковья? Что вы там видели? Перерабатывающие заводы, или только горы мусора?

- Там кучи мусора и жители, которые задыхаются.

- Потому что там ничего нет. Мусор, образно говоря, просто в лес сваливают. Здесь у нас по-другому. В Москве, кстати, далеко не всё так плохо. Там тоже есть хорошие утилизирующие и перерабатывающие заводы. Многие спрашивают: «Почему так дорого?». Потому что вывоз и утилизация мусора стоят недёшево.

- Накануне начала деятельности «ЭтоТек» много говорили о раздельном сборе мусора.

- Для начала нужно просто наладить вывоз твёрдых бытовых отходов. Раздельный сбор – вопрос на сегодня сложный и законодательством никак не урегулированный, к сожалению. Мы сейчас в Новокузнецке начали установку контейнеров под раздельный сбор отходов в качестве эксперимента. Порядка тридцати контейнеров установили, до конца года установим еще. Мы предполагаем, что необходимо разделение на две фракции: пищевые отходы, которые не перерабатываются, и отходы, подлежащие переработке.

- Когда это заработает хотя бы в МКД?

- Когда соответствующие правила будут прописаны в законодательстве. Сегодня приходится полагаться только на экологическую сознательность граждан: кто-то хочет сортировать отходы, а кто-то нет. В Новокузнецке давно идут эксперименты по раздельному сбору мусора, но активно в них вовлечены не многие.

- В Новокузнецке ситуация с вывозом и утилизацией мусора лучше, чем в других городах по югу Кузбасса?

- Исторически сложилось, что технологически Новокузнецк впереди. Новокузнецк – первый город в Кемеровской области, где появились пластиковые контейнеры и европейские мусоровозы. Но сегодня и весь Междуреченск оснащён пластиковыми контейнерами и импортными мусоровозами. И в других городах такие контейнеры постепенно появляются.

- Какие территории для вас самые проблемные?

- Нет «самых проблемных». Где-то одни вопросы, где-то другие, где-то третьи. У нас автоматизированная система, навигация. Мы в равной степени контролируем ситуацию и в Новокузнецке, и, например, в Прокопьевском районе. И там, и там видим мусоровозы в режиме реального времени. Видим, на какой площадке они находились, и куда мусор вывезли.

- Кто должен убирать мусор, который оказался рядом с контейнером?

- Начнём с требования закона. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки твёрдых коммунальных отходов в мусоровоз. До тех пор, пока контейнер стоит, а мусор рядом набросан, отвечают собственники земельных участков: в многоквартирных домах это управляющая компания, в частном секторе – администрация, муниципалитет. Если мусор упал на землю при опрокидывании контейнера в мусоровоз, то убирать будет экипаж мусоровоза. Если мусор лежал до этого – убирать будет муниципалитет, либо организация, которую муниципалитет определил для уборки контейнерной площадки.

- С муниципалитетами «ЭкоТек» в состоянии конфронтации?

- Нет. Есть взаимопонимание. Понятно, что есть спорные вопросы, разные позиции, но у нас общая задача. Мы обязаны вывозить и утилизировать, муниципалитеты обязаны организовать эту систему. Нормальные деловые отношения и с муниципалитетами, и с администрацией области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 5 декабря 2018

Заголовок в газете: Андрей Функ: «Мы сами ничего не придумали»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру