Куда должен клюнуть петух прокопьевских чиновников?

Обязательно ли ждать обрушения дома для того, чтобы увидеть очевидное и выполнить положенное

На фоне трагических событий, произошедших в Магнитогорске, эта история выглядит особенно тревожно. Председатель совета дома по ул. Гайдара в Прокопьевске, тот самый Владимир Павлов, который доказал завышение тарифов ЖКХ и вернул жильцам более трех миллионов рублей, сообщил, что два прокопьевских многоквартирных дома могут обрушиться, чему есть документальное подтверждение и неисполненное до сих пор предписание ГЖИ двадцатилетней давности. Но ведь пока петух не клюнет…

Обязательно ли ждать обрушения дома для того, чтобы увидеть очевидное и выполнить положенное

Коммунальная безответственность

Не проходит и дня, чтобы Владимир Алексеевич не проконсультировал с десяток человек из разных уголков Кузбасса. Ему звонят со всевозможными жилищными проблемами, чаще всего – от безысходности. И несколько таких звонков сложились в весьма пугающую картину. «Позвонил мне сначала председатель дома по проспекту Шахтеров, – рассказал Павлов. – Говорит, у нас стена дома разрушается. Я приехал, смотрю – и правда, разрушается. Представьте себе: пятиэтажный дом 1962 года, на котором от крыши до оконных перемычек кирпичная кладка разложилась и просела змейками. Кирпичи буквально выпучились наружу. Это же очень опасно!»

Жильцы дома показали Владимиру Алексеевичу предписание ГЖИ Кемеровской области от июля 1999(!) года. Выписано оно МУП «Служба единого заказчика» (СЕЗ) и обслуживающей организации МП ПУ ЖКХ, ЖЭК №1. Узнать, как так получилось, что о предписании ГЖИ, выданном 20 лет назад, благополучно забыли, нам, увы, пока не удалось. Потому как коммунальные следы кем-то умело заметаются: дозвониться до СЕЗ ни по одному номеру телефона мы не смогли, а ПУ ЖКХ прекратило свое существование с появлением управляющих компаний. Да и с управляшками все оказалось не так просто – дом многократно передавался от одной УК к другой. Около пары месяцев назад, как раз когда Павлов начал шевелить эту тему, дом снова передали от МУП УК к УК «Жилищное хозяйство». Что интересно – обе управляющие компании находятся по одному и тому же адресу. Но ни одна, ни другая об опасности для жильцов даже не догадывается. В МУП УК нам сообщили, что они работают всего с 2016 года, предписания в глаза не видели, а обращения жильцов по разрушающейся стене к ним за период работы не поступали. «Жилищное хозяйство» и вовсе за упущения коллег отвечать не готово, тем более, как нам сообщили в производственном отделе, на дом до сих пор не передана документация.

Только вот пока опасный дом кочует от одной УК к другой, ситуация усугубляется. Об ее аварийности сообщалось еще в документах 1999 года: «В квартире №46 пятого этажа произошло разрушение ж/бетонной перемычки над оконным проемом, что повлекло за собой просадку кирпичной кладки над перемычкой, разрушение и расслоение рядов кладки, выпучивание участка стены наружу – имеется опасность обрушения кладки». Еще тогда ГЖИ предписала принять меры безопасности, заменить разрушенную перемычку, восстановить кирпичную кладку, восстановить защитный слой арматуры ж/бетонных перемычек над оконными проемами цементным раствором и ж/бетонных перекрытий над подвалом. «Требуется срочный капитальный ремонт здания с выселением жильцов» – четко написано в документе.

«Когда выдавалось это предписание, разрушение кладки было всего над одной квартирой, – отметил Владимир Павлов. – С того времени прошло почти 20 лет. На сегодняшний день кирпичная паутинка растянулась по всем квартирам верхнего этажа с северной и южной стороны дома. В высоту эта зона разрушения занимает примерно около метра, а по длине – порядка тридцати метров, почти в половину жилого здания. И если тогда из-за одной квартиры нужно было выселять жильцов, я боюсь предположить, насколько сейчас эта ситуация обострилась и стала еще более опасной».

ГЖИ проблемы усмотрела, предписание выдала – и успокоилась, формально выполнив свои обязательства. Столь же формально, видимо, их выполнила и обслуживающая организация. В 2014-15 годах при подготовке к празднованию Дня города в доме был сделан капитальный ремонт. «Но, судя по отчетным документам, с которыми мы смогли ознакомиться в интернете, – добавил Павлов, – весь капитальный ремонт свелся к покраске фасада дома водным раствором розовой охры. И стоимость этих работ составила больше 1 700 000 рублей. Реальная же проблема не была устранена. На сегодняшний день, как мне кажется, состояние кирпичной кладки таково, что перекрытия пятого этажа могут обрушиться в любой момент. Причем спровоцировать это может элементарно движение тяжелых железнодорожных составов, от которых в квартирах дома звенит посуда».

Капитально не значит правильно

Аналогичная ситуация сложилась еще в одном доме по ул. Ленина. В 2016 году в этом доме проходил капитальный ремонт, в ходе которого меняли кровлю. Работы проводились по заказу регионального оператора, а принимала их администрация города. Сам ремонт по замене кровли обошелся в 4,5 миллиона рублей, проектные работы стоили жителям 300 тысяч, а осуществление архитектурно-строительного контроля – 100 тысяч рублей. «Суммы весьма солидные, и я попросил регионального оператора ознакомить меня с проектными работами и документами по контролю, – рассказал Павлов. – Председателю дома удалось достать лишь пояснительную записку к проекту этого ремонта. И уместилась она на четырех страничках. Как выяснилось из этих документов, пострадал дом после капитального ремонта из-за того, что вместо шифера строители положили современный металлический профнастил. Но сделали это с грубейшими нарушениями строительных норм и, кроме того, не выполнили те решения, которые были прописаны в проектной документации. В результате снег задувается между кровлей и верхней частью стены, где начинает таять. Вся кирпичная кладка обводнена. За три года в этом доме началось такое же разрушение, как на Шахтеров, над восемью квартирами». В этом году в доме затопило пять квартир верхнего этажа, а в одной из них случился пожар из-за короткого замыкания.

ГЖИ отметилась и по этому дому. 26 июня 2017 года на заявление собственника одной из квартир был получен ответ: «Выявлены нарушения по ведению общего журнала работ, отсутствие входного контроля за рабочей документацией, несоответствие отдельных узлов, указанных в проектной документации и выполненных фактически. Зафиксировано наличие сквозных просветов на отдельных участках покрытия кровли, несоответствие отдельных конструктивных узлов требованиям нормативно-технической документации, разрушение, деформации металлопрофильного покрытия на отдельных участках. По результатам проверки со стороны инспекции в адрес организации «Фонд капитального ремонта» выдано предписание и определены сроки по устранению выявленных нарушений». Однако, похоже, что с этим предписанием собственников никто не ознакомил, а к исполнению предписания в УК никто так и не приступил.

В зоне риска

Еще в двух прокопьевских домах пока нет разрушения кирпичной кладки, но, судя по всему, они имеют все шансы прийти к тому же результату. В доме по ул. Гайдара, где проживает сам Владимир Алексеевич, капитальный ремонт был выполнен в 2010 году. И, судя по акту выполненных работ, капитальный ремонт кровли входил в их перечень. Но председатель дома его следов найти не смог, а потому заказал независимую экспертизу. Согласно полученному заключению, к ремонту крыши никто даже не приступал… Стоимость несуществующего ремонта составила 634 тысячи рублей. «Вот уже три года подряд областная ГЖИ выдает предписания УК о восстановлении кровли и указывает в документах: «Разрушен защитный слой железобетонных плит. Выбоины и разрушения несущих элементов с частичным оголением арматуры. Отсутствует герметичность в стыках плит. Наличие сквозных просветов на отдельных участках покрытия кровли в местах сопряжения с выступающими элементами», – сообщил Владимир Павлов. – Но воз и ныне там. Сотрудники УВД и городская прокуратура почему-то верят не своим глазам и даже не предписанию ГЖИ и независимой экспертизе, а документам УК, где написано, что ремонт выполнен. Кроме того, так написано в акте выполненных работ, который подписала заместитель главы города Исупова». А пока жильцы воюют с надзорными органами, время делает свое дело. В настоящий момент на кровле дома началось разрушение бетонных плит перекрытия, на четырех плитах оголилась арматура. Люди боятся их обрушения и затопления квартир пятого этажа. Герметичность конструкции, соответственно, тоже нарушена, как в двух описанных выше случаях.

«Особенно меня поразила ситуация с четвертым домом, который оказался в поле моего зрения, – добавил Владимир Алексеевич. – Это дом по улице 10 Микрорайон. Дом новый! Он был введен в эксплуатацию в 2004 году. Но произошло это с грубейшими нарушениями СНиП. Прежде чем устанавливать кровлю, на деревянную обрешетку необходимо положить пароизоляционную прокладку, чего не было сделано. Здесь положили только шифер, который после нескольких лет службы покрывается трещинками и начинает протекать. В результате несколько лет чердачное помещение заваливает снегом, а весной и осенью заливает дождевой и талой водой. С чердака она уходит в квартиры пятого этажа и в стык между кровлей и кирпичной стеной. Чтобы как-то исправить ситуацию, нужно полностью снимать кровлю и делать пароизоляцию. Иначе дом будет заливать до тех пор, пока не произойдет пожар из-за сгоревшей проводки или не начнется разрушение верхней части стены».

Формально все, кроме денег и возможных жертв

«Всю информацию мне передали собственники жилых домов, – продолжил Павлов. – Я проанализировал документацию, сходил в архив и лично убедился в ее достоверности и опасности для жизни и здоровья людей. Но сподвигнуть наши власти на какие-либо активные действия так и не смог. Поэтому решил обнародовать эту ситуацию. Я был на личном приеме у замгубернатора В. Телегина, был у Д. Куд-ряшова, но не получил от них никакого ответа. Около четырех месяцев назад я был на приеме у руководителя Общественной палаты, показал все имеющиеся документы, но тоже не получил никакого ответа. Я писал по своему дому в Роспотребнадзор, заявлял о создании условий, опасных для жизни, за что предполагается уголовное наказание. От Роспотребнадзора было направлено несколько писем с требованием возбудить уголовное дело по факту оказания услуг, создающих эти самые опасные условия. Однако руководитель городского отдела полиции сообщил, что передал заявление Роспотребнадзора в Следственный комитет. И вот полтора года нет никакого движения по этому делу. К кому еще обращаться? Два дома могут обрушиться, в двух домах может произойти пожар, а те, кто подписывает проектную документацию, принимает выполненные работы, почему-то не несет никакой ответственности».

Видя реальную угрозу безопасности жителей домов и пытаясь предотвратить возможные разрушения и гибель людей, Павлов отправился в МЧС. Сначала – своего города. Но там его заявление не приняли, сославшись на то, что оно написано на МЧС Кемеровской области. Владимир Алексеевич купил билет и на следующий же день поехал в Кемерово, где передал свое заявление начальнику главного управления МЧС России по Кемеровской области. «В первых числах января я получил уведомление от департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, куда, вероятно, было перенаправлено мое заявление из МЧС, – отметил Павлов. – В нем говорится о том, что мое обращение передано в фонд капитального ремонта и заместителю главы города Прокопьевска. Я понимаю, что сейчас эти инстанции будут рассматривать его еще 30 дней. А люди подвергаются опасности ежедневно. Страшно становится от того, что столь острая ситуация никого не волнует и отрабатывается формально. Неужели никто не пошевелится, пока не появятся жертвы?»

Формально – ключевое слово во всей этой истории. Формально ГЖИ выдала предписания СЕЗ, УК и региональному оператору и, видимо, благополучно о них забыла, превратившись из надзорного в «фиксирующий» орган. Формально был проведен капитальный ремонт. Формально работы были приняты. Не формальными были только деньги жильцов, которыми они еще долго будут рассчитываться за иллюзию выполненной работы. Не формальной остается и позиция Владимира Павлова, который продолжает свои попытки достучаться до «глухих» и открыть глаза «незрячим». И самое страшное, что не формальными могут оказаться жертвы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру