Кузбасс без зоотехников и агрономов

Станет ли образование локомотивом для кузбасского села?

На фоне масштабного увеличения мер поддержки сельского хозяйства, одна прореха все же остается не залатанной – работать на кузбасском селе некому.

Станет ли образование локомотивом для кузбасского села?

Государственная и региональная позиции однозначны: сельское хозяйство - наша продовольственная безопасность, важнейший приоритет России в целом и Кузбасса в частности. Курс на продовольственную самостоятельность региона, объявленный губернатором Цивилевым, конкретен, оптимистичен и обнадёжил аграриев. Но способно ли кузбасское сельское хозяйство обеспечить продовольственную безопасность региона и главное – кто это будет делать? На сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, – кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции. Именно подготовка кадров для АПК станет одним из вопросов Международного научно-практического семинара, который пройдет 5 апреля в Кемеровском НИИ сельского хозяйства.

Реальная статистика

Аграрные образовательные учреждения – одни из старейших в Кузбассе. Сегодня рабочие кадры для кузбасского АПК готовят новоиспеченная Кемеровская сельскохозяйственная академия и шесть профильных учреждения среднего профобразования: Тяжинский агропромышленный техникум, Мариинский аграрный техникум, Юргинский техникум агротехнологий и сервиса, Топкинский технический техникум, Кемеровский аграрный техникум им. Левина, Прокопьевский аграрный колледж. Кроме них некоторые непрофильные училища и колледжи готовят сотрудников для сельхозпредприятий, а также специалистов, необходимых для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Казалось бы немало.

Но при этом кузбасскому АПК катастрофически недостаёт специалистов буквально по всем сельхознаправлениям. Например, в нынешнюю посевную хозяйствам региона требуются 1537 механизаторов. При этом штатных механизаторов насчитывается всего 1298 человек, то есть дефицит составляет 239 механизаторов. Особенно остро ощутим в Кузбассе дефицит агрономов и зоотехников. Но тогда непонятно, почему общее количество выпускников  единственного в регионе сельскохозяйственного института, буквально недавно ставшего сельхозакадемией, сократилось за последние три года практически в три раза: с  981 до 358 выпускников. Справедливости ради нужно отметить, что более чем в два раза –  со 152 до 374 выросло количество выпускников сельхозтехникумов. Но на общую картину это не повлияло. По данным Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,  в 2018 году  образовательными учреждениями был подготовлен 861 специалист  сельскохозяйственного профиля. Для сравнения: в  2016 году эта цифра составляла 1226 молодых специалистов, а в 2017  - 1196 соответственно.  Как видим,  сокращение составило более 30%. Особо проблематично ситуация выглядит, если принять во внимание, что из немногочисленного состава выпускников кемеровского сельхозвуза лишь  66 человек пожелали работать по профилю. Выпускников техникумов пришло на село чуть больше: в 2018 году - 134 выпускника из 374. Но и это всего лишь каждый третий.

И хотя, по статистике департамента, нельзя сказать, что нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли Кузбасса стареет в целом: из 8925 штатных сотрудников лишь 685 человек пенсионного возраста, но значительная часть работников массовых профессий на селе за последние годы все-таки вступает в предпенсионный возраст. А представители хозяйств, кто в открытую, а кто на условиях анонимности сообщают о кризисном кадровом состоянии сельхозпредприятий: молодежь в село калачом не заманишь. Причем ни рабочих специальностей, ни уж тем более обладателей высшего образования. «Почти все наши работники – представители вымирающего поколения, - отметил один из руководителей ижморского сельхозпредприятия. – Все они уже на пенсии, а заменить их просто некем».

Другой представитель АПК Кузбасса рассказал, что на селе практически нет зоотехников, селекционеров, племучетчиков, агрономов, семеноводов. «Это звено выпало, - пояснил наш собеседник. - Раньше в хозяйствах были традиции и преемственность. Ты приходишь обычным бригадиром или зоотехником, учишься у старших товарищей, растешь. А теперь все либо очень старые, либо это выпускники вузов, которые на этапе обучения не имели практического опыта. Как результат – катастрофически сокращается поголовье крупного рогатого скота. Оно буквально тает на глазах. А все потому, что при отсутствии грамотных селекционеров и зоотехников коров кроют абы какими бычками – лишь бы молоко было. А потом приходит время, когда надо этими непутевыми телятами поменять дойных старушек. И тут резко падают удои. А горе-специалист не может понять – ничего ж не изменилось. Ничего, кроме одного – молодые коровы не соответствуют требованиям и не могут давать столько молока, да еще плюсом ко всему живут намного меньше».

Аграрный свет знаний

Так что нехватка квалифицированных молодых специалистов в агропромышленном комплексе – половина беды. Тут встает еще одна проблема сельского хозяйства: низкое качество подготовки и без того немногочисленных сельскохозяйственных кадров. Даже в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кемеровской области до 2035 года в списке основных проблем отмечается низкий уровень образования основных сельхозспециалистов. Казалось бы, кузбасские  учебные заведения имеют сегодня квалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, развиваются деловые связи с предприятиями и агрохолдингами региона. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии. Но до сих пор остаётся множество проблем, которые негативно сказываются на качестве профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровом обеспечении агропромышленного комплекса Кузбасса. Содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к уровню профессиональной компетентности выпускников.

«Как правило, работодатели удовлетворены уровнем теоретической подготовки выпускников, но жалуются на недостаток у них практических навыков, так как образовательные программы зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства», - признает начальник департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Андрей Ариткулов.

А действующий сотрудник одного из сельскохозяйственных учебных заведений с нескрываемым сожалением рассказал нам о том, что профильные часы здесь заменены на занятия по экономике. «Собственной материальной базы, где студенты могли бы понаблюдать за животными, подоить их, поработать с ними, попросту нет, - отметил наш собеседник. – Но зато есть компьютеры. В итоге из стен института выходят специалисты, если так можно сказать, безрукие. Нельзя через компьютер научить управлять животным. Нужно учить студентов практической работе, что происходит в Красноярске, Омске, Новосибирске. А наши ребята заканчивают обучение и не знают, что такое контрольная дойка, не умеют вести осеменаторскую документацию. Им рассказывают банальные истины из учебника. Связь с производством напрочь утеряна. Вместо сельхозспециалистов – одни кинологи…» Это модно. А еще операторы дронов. Это современно. Заметьте, не зоотехники или агрономы, не осеменители или селекционеры… Почему? Не потому ли, что акценты несколько сместились в сторону актуальной и модной сейчас цифровизации? Возможно. Сразу оговоримся, что никто даже не помышляет оспаривать важность изучения  вопросов рыночной экономики, предпринимательства и менеджмента.  А тем более изучение технических новинок и современных цифровых технологий.  Сельскохозяйственная отрасль идет по пути технического переоснащения и модернизации. Сегодня селу нужен работник, обладающий самыми современными знаниями. Особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий на современных производствах. Соответственно требуется основательное техническое переоснащение и образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий. Но не за счет же основополагающих, базовых практических знаний и навыков, не за счет основы основ! Специалист может быть продвинутым технически, но должен оставаться грамотным практически и готовым воспринимать новую информацию и научные разработки. А с этим у нас проблемы.

«Наука не может полноценно зайти в хозяйства, потому что для внедрения новых технологий нужно, чтобы на местах были квалифицированные специалисты, - отметил директор Кемеровского НИИ сельского хозяйства Алексей Черныш. – А нам порой обратиться не к кому».

В сельскохозяйственной сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность. Несмотря на приход инноваций и глобализацию современного общества, на селе по-прежнему сохраняется много традиционных технологий. И увлечение технологическими новинками и цифровизацией не должно быть специалистам во вред. Пока же, как видится, есть явный перекос и разрыв теоретической подготовки и практических навыков молодых специалистов. А ведь именно образование может стать тем локомотивом, который даст селу новый импульс и вытащит из затяжного системного кризиса, подготовит для сельского хозяйства производительные силы, которые, получив качественное образование, обеспечат продвижение аграрной науки и экономики. Конечно, нельзя закрывать глаза на перспективы и будущие возможности, но нельзя не учитывать и реальных потребностей сельского хозяйства. А ему, по крайней мере, пока,  нужны не виртуальные и цифровые, а вполне себе реальные агрономы, зоотехники, осеменители.

И да, в Сибири можно делать скворечники для колибри, но от переизбытка времени и сил. А главное – когда все скворцы при жилье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру