Кемеровские эксперты искали утечки в коммунальных квитанциях юргинцев

Тонкости коммунальной арифметики

Мы неоднократно писали о непрозрачности всех уровней системы ЖКХ. Люди не могут разобраться, за что они платят, в частности, почему так много воды уходит на содержание общедомового имущества. На этот раз острые вопросы к ГЖИ, УК и РЭКу накопились у жителей Юрги. Разбираться в ситуации из Кемерова выехала делегация специалистов: представитель регионального отделения ОНФ Наталья Кравчук, начальник областной ГЖИ Ирина Гайденко и начальник технического отдела РЭК Сергей Кулебакин. Вместе с экспертами понять, где произошла утечка воды и денег жильцов, пытался и наш корреспондент.

Тонкости коммунальной арифметики

Областная Госжилинспекция то и дело призывает собственников жилья в многоквартирных домах контролировать управляющие компании. Люди к этому призыву прислушиваются и изо всех сил стараются быть рачительными хозяевами и следить за тем, как управляют их домами УК. Но, не имея ни схем расчетов, ни соответствующих знаний, выводят свои не всегда верные формулы. По полученным цифрам пытаются привлечь жилищников к ответственности, а с тех – как с гуся вода. В итоге одни утверждаются в мысли о собственной безнаказанности, а другие слывут сумасшедшими, от которых начинают отмахиваться все инстанции. Юргинская история прошла по тому же сценарию. Однако состоявшаяся встреча все же имела практическую значимость. Потому как помогла сделать чуть более прозрачной одну из граф коммунальной квитанции – оплату воды, используемой на содержание общедомового имущества (СОИ).

Рассказываем. Объемы воды, потребляемой на общедомовые нужды, определены нормативом РЭКа и прописаны в Постановлении Правительства РФ № 306 «Об утверждении Правил установления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Так, норма потребления горячей и холодной воды для пятиэтажного дома, в котором проживает один из инициаторов встречи Виктор Суворкин, составляет – 0,0273 метра кубических на квадратный метр в месяц. Не так уж и много. Чтобы понять, сколько воды расходует весь дом ежемесячно на общедомовые нужды, необходимо умножить эту цифру на площадь мест общего пользования, куда не входят чердачные и подвальные помещения. Для данного дома она составляет 132,4 квадратных метра. Итого ежемесячное начисление по нормативу для МКД составляет 3,615 кубометра. А Виктор Александрович, как и многие другие домовые комитеты, в своих расчетах использовал жилую площадь. «Это раньше оплата ОДН была привязана к квадратуре квартир, – пояснила начальник областной ГЖИ Ирина Гайденко. – Теперь же за основу расчета СОИ берется площадь мест общего пользования: лестничные площадки, лестницы, холлы, колясочные, помещения охраны и т.д.». И больше этой нормы никто с жильцов по закону взять не может. Норматив защищает жильцов в случае перерасхода (кстати, жильцы в доме В. Суворкина потребляют горячей воды и тепла намного больше, чем предполагает норматив). Хотя, получается, и меньше тоже не возьмут. Даже если выяснится, что жильцы потребили меньше холодной или горячей воды, чем предполагал норматив, никто им эту экономию не вернет. «На протяжении полутора лет мы добиваемся выхода нормативного документа, который бы определил порядок перерасчета сэкономленных жильцами средств, – отметила Ирина Викторовна. – Однако на данный момент такого документа нет».

Получается, что люди вносят оплату по нормативу, а управляющая компания рассчитывается с рессурсоснабжающими организациями по счетчику, оставляя разницу себе. Интересно, почему…

«Если же жильцы МКД считают, что оплата по нормативу несоразмерно велика и они потребляют ресурсов намного меньше, они вправе платить за фактическое потребление воды, – пояснила Ирина Гайденко. – Для этого необходимо провести общее собрание собственников и принять большинством голосов решение о том, что оплата за коммунальные услуги СОИ будет производиться не по нормативу, а по показаниям общедомовых и индивидуальных счетчиков. Разница их показателей и будет являться тем объемом ресурсов, который идет на содержание общедомового имущества. Он будет разделен на всех жильцов. И цифра эта не должна получиться выше норматива. А все, что окажется между нормативом и фактом, – это риски и убытки управляющей компании, которые она не вправе перекладывать на жильцов», – добавила Ирина Викторовна. Вот за этим необходимо четко следить.

Пять домов юргинской управляющей компании «Вместе», обслуживающей дом В. Суворкина, уже перешли на такой режим оплаты. А дома, представители которых пришли на встречу, по каким-то причинам вот уже год не могут собрать общедомовые собрания и принять решение по этому вопросу. «Несмотря на неоднократные обращения Виктора Суворкина в региональное отделение ОНФ и рекомендации экспертов решить вопрос путем принятия собранием собственников решения о переходе на оплату фактического потребления ресурсов, то есть по показаниям приборов учета, решение это собственниками почему-то до сих пор не принято, хотя это реально действующий механизм», – рассказывает руководитель регионального исполкома ОНФ в Кемеровской области Наталья Кравчук. Виктор Суворкин объясняет задержку в принятии коллективного решения тем, что старшая по дому не проявляет интереса к данному вопросу и не выходит на диалог. Однако напомним, что инициатором общедомового собрания может быть любой собственник жилья.

Второй нюанс схемы расчета потребления воды на содержание общедомового имущества заключается в том, что в расчет норматива принимается не только помывка площадок и полив газонов. «Туда включены еще и технологические процессы в инженерных коммуникациях, промывки труб, слив стояков во время ремонтных работ и т.д., – отметил начальник технического отдела РЭК Сергей Кулебакин. – Туда же включены нормативные технологические потери. То есть в ведрах, которые используют технички на повымку лестничных клеток, этот объем объективно не измерить».

И еще один важный момент: при расчете поквартирного, индивидуального тарифа учитывается так называемый КВД – коэффициент выпадающих доходов, который в каждом муниципалитете свой. Иными словами, муниципалитеты доплачивают ресурсоснабжающим компаниям, компенсируя часть затрат жильцов. В результате жители платят меньше установленного нормативом РЭКа. В случае же с общедомовым имуществом такой компенсации не происходит, и за основу берется полный тариф, без КВД. А значит, и оплата получается чуть выше.

Но даже если вы все правильно посчитали, есть риски, которые учесть очень сложно. Это воровство. Одни жильцы просто несвоевременно передают показания счетчиков, а другие откровенно организуют безучетное потребление, вставляя в счетчики проволчки и магнитики. «Все, что они сэкономили у себя, пойдет на СОИ, – рассказал Сергей Кулебакин. – И платить за этого человека будут все остальные. Бывало, придешь к человеку, а у него ниточкой вода в кастрюльку течет. Индивидуальный прибор учета такой расход не улавливает, а общедомовой считает. Вот и платят все за кого-то. Также был случай, когда жилец МКД у себя в квартире заизолировал трубы и установил электрообогреватель. Когда я спросил, насколько это выгодно, он ответил: «А мне все равно, я по нормативу плачу». По нормативу это 350 кВт, а он сжигает все 600 кВт в месяц. Это значит лишь одно – за него платят его друзья по дому».

Нюансов в оплате СОИ много. Не разобравшись в этих тонкостях, что и не удивительно, ведь обычный человек знать их все не может, юргинцы направили свои обращения в ОНФ, приемную президента, инициировали проверку УК и РЭКа прокуратурой и ОБЭП. Оказалось, что все начисления были выполнены верно, нарушений проверяющие органы не обнаружили. Только вот доверия после этих проверок у людей к системе ЖКХ не прибавилось, потому как ясности больше не стало. И разъехались участники встречи каждый при своем мнении: эксперты недовольные неграмотностью жильцов, жильцы – с абсолютной уверенностью, что их, и без того нищих, нещадно грабят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру