Как можно путешествовать по пещерам Кузбасса

Зачем спускаться в бездну?

Все по-разному проводят выходные. Кто-то коротает вечера, сидя перед телевизором. Кто-то посвящает это время походам по магазинам и затариванию холодильника на предстоящую рабочую неделю. Кто-то тратит время на уборку и готовку. Но есть те, кому эти будничные сценарии поднадоели, и они предпочитают спускаться в бездонные пещеры. Зачем? За чем-то своим, в поисках волшебных замков из детских снов.

Зачем спускаться в бездну?
Виталий и Ольга Голяковы не мыслят свою жизнь без походов и трудностей.

Связанные одной целью

С виду Ольга и Виталий Голяковы – обычные люди. Он инструктор профессиональной подготовки, работает в силовых структурах. Она дизайнер. И даже их собака Зара – почти обычный голден ретривер. Почти, потому что Зара – собака-отказник. Ее прежние хозяева купили щенка довольно крупной породы для восьмилетней девочки. Но внезапно выяснилось, что щенок растет в разы быстрее своей маленькой хозяйки, и его решили отдать. Так Зара оказалась частью семьи Ольги и Виталия. Теперь ей завидуют многие собаки с более банальной судьбой. Ведь по выходным вся эта тройка превращается в настоящих искателей приключений. Можно было бы назвать их обычными туристами, если бы не их неуемная тяга к подвигам и открытиям.

Кстати, восемь лет назад у истоков семьи Голяковых случайно или не очень оказался именно туризм. К нему и Ольга, и Виталий пришли сначала по отдельности, не сговариваясь. «Когда я был еще школьником, у нас в Осинниках был дом пионеров, а при нем – туркружок с обалденным преподавателем Виктором Андреевичем Зотовым, который и приучил нас к туристической жизни, – рассказал Виталий. – Родители в июне давали мне деньги на картошку и тушенку, а в августе встречали из похода. И вот с тех пор я без этого не могу. Был вынужденный перерыв из-за армии и работы. Но потом я встретил Олю…» Ребята познакомились в спортзале. «Я попу качала для похода на Алтай, – с улыбкой рассказывает Ольга. – Ноги у меня были слабенькие, а путь предстоял неблизкий. И пока я была занята достижением жизненно важной цели, Виталий со своим другом глазки мне строили». Первое свидание прошло в пещерах. Так в жизни Виталия появилась Ольга, а вместе с ней в нее вернулся туризм.

Пещерные люди

«Пещеры были для меня новинкой, – признался Виталий. – В детстве я только заходил в них с факелом и выходил обратно, разгоняя толпы летучих мышей. А теперь рассмотрел всю их величественную красоту – таинственная бездна, подземные озёра, лабиринты, гроты со сталактитами, большие залы, каменные и ледяные натечки…»

«…И летучие мыши, они такие хорошенькие, – добавила Ольга. – Мы даже пытались одну спасти. Она упала и травмировалась. Нам рассказали, что в близлежащем поселке есть женщина, которая может помочь с ее реабилитацией. Но мышиная целительница посмотрела на нашу пациентку и сказала, что случай безнадежный».

Пещеры – любимое место отдыха семьи.

Постепенно Ольга и Виталий обзавелись специальным спелеоснаряжением и включили в свои маршруты как хорошо известные пещеры Кузбасса и Хакасии (Барсучья, Ящик Пандоры, Крест, Археологическая и т.д.), так и новые, не отмеченные на туристических картах. «Все просто. Мы выходим на смотровую площадку, оглядываемся, замечаем незнакомое отверстие в скале, безымянное. «Полезли в него? Полезли», – рассказывает Виталий. – А когда вылезаем, придумываем для пещеры название. Видим две сосны неподалеку – ну всё, значит, будет называться Две сосны. «А однажды мы пошли в поход вместе с друзьями, – рассказала Ольга. – И прошагали не один десяток километров в поисках волшебных замков. Одному из товарищей приснилось, что по ручью глубоко в лесу есть старинные крепости. И он всю жизнь мечтал проверить свое детское видение. Никаких замков мы там, конечно, не нашли. Но мечту осуществили. Назвали этот ручей Пять лосей, потому что нас было пятеро» (смеется).

Иногда супруги с друзьями находят в архивных картах геологов и археологов не очень конкретное описание вполне конкретной пещеры и пытаются ее разыскать, ориентируясь только по указанию направлений и количеству шагов, как кладоискатели. «Мы однажды прошли около 25 километров в поисках нужного места, а получилось, что ходили кругами вокруг входа в пещеру, – рассказала Ольга. – Виталий при этом все дорогу нес на себе 20-килограммовую лодку на тот случай, если в пещере окажется подземное озеро. Совсем отчаянные ребята спускаются туда с аквалангами».

В некоторые пещеры без спелеоснаряжения и специальных навыков не попасть. Голяковы для этого посетили несколько занятий по скалолазанию, а у Виталия есть еще оказавшийся полезным в этом деле опыт проведения высотного штурма.

«На самом деле я очень боюсь высоты, – призналась Ольга. – И думала, что не смогу составить мужу компанию в его пещерных изысканиях. Но, как оказалось, этот страх при спуске в пещеру не запускается просто потому, что там настолько темно, что высота не ощущается. Ты видишь ровно столько, сколько освещает твой фонарик. А дальше – чернота».

«Многие спрашивают меня, зачем я это делаю, ведь спуск в пещеру – всегда риск, – отметил Виталий. И мы солидарны с теми, кто задает такой разумный вопрос. – Даже небольшое землетрясение, которые у нас в регионе не редкость, может привести к серьезным обвалам и замуровать тебя внутри. Некоторые разведчики погибали в пещерах, когда пытались раскопать новые ходы. Их засыпало камнями. Но в этом есть свой кайф, свой адреналин, наркотик. Ты каждый раз как будто побеждаешь сам себя, поднимаешь свою самооценку. Добрался, пролез, выжил – ты молодец!»

Это сейчас Виталий с улыбкой и даже гордостью рассказывает о своих пещерных победах и приключениях. Но когда он дважды застревал в узком каменном коридоре, было не до смеха. «В Бородинскую пещеру можно было попасть через узкое отверстие примерно 40 на 20 сантиметров, – рассказывает Виталий. – Я тогда еще был полненький и застрял грудью. Чувствовал себя Винни Пухом. Когда застреваешь, начинается паника, дышишь чаще, грудная клетка еще больше расширяется. И чтобы выбраться из каменных тисков, нужно расслабиться и обмякнуть. Это бывает непросто. Благо, оба раза мы были с Олей не вдвоем, а ходили компанией. Первый раз меня втащили в пещеру за руку. Второй раз я полз в пещеру Ящик Пандоры по узкому проходу, как червячок – проталкиваться можно было только руками и пальцами ног. Более худые ребята проползли. А я снова застрял. В этот раз меня вытягивали обратно за ногу. С того времени я похудел на десять килограммов. Но когда выходишь из пещеры на поверхность, ты совсем иначе начинаешь ценить солнечный свет и жизнь».

Пещеры в туристическом графике Голяковых стоят по праздникам. Не столько из-за яркости впечатлений, сколько из-за временнЫх затрат. Пары выходных на полноценное пещерное путешествие не хватает. И когда они продлеваются красными днями календаря, Ольга и Виталий могут позволить себе спуск со снаряжением, лодкой и летучими мышами в черной бездне.

Туристы, медведи и шумовая граната

Иногда Ольга и Виталий Голяковы водят туристов по разведанным маршрутам. «Главное – их не растерять, – смеется Виталий. – Был курьезный случай, когда мы пошли в поход на озёра с группой. Две женщины постарше сказали, что им тяжеловато, и решили вернуться в лагерь. Там у нас оставался дежурный. Я связался с ним по рации и сообщил, что к нему направились две наши туристки. Через некоторое время звоню на базу, спрашиваю: «Дошли?» Нет, говорит, не дошли. Думаю, может, цветочки собирают, фотографируются. Прошло два часа. Звоню снова – наших женщин всё нет. Дежурный садится на квадроцикл и выезжает на их поиски. Через некоторое время он сообщил, что «потеряшки» нашлись». А когда группа вернулась в лагерь, выяснилось, что количество-то не сходится – два человека лишних. Оказалось, дежурный поехал по маршруту, увидел двух женщин. Он им кричит: «Давайте ко мне в квадрик! Я за вами приехал». Те сначала деликатно отказывались, а потом сели. Прибыли в лагерь, там и задержались. Когда в лагерь вернулась группа, выяснилось, что это местные жительницы из близлежащего поселка за травами пошли. А женщины, которых потеряли, давно зашли в лагерь с другой стороны и уже уснули. Вот и не билась математика.

Ольга и Виталий отмечают, что среди нынешних туристов есть и дети, и пенсионеры. «Детишки лет шести-семи носятся по курумнику, счастливые, довольные, наслаждаются свободой и природой, – рассказал Виталий. – А однажды с нами пошел молодой папочка. Он обвязал свою трехлетнюю дочку веревкой, спустил в пещеру, и она такая радостная кричит оттуда: «Мышки-ииии!». «Женщины пенсионного возраста так благодарны, когда получается дойти до цели, несмотря на все трудности», – добавила Ольга. Но ребята отмечают, что, несмотря на современную трендовость туризма, количество желающих пройти полноценный маршрут с каждым годом уменьшается. «Люди становятся аморфнее и нежнее, – отметила Ольга. – Теряют интерес к природе и своему здоровью. Боятся сложностей. А то, как мамочки трясутся над своими уже достаточно взрослыми сыновьями – это вообще, на мой взгляд, социальная проблема. Им нельзя ни упасть, ни коленку поцарапать».

А условия в походе действительно непростые. Обед у Ольги и Виталия во время перехода весьма условный – кусочек сала, орешки – и пошел. Говорят, зато похудеть в походе можно быстро тем, кто такую цель преследует. Нередко приходится работать физически. Однажды на их пути возник 20-метровый снежный перевал с ледяным карнизом. Ступени пришлось рубить топором.

С появлением Зары в семье Голяковых пришлось немножко подкорректировать туристические маршруты. В пещеры, на высокие скалы и водопады с собакой уже не пойдешь – опасно. «Хотя Зарка – та еще скалолазка, – хвастается Ольга. – Бегает по камням, как горная коза. А по снежным склонам скатывается пингвинчиком. Однажды даже на ледяной водопад забралась. И что интересно – читает даже заметенные тропы. Видимо, встроенный компас в голове имеется».

Да и в тайге с собакой не так страшно. Так думала Ольга, пока не оказалась одна одинешенька в темном лесу. Виталий ушел на разведку, а Олю оставил с рацией, собакой и шумовой гранатой на боевом посту. «Медвежьи следы нам попадаются постоянно, – рассказала Ольга. – Однажды мы даже сами медведицу с медвежонком встречали. Как нам потом объяснили, это была «нянька», поэтому все обошлось без конфликта. Рысь видели. В общем, оставаться одной было страшновато. В страйкбольном магазине мы покупаем шумовые гранаты, которые издают громкие звуки и отпугивают диких животных. И вот сижу я с гранатою в руке, обвязанная через пояс поводком с собакой, в другой руке – рация. Спиной к дереву прижалась, чтобы враг с тылу не обошел. Чеку приготовилась рвануть, если вдруг чего. И жду мужа. Стра-ааашно… Тут Зара уставилась в одну точку и давай лаять, как безумная. Я слышала, что таким образом собаки на медведей реагируют. В общем, продержалась минут 10-15, которые показались мне вечностью, набрала Виталия и сказала – спасай меня, я больше не могу» (смеется).

Так нескучно проходят почти все выходные в семье Голяковых. С понедельника по пятницу они работают, пятничным вечером уезжают на очередной приключенческий маршрут или экоэкспедицию, когда из пещер мешками вытаскивают мусор, оставшийся от горе-туристов. Вечером в воскресенье возвращаются домой, ложатся спать и снова на работу. Говорят, время летит… Летит, но не пролетает мимо. Остается в памяти яркими впечатлениями, из которых и строится наша жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 4 марта 2020

Заголовок в газете: Зачем спускаться в бездну?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру