Были бы зеленые пояса – не появились бы огороды в кемеровском бору

Городские власти и дачники не могут найти компромисса по участку реликтового леса в СНТ

Вокруг кемеровского соснового бора снова кипят страсти. В этот раз в покушении на реликтовую тайгу обвиняются садоводы. Дело в том, что в границах СНТ «Учитель» оказался участок земли с многолетними соснами, на котором планируют развернуть свою деятельность дачники. Естественно, вырубки не миновать. Общественники пытаются уличить садоводов в самовольном захвате земель и коррупционном сговоре. Те, в свою очередь, считают себя ущемленными в правах и собираются судиться с администрацией города. В начале месяца в областной столице прошли публичные слушания на эту тему, а на днях был оглашен их результат, который членов СНТ не удовлетворил. Пока решается судьба бора, в хитросплетениях земельного конфликта разбирается наш корреспондент.

Городские власти и дачники не могут найти компромисса по участку реликтового леса в СНТ

Заложники дырявых законов

Уникальность кемеровского соснового бора в том, что он представляет собой реликтовый лесной массив, который сохранился в городской черте. Жилые районы разрезали древний ленточный бор, возникший вдоль реки Томи около 20 тысяч лет назад, на участки разного размера. Красный бор, расположенный между Леснополянским шоссе и улицей Ноябрьской, – один из таких фрагментов. В нем-то в 1994 году и обосновалось садовое товарищество «Учитель». Тогда земли общей площадью 41 га были выделены в бессрочное пользование для коллективного садоводства среднему профессионально-техническому училищу №77 администрацией Кемеровского района.

Садоводы начали быстро осваивать выделенную территорию. Дефицита в желающих не было, оно и понятно – СНТ находится в нескольких минутах от города, а воздух чистый, с ароматом хвойного леса и живописными видами. Цены на эти земли продолжают расти – жить в бору стало модно и престижно. На сегодняшний день стоимость пустых земельных участков в этом садовом товариществе варьируется от 400 тысяч до 2,2 миллионов рублей, а с построенными домами – и вовсе доходит до 15 миллионов рублей.

По словам председателя Игоря Зеленцова, 80% членов СНТ свои участки приватизировали и стали их законными собственниками. Остальные 20% продолжают владеть садовыми землями на правах бессрочного пользования. Строить дома и оформлять участки последние не спешили, потому что часть садоводства долгие годы оставалась без подведенных коммуникаций, многие неоформленные наделы пустовали и зарастали.

Жизнь в СНТ шла своим чередом: одни владели, другие пользовались. Только вот границы садового товарищества за эти годы официально зарегистрировать и привести в соответствие с действующим законодательством никто не удосужился. А когда с коммуникациями вопрос был решен и 20 неприватизированных процентов земель люди начали оформлять и застраивать, возникла проблема. Выяснилось, что вся территория СНТ – и дома, и бани, и участки с сосновым бором – находятся в зоне городских лесов (Л), а не коллективного садоводства (Д2), и частично включены в лесопарковый зеленый пояс областной столицы.

Город убежден, что смена назначения земли не мешает собственникам владеть своими участками: «Согласно ч. 11 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков», - прокомментировали ситуацию в городской администрации.

«Так-то оно так, - парировал юрист СНТ «Учитель» Александр Звеков. – Права у собственников на недвижимость сохраняются, только значительно ограничивается перечень разрешенных видов деятельности. А это значит, что ягоды и грибы на этой территории  собирать можно, сохранять и восстанавливать лес можно, пользоваться теми постройками, которые уже возведены, можно, а строить новые или реконструировать старые, проводить коммуникации нельзя. Причем не только на тех участках, где сегодня растут деревья, но и на тех, где их вовсе не было. Но главное – что права членов СНТ «Учитель» на пользование своими земельными участками возникли еще в 1994 году, и никто на протяжение двадцати пяти лет права садоводов не оспаривал и не ограничивал. И вот в 2019-ом садоводы узнают о начале изменений градостроительной документации относительно их земли, и эти изменения с ними никто не согласовывал. Органы власти, несомненно, могут и обязаны следить за охраной окружающей среды, в частности устанавливать лесопарковые зеленые пояса. И мы их в этом полностью поддерживаем. Но, согласно ч.3 п.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не подлежат включению в лесопарковый зеленый пояс территории, если на них расположены земельные участки, предоставленные для размещения объектов капитального строительства, либо земельные участки, на которых находятся объекты капитального строительства (в том числе объекты незавершенного строительства). И это одна из основных проблем, которую садоводы выносили на публичные слушания: как так получилось, что надлежащим образом оформленная земля, в том числе земля с имеющимися постройками, находящимися в собственности, вдруг поменяла свое назначение. При этом садоводам не предоставили никаких документов, подтверждающих границы зеленого пояса».

А поменяла садовая земля свое назначение, судя по ответу администрации города, в 2020 году на основании поступившего в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово предложения местной общественной экологической организации. Инициатива правильная, похвальная и для сохранения городских лесов крайне необходимая. Почему она была реализована так криво – из-за халатности и невнимательности регистрирующих органов или вследствие беспечности самих садоводов, которые в кадастровой карте свое присутствие на этой территории никак не обозначили, - предстоит выяснить юристам.

Кстати, это не первый юридический казус в истории кемеровского соснового бора. В 90-е внутри Рудничного бора, который сегодня является ООПТ, бизнесмены на непонятных основаниях также расхватали в частное владение участки земли, которые сегодня со скрипом возвращаются лесу. А внутри Журавлевского бора Елыкаевского сельского поселения внезапно появился участок под «размещение зданий и сооружений для занятий спортом». Но кем, для чего и на каком основании земли были выведены из категории лесов, не понятно. Данный вопрос был поднят в рамках публичных слушаний, которые ранее проводились в администрации Кемеровского муниципального округа, но внятного ответа общественники и жители Елыкаевского сельского поселения на него не получили. И вот теперь огороды в Красном бору…

Баня баней, но как быть с лесом?

Очевидно, что общественность гудит не потому, что ее волнует, сможет ли некий дядя Ваня построить в своем огороде баню или нет. Хотя перепроверить, не очутились ли вы вдруг на месте дяди Вани, если ваш участок граничит с лесом, все же стоит. Главный вопрос в том, что будет с бором, оказавшимся внутри границ СНТ, которые в июне этого года все-таки были оформлены. Налицо столкновение интересов. Частных – садоводы претендуют на некогда выделенные земли и упирают на юридическое право использовать их по первоначальному назначению. И общественных – ценность реликтового бора для города и горожан неоспорима, лес надо сохранить.

О какой части бора, собственно, речь? В СНТ точно обозначить его площадь не смогли. Экоактивисты утверждают, что в зоне городских лесов необходимо сохранить участок площадью 184 987 квадратных метров (чуть меньше 19 га, то есть почти половина площади СНТ). Судя по кадастровой карте (спорный участок бора выделен цветом), лесная площадь составляет около шестой части от общей площади садоводства. Радует, что пока город и садоводы выясняют земельные отношения, бор находится под какой-никакой защитой – вырубка и строительство в зоне «Городских лесов» запрещены.

Искать компромиссы нужно, но пока не получается. Можно сделать из Красного бора ООПТ местного значения и запретить любые виды стройки на этом участке. Есть информация, что в 2017 году процесс по оформлению особо охраняемой природной территории Красный борок и долина реки Каменушка был запущен. И почти все экспертизы проведены, и даже деньги выделены. Но ООПТ "Красный борок" так и не появилась. По другим данным, исследования этой части бора проводились вовсе не для создания ООПТ, а для формирования границ лесопаркового зеленого пояса. Просто под ООПТ деньги выделялись, а под зеленый пояс нет. Вот и провели одно под видом другого.

Борозащитники считают, что создание ООПТ решило бы данную проблему раз и навсегда. «В Красном бору потрясающая природа, шикарные виды, - отметил представитель одного из экологических объединений Андрей Герман. – Можно организовать доступ к этой территории, построить дороги, проработать зеленые маршруты через Рудничный бор, Красный борок и Ботанический сад, проложить лыжную трассу - и людям будет, где отдыхать. А вместе с тем уменьшится нагрузка на Рудничный бор. К тому же это прекрасная возможность создать ООПТ, исходя из потребности, а не для решения каких-то конфликтов власти, бизнеса и угольщиков, как получилось с Рудничным бором и Петровским заказником. Нам не пришлось бы ничего делать наспех, чтобы кого-то победить. На примере Красного борка можно было бы показать, как правильно сформировать ООПТ».

А вот модератор площадки «Экология» регионального отделения ОНФ, эксперт Института угля и углехимии Андрей Егоров с таким решением не согласен и смысла в формировании ООПТ местного значения на территории Красного бора не видит. «Защита территории соснового бора под статусом ООПТ не такая уж надежная, ведь снимается этот статус одним решением горсовета, - отметил Андрей Геннадьевич. – Другое дело – закрепленный на федеральном уровне статус зеленого пояса. Чтобы снять его, придется получить положительное заключение у десятка инстанций. В настоящее время значительная часть земельного участка СНТ включена в зеленый лесопарковый пояс г.Кемерово Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области».

Этот факт стал определяющим для городской администрации в принятии решения по итогам публичных слушаний. Проблема в том, что зарегистрировать городские лесопарковые зеленые пояса (они же – зеленые щиты) и оформить их кадастровые границы сегодня почти невозможно. А значит, и понять, где эта граница проходит и какая «значительная часть СНТ» в нее попадает. Причина тому – законодательные недоработки: наши законотворцы федеральный закон о землепользовании поправили, а в перечень видов зон с особыми условиями использования в Земельный кодекс и закон о государственной регистрации недвижимости не внесли. Поэтому Росреестр отказывает во внесении сведений о границах зеленых поясов в ЕГРН. В результате процесс оформления этих зон с особой охраной не только в Кузбассе, но и во всей стране притормозился.

Местные власти и экозащитники ждут, когда депутаты ликвидируют эту недоработку. В то время как юрист СНТ «Учитель» Александр Звеков утверждает, что практика оформления лесных массивов в составе зеленых поясов в Сибири уже известна. «Оформить границы зеленых поясов сложно, но возможно, если проявить достаточный уровень настойчивости, - отметил юрист. – К примеру, в Красноярском крае и других сибирских регионах властям и общественникам удалось через суд зарегистрировать границы зеленых поясов. Работает эта система, можно сказать, по «заявительному» принципу: есть инициатива – суд решает эту проблему, нет инициативы – органы регистрации, руководствуясь действующим законодательством, сами с предложениями не выступают». Почему наши кемеровские власти не идут этим путем, нам не известно, городская мэрия на этот вопрос комментария не дала.

Садоводы обсуждали с общественниками компромиссные варианты решения проблемы. «Один из них - компенсирующая высадка деревьев, - рассказал юрист Александр Звеков. – Рубим в границах СНТ одно дерево – высаживаем неподалеку три. Люди готовы оформлять рубку и получать соответствующие разрешения. Кроме того, садоводы даже готовы обсуждать изъятие земельных участков, если бы город предложил им альтернативные варианты в другом СНТ. Такая практика известна, и механизм работает.  Если наши земли нужны городу, так заберите совсем, дайте те, что без ущерба для муниципалитета, а не ограничивайте людей в правах. Более того – СНТ даже готово и вовсе отказаться от спорного участка в сторону уменьшения площади товарищества! Но диалог с общественниками ни к чему не привел».

Но сами садоводы тоже чего-то просто ждут, так как дальше устных обсуждений их весьма дельные предложения пока не сдвинулись. И, ожидая встречных предложений от администрации, сами ждущие не удосужились даже официально обратиться в мэрию со своими вариантами решения конфликта. А, кто знает, может, обратись они с ними, городские власти рассмотрели бы предложенные инициативы и проблему удалось бы решить в досудебном порядке.

Так что же в итоге? Не нашли мы в этом конфликте алчных коррупционеров-садоводов, желающих захватить новые территории - ведь вопрос не в прирезке к садоводству дополнительных лесных земель, решается судьба бора внутри официальных границ СНТ. Зато нашли двух ждунов. Один ждун ждет, пока законы починят, и сообщает: не устраивает решение мэрии – вэлкам в суд. Второй ждун ждет, что город сам начнет решать их проблемы, фонтанируя идеями, и принесет решение на блюдечке с голубой каемочкой. Точку в этом вопросе, да и в целом в вопросе защиты не только Красного бора могли бы поставить зеленые пояса. Но они пока так и остаются чем-то эфемерным: они, вроде бы, есть, но их, как бы нет. И пока не появится определенность в вопросе границ зеленого пояса столицы Кузбасса, да и всех кузбасских зеленых поясов, защиты у городских лесов не прибавится, а конфликты, связанные с многострадальным сосновым бором, будут продолжаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру