Кузбассовцы рассказывают о том, что происходит у их родных и знакомых в Казахстане

Как жителям Кузбасса удается поддерживать связь с близкими в Казахстане, и что там происходит

Казахстан — страна, близкая Кузбассу и экономически, и культурно, и территориально. В нашем регионе проживает более полутора тысяч казахов, много приезжих из Казахстана, еще больше тех, у кого там живут родные и близкие. Мы спросили у читателей «МК в Кузбассе», что передают им родные из Казахстана, когда появляется связь, и что сами кузбассовцы думают о происходящем в соседней стране.

Как жителям Кузбасса удается поддерживать связь с близкими в Казахстане, и что там происходит
Фото: pixabay.com

АЛЕНА ЛИПОВАЯ (в Алма-Ате проживают родственники ее мужа): 

«Страшно там, конечно. Все сидят дома – распоряжение властей. Детям продлили каникулы сначала до 17 января, а теперь – до 24-го. А когда интернет обрубили, и вовсе стало не понятно, как себя вести. Благо, люди перед новым годом запаслись продуктами, поэтому поначалу обходились имеющимися запасами. Потом, конечно, все равно пришлось пойти в магазины. Но там нет сейчас ничего свежего. Распродают то, что осталось с 1-2 января. Одна из наших родственниц – врач-онколог – рассказала, что, несмотря на опасность, несколько раз ездила в больницу для проведения неотложной лучевой терапии пациентам. Ехать до больницы приходилось дворами, окольными путями, объезжая центральную площадь, где было очень неспокойно и страшно. У кого машины в центре были припаркованы у дороги, целых почти не осталось: какие-то камнями закидали, какие-то сожгли, перевернули. Несколько дней в центре было очень опасно – стрельба, драки, крики… Родственники рассказывают, что сейчас общество разделилось на три части. Первая – мирные жители, которым приходится прятаться, бояться и терпеть. Вторая – это мародеры. Поняв, что можно безнаказанно грабить и крушить, они пустились во все тяжкие. Ночью люди просыпались от звука разбиваемых стекол. Из магазинов выносили все, что можно было унести. А чего у одних ночью унести не получалось, уносили другие днем. И третьи – это террористы. Они разрушали и жгли в основном государственные учреждения и здания администрации».

Связь у Алены с родственниками держалась чуть дольше, чем у других кузбассовцев благодаря имеющейся казахстанской сим-карте. Но и она вскоре оборвалась. Сейчас сотовая связь и интернет в Алма-Ате периодически появляются, и тогда родные созваниваются, в основном по видеосвязи.

Алена Липовая

«Сейчас мало-мальски люди начали передвигаться по городу, но все равно стараются сидеть дома и без острой необходимости нос на улицу не высовывать. Дико пугает неопределенность. Когда связь оборвалась, мы вообще не знали, что делать и что думать. Туда не поедешь. Они к нам перебираться тоже не хотят – говорят, пациентов не бросят. Но сейчас, вроде, потише стало. Все чего-то ждут».

НАТАЛЬЯ Т. (родственники живут в поселке Новонеженка, что в 300 километрах от Астаны):

«У моей сестры в Казахстане живет свекровь с семьей. Но там, вроде, все относительно спокойно – они далеко от этой «войны». А когда миротворцы прибыли, вообще тихо стало. Только связь отключают. Пообщаться удается не каждый день. Говорят, это нужно, чтобы террористы поменьше свои переговоры вели. Многие проводят параллель с ситуацией в Украине. Мне вот только интересно, как у них власти такое допустили… »

НАТАЛЬЯ Б. (раньше жила в Северном Казахстане, много лет назад вместе с семьей переехала в Кузбасс, друзья и родственники живут в Павлодаре и Петропавловске): 

«На днях я звонила подруге. Она у меня проживает в Северном Казахстане, там, вроде, намного спокойнее, чем в Южном. Но все равно города закрыты, блокпосты выставлены, многие магазины не работают, людей заставляют сидеть дома. Родственники мужа живут в Павлодаре, а в Петропавловске – крестница моей мамы, они рассказывают, что у них тоже все закрыто, но относительно спокойно. Магазины работают не круглосуточно, а до 22 часов, а с 23 до 7 объявлен комендантский час – ночью на улицу вообще выходить нельзя. Алкоголь в магазинах не продают, чтобы люди, не дай Бог, не напились и не пошли поддерживать южан.

О случившемся мы узнали из новостей, и тут же начали звонить родным. Но первые дни новогодних каникул связаться с Казахстаном не получалось – не было ни сотовой связи, ни интернета. Потом потихоньку вернулся ватсапп, начали списываться и созваниваться. Связь держим, переживаем и волнуемся за них. Сказали: если что, приезжайте к нам, всех примем!»

ТАТЬЯНА Г. (родственники живут под Карагандой): 

«Буквально вчера мы общались по телефону. Конечно, боятся, конечно, переживают. Говорят, на улицах спокойно, не стреляют, но лишний раз из дома выходить все равно боятся. Мы сами узнали о случившемся, как и многие, из новостей. Эта информация стала настоящим потрясением. Сразу начинаешь примерять обстоятельства на себя – да не дай Бог… Очень не хочется, чтобы ситуация в Казахстане получила какое-то негативное развитие…»

ЕКАТЕРИНА УДАЛАЯ (родственники живут в Бурундае, пригород Алма-Аты):

Екатерина Удалая

«В Бурундае у меня живет тетя. На новогодние праздники к ней в гости приехали сыновья из Новосибирска. Приехали и застряли…1 января мы благополучно поздравили друг друга. 2 января еще списывались. А потом до 6-го января установилась глухая тишина. Я сначала особо не переживала – недооценила масштабы произошедшего. А когда осознала, накрыла паника: где, что, как – ничего не понятно. И тогда я выложила пост в сетях, что ищу связь с родственниками. А вечером 8 января они сами написали – появился интернет.

Тетя работает на Стекольном заводе, его на это смутное время не закрывали. Каждый день ей приходится ездить по пропуску на работу. В магазинах все продается только за наличку, туго приходится тем, у кого нет свободных наличных средств. На заправках огромные очереди. Вчера во время разговора родные рассказали, что поехали искать заправку, не знаю, нашли или нет.

Рассказывают, что Алма-Аты сегодня не узнать. Все разгромлено, нижние этажи без стекол, в городе царит мародерство, на улицах стоят сгоревшие и перевернутые машины. Второго числа брат вместе с приятелем пили кофе в Алма-Аты в одной из кафешек на центральной улице. Ничего не предвещало беды. Как вдруг к ним подошел официант и предупредил, что расчет будет осуществляться только наличными – мол, начинаются перебои с интернетом из-за каких-то потасовок в начале улицы. Брат с приятелем собрались и уехали. А через полчаса в новостях сообщили, что эту улицу вместе с кафешкой разгромили и разграбили. Сейчас в Алма-Ате стоят миротворцы, стало спокойнее. Но местами еще слышны выстрелы, везде патрули силовиков. По городу ездят военные автомобили и по громкой связи зачитывают информацию, что ведется борьба с боевиками, просят сообщать любую известную информацию и, по возможности, не покидать свои дома и соблюдать режим.

Конечно, страшно все это. Настолько рядом, настолько близко… Не где-то там, а под боком, под носом, много убитых, большая опасность для близких… Все сидят и ждут разрешения ситуации. А россиян отправляют домой самолетами миротворцев. Наши новосибирцы еще там, планируют обращаться в консульство за помощью на следующей неделе.

Я, конечно, рада, что хотя бы временно дают интернет. Рада, что родные, наконец, смогли с нами связаться. И что их семью эти страшные события обошли. Надеюсь, что это все скоро завершится. А пока все в дымке неизвестности и страха… Они боятся за себя, а мы здесь боимся за них».

Екатерина Басалаева

ЕКАТЕРИНА БАСАЛАЕВА (знакомый живет в Северной части Казахстана, городе Костанай):

«Он говорит, что у них пару дней были бои – уличные потасовки с полицией. Но за два дня все они были подавлены. «Сначала вообще связи не было. Потом заработал один из операторов, - цитирует Екатерина сообщение друга. – Дальше стали давать интернет на 3-4 часа, сегодня обещали на 7-8. Хе-хе, пару дней было чувство, что мы пришли к смене власти. На самом деле, было чутка страшновато, но самую малость. Видно было, что беспорядки чинит не просто толпа, а к ней присоединились какие-то силы. Узнав о причине протестов, мы немножко опешили. В той области, где я живу, цена на газ для машин – 129 теньге. А в той, где повышали, она выросла с 50 теньге (8,5 руб.) до 80 теньге (13,7 руб.). Кстати, после протестов и у нас 80 тенгье сделали, хоть какая-то польза. Связь у нас иногда работала и в активные дни противостояния – глушили не так хорошо. В городе на данный момент работает всё – кафе, банки, магазины, банкоматы и т.д. В ближайшее время, я думаю, все разрешится в стране. И будем жить, как раньше».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру