Хитрости железной дороги

О доступных и невероятно полезных нюансах путешествий железнодорожным транспортом, о которых вы могли не подозревать

У нас как обычно происходит? Сначала ломаем, а потом читаем инструкцию; Cначала попадаем в сложную ситуацию, а потом пытаемся выяснить свои права и обязанности. А может, наоборот, вначале узнать детали? Например, если вы опоздали на поезд, сошли не на своей станции, допустили ошибку в билетных данных или просто заскучали во время долгой поездки, не отчаивайтесь! Корреспонденты «МК в Кузбассе» разузнали для вас то, что не особо афишируют российские железные дороги.

О доступных и невероятно полезных нюансах путешествий железнодорожным транспортом, о которых вы могли не подозревать

Не выгодно делиться

Приобретение железнодорожного билета – это своего рода заключение договора между физическим лицом и ОАО «РЖД», которое по этому договору обязуется оказать услугу, требуя от пассажира исполнения обязанностей и соблюдая его прав. И если с обязанностями все очевидно – их исполнение обязательно для пассажиров, то права носят, как модно сейчас говорить, заявительный характер. То есть перевозчик вовсе не обязан тыкать пальчиком и обращать ваше внимание на пункты «под звездочкой» и готов предоставить дополнительную услугу, только если вы об этом заявите, попросите или  потребуете. Ни больше ни меньше. Так что, если человек о своих правах и обязанностях  не осведомлен, то обязанности на него, конечно, возложат, а о правах, скорее всего, умолчат. Зачем навязывать информацию, которая тебе же добавляет работы и доставляет неудобства? Но если внимательно ознакомиться с «Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», то можно найти там немало интересного.

Полезно знать

К примеру, мало кто знает, что пассажир имеет право восстановить билет при опоздании на поезд дальнего следования или вернуть стоимость билета за вычетом плацкарты. Главное – обозначить себя не позднее чем через 12 часов после отправления поезда. В случае опоздания на пересадку не по вашей вине, а по причине задержки поезда, на котором вы ехали, вы имеете право на возврат полной стоимости билета. Такое же право вы имеете в случае задержки или отмены вашего поезда. Если к месту назначения опаздывает поезд, на котором вы уже едете, за каждый полный час задержки вам полагается 3% от стоимости билета. Для того чтобы их вернуть, вам необходимо получить справку об опоздании и в течение 45 дней подать заявление начальнику станции с копиями справки и билета. Заявление можно отправить почтой с уведомлением. Выплата компенсации производится в течение 30 дней.

Далее. Вы имеете право уехать поездом того же класса, отходящим на несколько часов или дней ранее того рейса, на который приобрели билет, без какой-либо доплаты при наличии свободных мест.

Более того, вы можете сойти с поезда на несколько дней, сделав остановку в пути следования с продлением срока действия билета, но не более чем на десять суток. При этом не нужно сдавать свой билет и покупать другой. Вам нужно всего лишь взять у проводника свой билет и в течение трех часов с момента прибытия на станцию вашего поезда предъявить его в кассе на станции остановки для проставления на нем отметки об остановке. А при возобновлении поездки нужно будет оплатить лишь стоимость плацкарты (плацкарта – это дополнительная к проездному билету карточка или квитанция на нумерованное место в вагоне в поездах дальнего следования, плата за предоставление места. – Прим. ред.) Размер плацкарты варьируется в зависимости от фирменности поезда и, как правило, составляет несколько сотен рублей. Но в фирменных поездах и поездах повышенной комфортности иногда может достигать почти половины общей стоимости билета. Точную цифру лучше уточнять в билетной кассе.

В случае вашей болезни вы имеете право продлить срок действия билета, предоставив соответствующую справку.

Если вы купили плацкартный билет и внезапно поняли, что такое путешествие для вас некомфортно, вы прямо в пути можете занять место в вагоне более высокого класса, доплатив разницу стоимости билета начальнику поезда (при наличии свободных мест соответствующей категории).

При возврате билета действуют следующие правила:

– если вы возвращаете билет не позднее чем за восемь часов до отправления поезда, вам выплачивается стоимость билета и плацкарты;

– если вы делаете это менее чем за восемь часов, но более чем за два часа до отправления, вы можете получить стоимость билета и 50% плацкарты;

– если возвращаете билет менее чем за два часа до отправления, можете претендовать только на возврат средств в размере стоимости билета, плацкарта в таком случае не выплачивается;

– если вы решили вернуть билет не позднее чем через 12 часов после отправления поезда, получаете обратно стоимость билета без возврата плацкарты.

У проводника можно бесплатно попросить стакан, ложку (даже если вы не покупаете чай), вилку, набор ниток и иголок, предметы ухода за одеждой и обувью, медикаменты, а также настольные игры (шашки, шахматы, домино).

Влажная уборка в вагоне должна проводиться не реже двух раз в сутки с обязательной протиркой раствором дезинфицирующих средств всех ручек.

Багаж знаний

Как нам пояснили в службе корпоративных коммуникаций филиала ОАО «РЖД» – Западно-Сибирской железной дороги, «вся информация о правах и обязанностях пассажиров размещена на официальном сайте ОАО «РЖД», а также на информационных стендах в зоне билетных касс. Она находится там на постоянной основе в свободном доступе и регулярно обновляется по мере внесения изменений. Также пассажиры, желающие получить какую-либо информацию, могут обратиться в справочные службы либо в билетные кассы. Сотрудники ОАО «РЖД» всегда стремятся помочь пассажирам в решении возникающих вопросов и удовлетворить возникающие потребности клиентов. При возникновении проблем граждане могут обратиться по телефонам вышестоящих руководителей, номера которых размещены на кассовых окнах и в залах ожидания».

Как говорится, доверяй, но проверяй. Мы решили провести небольшой эксперимент и удостовериться в том, действительно ли сотрудники билетных касс идут навстречу в случае возникновения сложной ситуации и дают развернутые комментарии по ее решению. На наше удивление, в билетной кассе кемеровского железнодорожного вокзала нам действительно компетентно, почти цитируя Правила перевозок ответили: «При возобновлении поездки пассажир вылачивает стоимость плацкарты, иные платежи, возникающие при изменении условий проезда, и сбор за переоформление проездного документа (билета). При оформлении билетов для проезда пассажира в поезде или вагоне нижеоплачиваемой категории разница в стоимости билета не возвращается». Отвечая на вопросы об опоздании на поезд или о необходимости выехать раньше намеченной даты, в билетной кассе нас пытались убедить в невыгодности этого мероприятия.

Но как не все йогурты одинаково полезны, не все кассиры одинаково любезны. И поводом для подготовки материала стало обращение в редакцию «МК в Кузбассе» читателя, которому пришлось немало побороться за право продолжить свой маршрут после остановки на несколько дней – кассиры небольшой станции напрочь отказывались понимать, чего от них хочет странный пассажир.

Одним словом, хочешь иметь преимущества – узнавай о своих правах сам и будь готов отстаивать их. Ждать, что тебе их преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой, пока вряд ли стоит.

Кстати

Согласно «Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», пассажир имеет право:

Допустить ошибку в билетных данных 
Это хорошая новость для невнимательных товарищей, которые покупают билеты через Интернет. В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в билете, на одну букву в фамилии и на одну цифру в номере документа человек допускается к проезду.

Целиком занять нижнее багажное место 
Преимущественное право для использования нижнего места для ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке. Так что вы не обязаны ни с кем делиться своей нижней полкой.

Бесплатно пользоваться туалетом на вокзале
Туалет на вокзалах для пассажиров бесплатный. При предъявлении билета с вас не должны взимать плату за посещение туалетов по пути следования поезда. Так что не выбрасывайте свой билет, в том числе и электронный. 

Бесплатно перевозить собаку-проводника
Собаки крупных пород должны перевозиться в нерабочем тамбуре первого вагона или в полностью оплаченном хозяином купе. Но собака-проводник имеет право проезда вместе с хозяином бесплатно и без документов. Пес должен лишь иметь ошейник и намордник и находиться всегда рядом со своим хозяином.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру