Чего нас лишает капремонт

Аварийные дома ремонтируют, а должны расселять

На пресс-конференции, проведенной Региональным отделением Общероссийского народного фронта в Кемеровской области по обсуждению реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в 2017 году, в центре внимания оказалась тема капитального ремонта потенциально аварийного жилья. Проще и дешевле отремонтировать крышу, чем сносить и расселять весь дом. Такой логикой последнее время руководствуются власти. И аварийное по факту жилье оказывается не таким уж и аварийным.

Аварийные дома ремонтируют, а должны расселять

Дом, в котором жить нельзя

Аварийным считается дом, физический износ основных элементов которого (крыша, стены, фундамент) превышает 70% для каменных сооружений и 65% для деревянных. Также сюда относятся дома, в которых стоимость работ по капитальному ремонту в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость этого самого квадратного метра. То есть проведение восстановительных работ таких строений технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Региональная программа капитального ремонта охватывает все многоквартирные дома, кроме тех, которые признаны аварийными и подлежат сносу или реконструкции. Если вы по каким-то причинам платили за капитальный ремонт дома, который уже был признан аварийным, деньги вам обязаны вернуть. С такой ситуацией столкнулись жильцы дома в 1-м Иланском переулке поселка шахты Ягуновская. Их дом, построенный еще в 1937 году и признанный аварийным в 2015, включили в список плательщиков за капремонт. Фонд капремонта признал ошибку и обязался вернуть жильцам уплаченные деньги. «Технические ошибки, приводящие к нарушению прав граждан, еще случаются и подрывают доверие к программе капитального ремонта, о которой и так сегодня не утихают споры, – отметил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Юрий Скворцов. – Одна из основных причин – слабое межведомственное взаимодействие структур».

Хитрости государственной машины

На бумаге картинка системы капитальных ремонтов многоквартирных домов выглядит стройно и вроде бы даже понятно. Пока власти ее крутить не начинают из стороны в сторону, демонстрируя под выгодным для себя углом. Закономерный вопрос в рамках пресс-конференции возник у активиста ОНФ Антона Щербакова: «Проблема ведь намного тоньше: капитальный ремонт может влиять на статус строения. Мы ремонтируем крышу потенциально аварийного дома, тем самым понижая процент износа его конструктивных элементов, и вуаля – износ дома уже не 71%, а, к примеру, 64%. И получается: то строение, которое могло быть и должно быть признано аварийным и подлежать сносу, теперь таковым являться не будет. Принципиально ситуация для его жильцов не поменялась – они продолжают жить в полуразрушенном строении, только с новой крышей и пустым фондом капитального строительства, потому что все денежные средства, собранные за 30 последних лет (а то и на десятки лет вперед), были вложены в ремонт кровли».

На сегодняшний день Фондом капитального ремонта МКД (многоквартирных домов. – Прим. ред.) Кемеровской области от 13 многоквартирных домов получены протоколы о переносе капитального ремонта на более поздний срок. Люди ждут решения о признании их домов аварийными и не торопятся лишать себя аргументации и оснований в этом вопросе. В настоящее время всего четыре дома признаны аварийными и исключены из программы капитального ремонта. На рассмотрении у администрации – 34 ветхих жилых строения. Состояние этих домов такое, что ремонт не имеет никакого смысла. Только окончательное утверждение их статуса еще не получено. И как людям понять: ждать или действовать? Вкладывать средства, латать крышу или потерпеть, пока дом не решат снести? Но сколько терпеть и как это узнать – никто из присутствующих ответить не смог. «Правительственная программа пересматривается, – пояснила Светлана Анатольевна Зубова, и.о. заместителя начальника департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по экономическим вопросам. – Дома, возможно (подчеркнула Светлана Анатольевна. – Прим. ред.), будут признаны аварийными. Данное решение потребует больших вложений по сносу жилья и расселению жильцов. Пока таких денег в бюджете нет».

«Я понял, – с грустью в голосе констатировал Антон Щербаков, – будет делаться какой-то ремонт, и все дома, которые могли бы быть признаны аварийными, не будут признаваться таковыми. Вот и все. Дешевле же».

Кто рулит процессом

Расчет процента износа дома, как правило, осуществляется приблизительно, так как специальных методик и математических формул для этого, похоже, нет. Поэтому и административное решение выносится зачастую в зависимости от желания чиновников, а не из объективной необходимости. Однако порядок обследования несущих стен, крыш и подвальных помещений прописан в Постановлении Правительства №47 от 28.01.2006 г.

Все понимают, что для составления объективной картины по жилфонду необходимо проведение ежегодного мониторинга состояния многоквартирных домов. Не понимают только, кто должен этим заниматься. Власти от ответственности открещиваются, утверждая, что не готовы к компетентному анализу, что оценкой технического состояния жилья должны заниматься специализированные организации. Только кто будет оплачивать их работу – администрация или управляющие компании – еще не решили. На сегодняшний день осмотры строений проводятся визуально. Именно поэтому такое количество ремонтов кровель: крыша течет – это же видно.

Многие ошибочно полагают, что межведомственная комиссия начинает свою работу только по решению администрации. Это не так. Поскольку местные органы самоуправления не могут одновременно контролировать все объекты самостоятельно, населению не стоит ждать, когда на них обратят внимание. Смело пишите заявления и жалобы на состояние недвижимых объектов. Ни в одном законодательном акте нет указаний, сколько человек должны подавать документы – один или несколько. Но в связи со значительными затратами на проведение экспертизы лучше объединиться всем заинтересованным лицам.

Чтобы признать дом аварийным, заявителю необходимо подать в межведомственную комиссию следующие документы: заявление, результаты экспертизы, акт государственной жилищной инспекции о неудовлетворительном состоянии дома, документы на собственность или договор социального найма, технический паспорт. После подачи этих документов комиссия рассматривает их в течении 30 дней. Заключение комиссии и будет являться главным на пути обретения нового жилья. Если жильцы будут не согласны с вердиктом комиссии, они смогут обжаловать его в судебном порядке. В этом случае решение будет выносить независимый арбитр.

Липовое согласие

Первый этап реализации программы капитального ремонта – составление протокола общего собрания собственников многоквартирных домов. После его получения Фонд капитального ремонта имеет право осуществлять дальнейшие действия. В той ситуации, когда аварийными дома признавать экономически невыгодно, а ждать некогда, в Фонде могут появиться поддельные протоколы и начаться ремонты зданий, собственники которых на эти работы своего согласия не давали. Выявить виновного в этом вопросе довольно сложно: управляющая компания может занять такую позицию – «Нам жители принесли. Мы же не знаем, кто из них ставил свою подпись».

Как отметила Евгения Викторовна Гордиенко, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан и правовых актов прокуратуры Кемеровской области, бороться с этим можно только в судебном порядке, признавая данное решение недействительным. Есть нюанс. Согласно Жилищному кодексу, срок обжалования любого решения – шесть месяцев. Пока ремонтные работы планируются, жители практически никак не реагируют, так как и знать не знают о существовании этого поддельного протокола. А когда ремонт начинается и они понимают, в чем дело, шесть месяцев уже истекли. Жильцы идут в суд, а суд отказывает: мол, сроки упущены. Но, как утверждают специалисты, даже если срок упущен, его можно восстановить. Для этого необходимо обратиться с претензией и привести весомую аргументацию: протокол был не опубликован в электронных ресурсах, отсутствует в информационной системе и управляющей организации, собственники не могли своевременно узнать о его существовании. При обнаружении любого из этих нарушений рекомендуется сразу обращаться в суд, так как у Государственной жилищной инспекции полномочий по проверке таких протоколов собраний нет.

Проблемных мест в вопросе аварийного жилья и капитального ремонта масса. Как мониторить обстановку – пока не понятно. На какие средства сносить отжившие свой век постройки – тоже большой знак вопроса, потому что имеющиеся источники финансирования оказываются нежизнеспособными. Спрогнозировать вероятность признания жилья аварийным не могут даже сами представители администрации, потому как программа пересматривается с учетом финансового положения дел и подгоняется под ситуацию. И происходят чудеса: аварийные дома становятся не очень-то аварийными – поживут еще, а если чуть подлатать, так и вовсе из программы можно исключить. А что делать жильцам в этом уравнении со множеством неизвестных? Вероятно, развивать экстрасенсорные способности и, решая вопрос «ремонтировать или подождать», практически превращаться в провидцев. Что интересно: все участники и ответственные лица признают наличие огромного количества пробелов в системе капитальных ремонтов. Только каждый снимает с себя ответственность за их исключение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Чего нас лишает капремонт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру