Пляски на костях

Кузбасский археолог считает, что народные гуляния в Шестакове уничтожают археологические памятники

В Чебулинском районе отгремел праздник «В гостях у динозавра», набравший за три года существования большую аудиторию – около семи тысяч гостей приняли в нем участие в минувшем месяце. Впечатляющий результат для новичка календаря кузбасских туристических событий. Но у этого народного гуляния есть и противник. Известный в регионе археолог Анатолий Кулемзин считает, что мероприятие уничтожает памятники археологии, которым тысячи лет.

Кузбасский археолог считает, что народные гуляния в Шестакове уничтожают археологические памятники

Межрегиональный фестиваль «В гостях у динозавра» проходит в Шестаковском палеонтологическом и археологическом комплексе, где памятники разных эпох буквально наслаиваются друг на друга, как коржи пирога. Это самое «лакомство» решено было разделить с туристами, организовав сначала экскурсии к местам раскопок костей динозавров, а затем, в 2015 году, и такой массовый праздник, как фестиваль народного творчества «В гостях у динозавра». Теперь ему присвоен статус межрегионального – в этом году сюда приехали творческие коллективы с территорий Алтайского, Красноярского краев и Якутии.

Праздник ради развлечения

Однако после праздника в администрацию Чебулинского района пришло гневное письмо от археолога, доктора культурологии, почетного профессора Кузбасса Анатолия Кулемзина, в котором он возмущается организацией мероприятия на месте археологических памятников. Радеет за это место ученый не случайно. В начале 1960-х годов Кулемзин, будучи студентом, в составе группы участвовал в археологическом исследовании, а затем и в раскопках в окрестностях села Шестаково. Среди интересных находок тех лет можно назвать обнаруженное в курганной группе глиняное изображение головы, которое прозвали «Таштыкская Нефертити». В последующие годы Анатолий Михайлович выявил здесь более двух десятков древних городищ, поселений, стоянок, три курганных группы, исследовал первое обнаруженное на юге Сибири укрепленное городище раннего железного века Шестаково I, раскапывал многослойное городище Шестаково XI и курганный могильник Шестаково II, открыл три памятника эпохи верхнего палеолита и многое другое. На территории в 3,7 тысячи квадратных километров расположено большое количество охраняемых природных объектов, памятников археологии, палеонтологии, истории и культуры, имеющих общероссийское и мировое значение. В частности, памятников археологии здесь более 50, временной охват которых измеряется тысячелетиями – от палеолита до средневековья.

Но туристов сюда привлекают больше палеонтологические находки. Село стало известно среди ученых в 1953 году, когда геолог Александр Моссаковский обнаружил в основании Шестаковского яра на берегу реки Кии скелет мелкого динозавра, относящегося к роду пситтакозавров, получивший видовое определение «сибирский». Эти ящеры-попугаи жили здесь в раннем меловом периоде 130-100 миллионов лет назад. Пситтакозавр сибирский уникален тем, что является самым большим представителем этого рода из когда-либо обнаруженных учеными, и достигает в длину почти трех метров. В этом месте находят останки и других динозавров, например, огромных зауроподов. Но именно пситтакозавр сибирский стал своего рода визитной карточкой всего Чебулинского района: его изображением украшен даже герб территории. Ящер стал и символом фестиваля «В гостях у динозавра»: в этот раз его сваяли из сена, железа, войлока и даже изобразили на торте.

По мнению Анатолия Кулемзина, никакого отношения ни к палеонтологии, ни к археологии праздник не имеет: «Это пляски на костях и развлечения. Вот один из археологических памятников при подготовке к празднику испортили бульдозером, а потом и площадку там установили. Всего за три года празднования фестиваля по страдали два древних поселения».

Приготовления к празднику проходят, действительно, большие. Например, в этом году здесь построили ипподром, чтобы устроить первые в Чебулинском районе конные бега. Устанавливаются зрительные места, сцена и другие сооружения.

По словам Кулемзина, местная администрация таким образом нарушает закон об объектах культурного наследия народов РФ: «Все данные о памятниках, обозначенные на карте, я уже передавал в местную администрацию, более того, они напечатаны в разных изданиях, а в результате мне чиновники говорят, что ничего этого не знали. Кроме того, эти объекты находятся под государственной охраной. Перед проведением таких народных гуляний должна проходить археологическая экспертиза, которая бы определила запретные для туристов места. А на деле гости ходят, где хотят, ездят на автомобилях, а организаторы устанавливают, что им вздумается и где они пожелают».

Также рядом находятся озера Большой и Малый Базыр, так называемые гидрологические памятники. На их берегах живут крупные хищные птицы – беркуты и филины, степные орлы и канюки. На болотистых участках побережья озер встречаются косули, лоси, ондатры. Анатолий Кулемзин считает, что приезжающие на праздник сотни машин портят экологию этого места.

«Пострадали только лопухи»

Как пояснили нашему корреспонденту в комитете по охране объектов культурного наследия Кемеровской области, Шестаковский археологический комплекс находится под государственной охраной. В свое время входящие в него объекты уточнялись, но сейчас все они поставлены на учет и их границы определены. Местные власти с этими границами знакомы и обязаны учитывать, согласно правилам землепользования в зоне охраны памятников истории и культуры.

Начальник управления культуры администрации Чебулинского района Ирина Данильченко опровергла информацию о том, что при организации мероприятия страдают памятники: «От Анатолия Ивановича мы получили гневное письмо, но в нем нет никаких фактов о конкретных разрушениях. Максимум во что мы вмешались – это срубили лопухи при подготовке площадки. В остальном мы руководствуемся положением памятников и консультируемся с областным комитетом по охране объектов культурного наследия».

Ирина Александровна также отметила, что эти места нетронутыми назвать нельзя, потому что в 18 веке здесь жили люди, а сорок лет назад местные жители распахивали эту землю под огороды. И если что-то не уцелело, то это никак им в вину ставить нельзя.

«Сделать для всех памятников ограждение не представляется возможным – территория слишком большая», – подытожила Данильченко.

Мнение археолога Кулемзина не беспочвенно – управлять толпой в семь тысяч человек сложно, это не экскурсионная группа, которую привезли на автобусе и водят по местам раскопок почти за руку. В толпе могут оказаться и вандалы, и те, кто не понимает ценности здешних объектов. Но в регионе есть опыт организации таких массовых мероприятий в границах охраняемых территорий. Например, в ночь на Ивана Купалу в «Томской Писанице» собирается и того больше людей, которые ходят по территории заповедника под светом луны и фонарей с бутылкой пива. Все важные объекты на время гуляний для посещений закрыты, к знаменитым наскальным рисункам писаницы не пускает не только предупредительная лента, но и стражи правопорядка. Количество полиции и охраны в целом в купальскую ночь в «Томской Писанице» внушительное. Мероприятие живет с 1998 года, являясь самым массовым в регионе. Очевидно, если бы оно было организовано не должным образом, то не получило бы своего развития – теперь это многодневный фестиваль с двумя ночными программами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: Пляски на костях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру