«Всюду жизнь!»

Уникальный по простоте и эффективности проект разработан в Кемеровском областном музее изобразительных искусств

5 июля 2017 в 11:50, просмотров: 636

Казалось бы, чего проще – взять модем, ноутбук, одну сторону (музей) связать посредством скайпа с другой стороной (скажем, с детьми из отдаленных школ) и показать красоты и чудеса музея? Так и сделала автор и разработчик проекта «Всюду жизнь!», руководитель отдела развития Областного музея изобразительных искусств Меженок Анжелика Сергеевна. Но неожиданно столкнулась со многими трудностями. Обо всем этом мы решили побеседовать.

«Всюду жизнь!»

«Только еще приезжайте!»

– Анжелика Сергеевна, как возникла идея проекта?

– Проект родился в 2015 году, когда к нам обратилась хорошая знакомая, у которой ребенок попал в детское онкологическое отделение больницы города Кемерово. Она рассказала о том, что дети лежат там почти в полной изоляции, а отвлечь ребят от тяжелого процесса лечения нужно. Так как находиться посторонним в онкоотделении нельзя, мы организовали дистанционное занятие, которое транслировалось из Музея изобразительных искусств детям, находящимся в Областном клиническом онкологическом диспансере, посредством видеомоста. Мы пригласили к себе в музей 30 кемеровских школьников, которые учили детей в больнице делать снежинки. Школьники сами показали, как и что нужно делать. Ребята сразу поняли, что те дети лежат в больнице, потому что они были в повязках. Тут же стали спрашивать о самочувствии, желали скорейшего выздоровления, приглашали в музей. Такие видеомосты стали традиционными. Каждый проводится на средства частных лиц, друзей музея. Дети очень полюбили эти занятия. На первом занятии было три ребенка из больницы, на втором – 34. К нам присоединилось детское отделение Кемеровского кардиологического центра. Получилась инклюзия, когда здоровые дети поддерживают своих же одноклассников, ровесников, находящихся в больнице, которым подобное участие душевно и психологически особенно необходимо. Кроме того, видеомост дает детям возможность приобщиться к культурной жизни Кузбасса, научиться художественным промыслам, изготовлению поделок, познакомиться с возможностями информационных технологий. Мы назвали проект «Всюду жизнь!» – есть такая картина художника Ярошенко. Это очень глубокая картина об огромной вере в себя и в жизнь.

– С кем вы еще сотрудничаете?

– У нас в области много детских домов, которые находятся далеко от Кемерова. Например, детский дом «Родник» в поселке Трещевский Топкинского района, детский дом №1 поселка Белогородка Мариинского района, это 157 км от центра. Дети в Кемерово практически не могут попасть: зимой мы не рискуем возить их на транспорте, кроме того, это дорогостоящее мероприятие, не всегда находятся благотворители, не всегда есть деньги у детского дома, у шефов. Мы как сотрудники музея стараемся к ним выезжать сами, проводим инструктаж по техническому обеспечению сеанса видеосвязи. В селе Белогородка детский дом №1 хорошо обеспечен в том числе качественной интернет-связью. Директор музея, Демина Елена Валерьевна, быстро подхватила идею, мы провели мастер-класс по изготовлению героев российских мультфильмов, рассказывали детям, что такое анималистика, провели экскурсию по музейным выставкам, познакомили с произведениями искусства из нашей коллекции. Здесь, в музее, на связи были учащиеся школ № 31, № 35, гимназии № 41, они также обучались такому общению, и для них все было интересно. Я беру интервью у детей, учу их, что нужно представиться на камеру, чтобы другие дети знали, кто ты, откуда. Сначала они робеют, а к концу начинается праздник: выбегают, показывают свои поделки, подходят к микрофону, спрашивают, как жизнь в детдоме, интересуются делами друг друга. Впечатление, что мы ненадолго раздвинули границы мира детдомовским ребятам.

А вот в поселке Треща сложная ситуация, не было никакого технического обеспечения, дети, по сути, в изоляции. Хотя шефы у них – Сбербанк. Мне в Сбербанке сказали, что практически полностью провели техническое оснащение детдома, а я им предоставила видео (я всегда езжу с экшн-камерой), из которого понятно, что у детдома ничего нет, дети не могут выйти на связь. Логачева Ольга Борисовна, директор детского дома, со мной не пошла на контакт. Тогда я написала письма депутатам, и они меня поддержали. Мы приехали в поселок, поставили свой модем, экран, провели мастер-класс с ребятами. Мне дети шепотом говорили: «Вы только еще приезжайте!» Также мы выехали в детский дом «Родник» поселка Спасск Таштагольского района (директор – Трубакова Галина Анатольевна), где находятся дети до семи лет. Когда я оттуда вышла, я плакала, просто не могла остановиться: хотя мастер-класс прекрасно прошел, но детям не нужны конфеты, которые мы им привозим, они хотят лишь живого общения.

Автор проекта «Всюду жизнь!» А. Меженок во время дистанционного занятия.

Окно в мир

– Чему обучаются ребята?

– Мы стараемся делать мастер-класс с доступными поделками – мультяшки вырезаем из цветного картона, добавляем анималистику. Рисуем на камушках радугу – рассказываем про радугу. Проводим мастер-класс с георгиевской лентой – рассказываем о ней, вызываем интерес с тем, чтобы дети читали и узнавали о своих прадедах, ветеранах Великой Отечественной войны. Добавляется культурно-образовательный блок: обязательно рассказываем про картины, выставки из тех залов, в которых проходит видеосвязь. У нас есть такие программы, как рассказы о технике живописи, о том, как рисует художник. Мы к разному возрасту по-разному подходим в подаче материала. Кроме того, огромное значение имеет общение детей друг с другом. Мы проводили мастер-класс с детскими домами – №1 Кемерова и поселка Трещевский. Оказалось, что дети вместе отдыхали в «Артеке», они узнали друг друга, бежали к микрофону и говорили – дайте, дайте, я передам привет. В целом у проекта три направления: работа с детскими больницами, работа с удаленными детскими домами с осложненной транспортировкой детей и работа с удаленными сельскими школами. Мы узнали о Шорском национальном парке, там, в 65 км от Таштагола, в удаленности от областного центра в 457 км, есть поселок Усть-Кабырза, где в школе вообще нет интернета. Наш куратор Анастасия из МТС выделила модем с хорошей линией, и в школе № 26 поселка, где обучаются 60 школьников, ко Дню Победы мы два с половиной часа проводили мастер-класс по георгиевским лентам, художник Евгений Иванович Щербинин рассказывал про свою картину «Отец». Трогательным получилось общение гимназии №42 из Лесной Поляны и школьников Усть-Кабырзы. Дети выходили к камере и рассказывали: «У нас в Лесной Поляне очень красивая природа, небольшие дома, много цветов». На другом конце видеомоста мальчик отвечает: «Это вы про Усть-Кабырзу рассказываете, у нас красивая природа, горы, табуны лошадей». Дети радуются новому, приглашают друг друга в гости, им очень интересно смотреть изображения на большом экране. Ребята знакомятся с выставками в залах музея: «Все оттенки света» (иллюстрации к литературным произведениям), «Прямая речь» (автопортрет в современном искусстве Сибири), «Петушок – золотой гребешок» (анималистический жанр в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Без преувеличения скажу, что мы открываем им окно в мир искусства, в мир творчества и вообще в мир.

– Кто вас поддерживает?

– Лариса Ивановна Мызина (директор Музея изобразительных искусств. – Прим. авт.) курирует проект, она привлекла Кемеровское региональное отделение партии «Единая Россия», Минаеву Татьяну, руководителя регионального исполнительного комитета, родительскую организацию, фонд «Детское сердце» и Светлану Бураго, заместителя исполнительного директора фонда, некоммерческую организацию «Под крылом надежды». Это костяк, который стоял у истоков. Нас поддерживает также руководство детских домов – Белогородки и Спасска, низкий поклон этим директорам. Огромное спасибо школе №11 г. Кемерово. В прошлом году мы провели более 30 выездов на деньги благотворителей и на деньги музея. Сейчас у музея нет такой возможности, мы ищем шефов и спонсоров проекта. Съездить, например, в Таштагол – для нас дорогостоящее мероприятие. Поэтому привлекаем областной Совет народных депутатов, департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, СГК. За время работы проекта мы уже провели 32 видеомоста и в 2017 году запланировали еще 15.

– Каковы проблемы и перспективы проекта?

– Мы съездили на «Интермузей 2017» (международный фестиваль музеев. – Прим. авт.) и представляли там проект «Всюду жизнь!» на международном уровне. Пермь, Москва, Воронеж, Санкт-Петербург и норвежские творческие объединения хотят, чтобы мы передали им наш опыт, ведь его реализация доступна для многих музеев и не только музеев. Мы встретили неподдельный живой интерес со стороны коллег. Думается, что проект должен быть рассмотрен на федеральном уровне, потому что он прост и минимально затратен, встречает огромный положительный отклик у детей. В перспективе нужно добиваться, чтобы дети, которые не ходят в школу по разным причинам, а также дома инвалидов могли выходить на связь с нами и участвовать в мастер-классах и видеоэкскурсиях. Кроме того, проект помогает сотрудникам музея привлечь новую аудиторию из удаленных территорий, например горняков, которые смогут перед сменой выйти на связь с музеем из конференц-зала комбината и посмотреть небольшую видеоэкскурсию по экспозиции. Это позволит заинтересовать угольные предприятия Кузбасса и финансировать дальнейшее развитие проекта. Музей разошлет письма руководителям детских отделений больниц, удаленных сельских школ, детдомов о работе проекта. Составим и разместим на сайте музея, в соцсетях расписание занятий для участников проекта. Заключим договоры с заинтересованными организациями для работы в проекте. Привлечем художников, искусствоведов и мастеров для проведения мастер-классов и творческих занятий, проведения экскурсий, лекториев из музея.

Теперь проблемы. Первая – это аппаратура. Наш музей выходит на связь практически на любительской аппаратуре. Хотелось бы, чтобы был хороший сервер, хорошая камера, звук, свет, экран, интернет-связь. Еще одна проблема – сложно порой уговорить школьных учителей, администрацию школ, детсадов прийти сюда, в музей, на видеомост «Всюду жизнь!». Постараться осознать, насколько это важно – взращивать в детях сострадание, сопереживание, ведь наш проект этому очень во многом способствует: каждый ребенок выступает благотворителем для тех детей, которые, например, находятся на лечении. От администрации школ, детских садов, от депутатов хотелось бы получить больший отклик. Проблема и в том, чтобы сделать сайт, повесить расписание проекта. Для этого нужны небольшие деньги. Если у нас будет интернет-пространство, то и любой театр, и библиотеки, и школы смогут зарегистрироваться либо участниками, либо организаторами мероприятия. Проблема и в недостаточной информированности – нам очень не хватает отклика СМИ, телевидения, общественности, коллег из других музеев и культурных учреждений.






Партнеры