Прокопьевский трамвай: надежды и будни

19 июля 2017 в 11:15, просмотров: 1258

Минувшей зимой в Прокопьевске трамваи ходили отвратительно. Много раз, так и не дождавшись вагона, люди отправлялись домой пешком. В городе ликвидировали трамвайное депо, располагавшееся в районе остановки РТТЗ, теперь все вагоны выходят на линию из трамвайного управления, укоротили один из маршрутов. Что происходит – городское трамвайное движение сходит на нет?

Прокопьевский трамвай: надежды и будни
фото: Андрей Новашов
Здесь стоят трамваи, выходящие на линию. И списанные вагоны, которые могут пригодиться на запчасти. «Ничего не выкидываем. Нам ждать помощи неоткуда», – говорят ремонтники.

Справка МК

Трамвайное движение в Прокопьевске открылось в 1936 году. С середины 90-х все большее значение приобретают маршрутки, и количество вагонов снижается. По данным Росстата, в 1995 году в Прокопьевске их было 144, в 2008-м – 92. Сегодня на линию ежедневно выходят 49 вагонов. После того как укоротили маршрут №5, протяженность путей составляет 67 км. Действуют семь трамвайных маршрутов. Планируют открыть восьмой, который объединит маршруты №3 и №7. При этом «тройка» и «семерка» как самостоятельные маршруты сохранятся.

Вагоны с болячками

Прокопьевская вагоновожатая, просившая не называть ее имя, рассказывает:

– Мой вагон ломается, может быть, раз в неделю. Бывает, целый месяц ездишь без поломок. А иногда как болячка какая-то на вагон найдет: вроде все нормально отремонтируют, а он снова и снова ломается.

Собеседница управляет трамваем больше пяти лет. За это время только один раз попадала в аварию. К счастью, и сидевшие в автомобиле (ДТП произошло по вине водителя), и ехавшие в трамвае не пострадали. Дорожные происшествия, останавливающие трамвайное движение, не редкость – на пeрeкрестках, через которые проходят рельсы, сталкиваются автомобили, зимой машины вылетают с дороги на трамвайные пути, иногда сами трамваи сходят с рельсов – но, по словам вагоновожатой, основная причина задержек движения – все-таки поломки вагонов.

– Старые запчасти… Да и новые запчасти иногда ломаются сразу после того, как их поставят.

– Человек чем старше, тем чаще болеет, – подключается к разговору кондуктор, – и железные вагоны так же. У нас много старых вагонов. Город недостаточно денег выделяет на ремонт.

– Запаса прочности вагонов, которые с утра выходят на линию, хватает на пару часов, как раз до окончания утреннего часа пик? – интересуюсь у вагоновожатой.

– Не думаю. Сколько раз было: прихожу в депо утром и вижу кучу сломанных трамваев. Бывает, вагоны уже с самого начала движения один за другим назад в депо возвращаются, и слесари просто не успевают их ремонтировать, – отвечает вагоновожатая.

Ее работа – нелегкий хлеб. Как объясняет собеседница, нужно наблюдать и за путями: не разошлись ли рельсы. И за троллеями: нет ли обрыва. Следить за машинами, за пешеходами и за пассажирами, которые могут задержаться в дверях. Но менять работу женщина не собирается. И сама в выходные чаще ездит на трамваях, хотя льготный проезд сотрудникам трамвайного управления отменили. Говорит, что маршрутку нередко по полчаса дожидаешься.

фото: Андрей Новашов
Даже днем трамваи в Прокопьевске не ходят пустыми.

Одним хорошо, другим сложно

Председатель профкома Прокопьевского трамвайного управления Татьяна Минибаева начинала вагоновожатой в 1979 году. Вспоминает, что тогда автомобилей на дорогах было гораздо меньше, особенно в субботу и воскресенье. Соответственно, водителям трамваев работалось чуть легче. В остальном мало что изменилось: уже в четыре утра вагоновожатой надо быть на работе, и, как и прежде, трамваи выходят на линию и в зной, и в холод.

– Почему нынешней зимой так плохо ходили трамваи? – спрашиваю.

– Бывали задержки, но это не значит, что совсем плохо дело, – отвечает Татьяна Ибрагимовна. – Вы же видите, что творится у нас в стране, у нас в городе. По нынешним временам трамваи ходят нормально.

–  По данным Росстата, число трамваев в Прокопьевске неуклонно сокращается. А несколько месяцев назад трамвайное управление объявило набор на курсы вагоновожатых. Такая страшная текучка кадров?

– Новички иногда чуть-чуть поработают и уходят. Но основной костяк сохраняется. Я бы не стала говорить о текучке кадров. Просто многие водители трамваев, много лет назад устроившиеся к нам почти одновременно, достигли пенсионного возраста и уволились.

– Какая зарплата у вагоноважатых?

– В прошлом году средняя зарплата водителя трамвая составляла около 16 тысяч. Насколько мне известно, на других прокопьевских предприятиях женщинам платят меньше.

– Почему укоротили пятый маршрут?

– После учета пассажиропотока. На том участке не было пассажиров: утром два человека и вечером столько же. Раньше там работали шахты, заводы. И мы возили людей. А сейчас какой смысл пустые трамваи гонять?

Председатель профкома заверила, что Прокопьевск не собирается отказываться от трамвайного движения. Этим видом транспорта пользуются льготники - пенсионеры, школьники, инвалиды. Их проезд компенсируется из областного и городского бюджетов. Но, судя по словам Минибаевой, этих выплат не хватает.

– Никто не закроет наш трамвай! – подчеркивает Татьяна Ибрагимовна. – Хотя приходится нам тяжеловато. Четыре рубля платят за проезд льготники. Много лет эта цена сохраняется. Конечно, для пенсионеров это очень хорошо, а для предприятия – сложно. Выручка у нас не растет.

фото: Андрей Новашов
Ремонт телеги.

Вагон и молнии

Татьяна Миннибаева не все темы согласилась обсуждать. Посоветовала обратиться к кому-нибудь из начальства. Один из руководителей трамвайного управления ответил на вопросы, но, когда интервью завершилось, категорически запретил упоминать его имя.
Наш собеседник подтвердил, что отказываться от трамваев в Прокопьевске никто не собирается. Закрытие или укорачивание маршрутов также не планируются.

Я слышал, что трамваи белорусского производства, купленные относительно недавно, особенно часто ломаются. Собеседник подтвердил, что эти вагоны «плохо адаптированы к сибирским условиям и немного недоработаны». Их проектировали под один тип трамвайных телег, а выпускать стали с другим. Впрочем, белорусских вагонов в Прокопьевске всего шесть. Еще девять современных трамваев 619-й модели Усть-Катавского завода, они надежнее и комфортабельнее. Остальные – вагоны-ветераны, некоторые курсируют по городу больше тридцати лет.

– По задержкам движения, по авариям есть какая-то статистика? – спрашиваю.

– Есть, конечно. Но для чего она вам? Это наша статистика, – смеется начальник. – Это наша работа.

– Можно надеяться, что следующей зимой трамваи будут ходить лучше?

– Конечно! Мы всегда живем надеждой на лучшее! – снова отшучивается собеседник.

Но дальше разговор уже идет серьезный. По словам представителя трамвайного управления, без доплат из бюджета билет стоил бы рублей тридцать, а то и больше (сейчас прокопчане, не имеющие льгот, платят за проезд в трамвае пятнадцать). Двигатель стоит миллион рублей. Новый трамвай – тридцать миллионов. В ближайшее время прокопьевский трамвайный парк обновляться не будет. Но нынешнее состояние подвижного состава в трамвайном управлении считают удовлетворительным и уверены, что способны обеспечить бесперебойную перевозку пассажиров.

– Ремонт идет постоянно. Бригады укомплектованы. Конечно, трудно. Но если мы опустим руки и не будем восстанавливать вагоны, кто нас будет кормить?

В Прокопьевском трамвайном управлении работает цех, в котором ремонтируют тяговые двигатели. Начальник подчеркивает, что ремонтируют качественно и профессионально, а наличие  цеха значительно сокращает расходы.

– Надо жителям относиться с пониманием: подвижной состав изношен. Да, идут поломки. Трамвай – это же не троллейбус, не автобус. Мы привязаны к путям, – рассуждает наш собеседник. – Если случаются серьезные поломки, мы стараемся, чтобы аварийная  бригада как можно быстрее выехала и убрала неисправный вагон с путей. Чем больше перевезем пассажиров, тем больше заработаем. Каждый простой бьет по карману. Нам дают план по сбору выручки, и мы его выполняем.

Сейчас, если график движения не нарушается, редко увидишь вагон, набитый битком. Но, например, в трамваях, курсирующих по шестому маршруту, даже днем (не в часы пик) на протяжении значительной части пути сидячих мест на всех не хватает. Этот вид транспорта действительно востребован.

фото: Андрей Новашов
Справа тот самый трамвай, в который ударила молния.

А еще в Прокопьевском трамвайном управлении мне показали вагон, который прославился благодаря YouTube. 2 июля от удара молнии загорелась крыша вагона. Пассажиры и вагоновожатая не пострадали. Возгорание быстро ликвидировали. Трамвай не только отремонтировали, но и модернизировали: установили современное электрооборудование. Теперь молнии ему не страшны.



Партнеры