Школьная амнистия

О том, как дети могут не ходить в школу на законных основаниях

Неделю назад начался новый учебный год, однако не все дети сели за школьные парты. Часть учеников осталась дома получать семейное образование. Но если обучение в государственных и даже частных образовательных организациях уже привычно, знакомо и вопросов ни у кого не вызывает, то набирающее обороты семейное образование манит и пугает одновременно. Что представляет собой эта попытка выйти за рамки системы – очередной модный «пшик» или прогрессивную линию развития нашего общества, за которой будущее, – еще предстоит разобраться. Мнение участников образовательного процесса на этот счет неоднозначно.

О том, как дети могут не ходить в школу на законных основаниях
За последние три года количество кемеровчан, приверженцев семейного обучения, выросло в три раза. Фото: VSE42.ru

Со школьной скамьи на домашний диван

Еще совсем недавно у традиционного школьного образования не было конкуренции. Все дети ходили в школу, а родители и не помышляли, что могут что-то поменять. Однако вслед за желанием состоятельной части населения повысить за счет собственных финансовых средств уровень знаний и комфортность их получения для своих чад, спросом начали пользоваться частные школы, предлагающие особые условия своим ученикам. А с недавнего времени модным стало считаться семейное обучение на дому. Прогрессивные родители решили, что вне школы у них больше шансов воспитать свободную, гармоничную личность, обеспечив ей индивидуальный подход и домашний комфорт. Несмотря на то, что право любого ребенка учиться дома было закреплено в законодательстве еще в 1992 году, в Кузбассе активного развития эта форма обучения тогда не получила, родители начали вспоминать о своих правах лишь в течение последней пятилетки.

Семейное образование (СО) – это форма получения образования в РФ, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Ряды сторонников альтернативных форм обучения пополняются разными путями. Кто-то приходит к СО ради эксперимента, кто-то из религиозных убеждений, кто-то считает, что школа подарит много негативного социального опыта или уже имеет практику конфликтов со сверстниками или учителями. Кто-то не приемлет рамки системы в принципе и категорически против того, чтобы к ребенку относились как к «одному из». Причины выбора семейного образования разные. Но очевидно, что тенденция освоения и развития альтернативных форм образования в нашем регионе налицо.

Получить хоть какую-то информацию  в департаменте образования Кемеровской области нам не удалось. В Управлении образования г. Кемерово специалисты оказались куда расторопнее о осведомленнее и сообщили, что за последние три года количество детей, находящихся на семейной форме обучения в г. Кемерово, увеличилось более чем в три раза: с 40 в 2014 году до 122 в 2016. Данные по 2017 году еще формируются. Но на сегодняшний день о своем желании начать или продолжить семейное образование муниципалитет проинформировало 42 родителя. Но их число с началом учебного года будет увеличиваться.

«У меня очень много обращений не только по нашему городу, – отметила директор одной из кемеровских школ. – Звонит Крапивинский, Промышленновский район, в этом году были звонки из Тисуля и Чебулы. Востребована эта форма обучения и среди сельского населения. За нашей школой на сегодняшний день закреплено 20 учащихся, которых мы видим только на этапах промежуточной аттестации».

«Семейники» и сами становятся более активными. Родители, выбравшие для своих детей семейное образование, самоорганизуются в группы в социальных сетях. Например, в группе «Семейное образование в Кемерове» состоит более 200 подписчиков, есть подобные группы в Новокузнецке и других кузбасских городах. 1 сентября этого года в Новокузнецке появился клуб для детей, находящихся «на семейном образовании» «Другая школа», а в Кемерове планируется открытие семейного кабинета – территории для развития детских способностей.

В семье учителя русского языка и литературы Натальи Малаховой семейное образование получают уже двое из четверых детей. «Раньше мы размещали любимые дела среди уроков, а теперь у нас уроки среди любимых дел. Мы экономим кучу времени! К тому же у нас появилась возможность детально простроить индивидуальный план обучения и выбрать программу. Мы знаем, к чему мы должны прийти в конце года, чтобы сдать экзамен. А как мы туда идем – наше личное дело. Я считаю, что школа очень сильно устаревает, она не успевает за образовательным прогрессом», – рассказывает Наталья.

Образовательный эксперимент

Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя, которое закреплено в действующем Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция – 2015 г.). Еще один важный документ, регламентирующий процесс семейного образования, – письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Как говорится во всех официальных документах, поменять форму образования можно в любой момент. Закон ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений. Главное – учитывать желание ребенка, а не свои родительские предпочтения, и соразмерять свои силы, поскольку дело это совсем не такое простое, каким может показаться.

Одна из сторонниц семейного образования Наталья Петрова рассказала, что сначала после перехода на СО они всей семьей облегченно вздохнули: «Не стало напряга ни морального (бешеный ритм, большой объем новой информации, стресс), ни физического (утомление, измотанность). Но затем мы допустили серьезную ошибку – сделали большой перерыв в мае… И все самоорганизационные наработки были потеряны. В итоге до ноября (!) я не могла «собрать» ребенка. Ком неизученного материала нарастал, графики сдачи постоянно переносились, в итоге в марте-апреле в авральном режиме сдавали 6 класс. Хотя это тоже очень хорошая школа жизни. И я рада, что сын столкнулся с этой ситуацией в 13 лет, а не позже. Теперь он понимает, что от его действия/бездействия зависит его дальнейшая жизнь и успех».

Никто никому не платит

Раньше федеральное законодательство предполагало выплату компенсации родителям детей, перешедших на семейную форму образования. Казалось бы, верно: региональные бюджеты выделяли деньги на образование всех детей, независимо от формы образования, и, если ребенок обучался в семье, родитель должен получать средства на организацию обучения. До 2012 года так и было: родители «семейников» получали от 1,5 тыс. рублей компенсации. Полагались доплаты и учителям за дополнительную нагрузку по приему промежуточных аттестаций и экзаменов у семейно образовывающихся. Но после отмены в 2012 году пункта о финансировании «семейников» вопрос этих выплат остался на усмотрение регионов. Как показывает опыт, местные органы управления особым альтруизмом не отличаются. Во всяком случае, нормативно-правовых актов об оказании поддержки нуждающимся семьям при выборе получения образования в семейной форме в Кемеровской области нет. Теперь деньги не получают ни те, ни другие. Родители, добровольно отказываясь от обучения ребенка в образовательной организации, берут на себя полную ответственность и за качество образования, и за его материальное обеспечение. Единственное, что им полагается по закону, – это бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. Также учителя обязаны бесплатно консультировать и аттестовывать таких детей. Так что, если школа отказывается принимать ваше заявление или требует деньги, смело обращайтесь к уполномоченному по правам ребенка или в прокуратуру.

Экзаменов не избежать

По большому счету «семейники» не ограничены и не стеснены ни в чем. Ранее школа, к которой прикреплялся ученик на этапе промежуточной аттестации, обязывала родителей готовить ребенка по образовательным программам, утвержденным государством. Сейчас даже этого минимального контроля не стало: данная информация выдается в консультативной форме, и родители сами решают, принимать эту помощь или нет. На пользу ли такая свобода от школы?

«Лично я считаю, что семейное образование необходимо не дистанцировать, а интегрировать в традиционное школьное образование, – высказала свое мнение директор одной из кемеровских школ. – Пусть оно будет частичным, фрагментарным, но без полного отрыва от системы. Я бы советовала «семейникам» оставить часть предметов в школе, пусть даже в индивидуальном порядке. Тогда бы мы могли контролировать качество образования. Сегодня больше половины детей, обучающихся по семейной форме, показывают очень низкий уровень знаний. Хотя стоит отметить, что есть родители-звездочки, которые действительно грамотно подходят к организации учебного процесса и имеют поразительные результаты. Чаще всего это родители-педагоги».

Промежуточная аттестация – единственный способ контроля уровня и качества образования «семейников», который остался у школ, и, по сути, единственная зона их ответственности.

Следует отметить, что в качестве места прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть выбраны не только школы, но и например вузы, которым федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. И в последнее время «семейники» все чаще пользуются услугами интернет-офисов, которые дистанционно ведут запись экзаменов и передают данные в школы разных городов. «Мы, например, официально закреплены за новосибирской школой, – пояснила Наталья Малахова. – С помощью интернет-ресурса решены все сложности в отношениях с учителями, по каждому предмету прописаны вопросы, задачи, диктанты. То есть вы и ребенок четко знаете, что будет на экзамене». Только удовольствие это недешевое – обойдется оно вам порядка 20 тысяч рублей в год.

Вырастет ли Маугли

Один из главных вопросов, который возникает у общественности к семейному образованию, – это вопрос социализации ребенка. Закон частично решает эту проблему, давая возможность «семейникам» наравне с другими учениками участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных и других массовых мероприятиях той образовательной организации, к которой они прикреплены для сдачи экзаменов.

«Проблем с социализацией у моих детей нет, – отметила Наталья Малахова. – Да и вообще, школа и социализация – вопрос, на мой взгляд, довольно спорный. Где вы в жизни найдете еще одно такое странное место, где люди будут делиться строго по возрастам и большими группами в течение долгого времени сидеть за партами. В жизни ведь все иначе. К тому же мы не держим детей в четырех стенах. Они ездят в лагеря, посещают секции, общаются со сверстниками и не только. Да и нас, «семейников», уже очень много»

Однако психологи с этим утверждением не согласны. «По моему глубокому убеждению, при всех имеющихся плюсах (хотя мне кажется, что их не так много, как это пытаются преподнести) недостатков у семейного образования гораздо больше, – высказалась Ольга Рублева, заведующая экстренной психологической службой «Телефон доверия». – И главный из них – практически полное отсутствие коммуникативных навыков у ребенка, его неумение эффективно взаимодействовать с социумом и, как следствие, полная дезадаптация в стрессовой ситуации. Когда ребенок растет в «тепличных» условиях домашнего воспитания и образования, при первом же столкновении с несправедливой реальностью мира за пределами дома реакция ребенка может быть самой непредсказуемой вплоть до аутоагрессии».

Картина будет неполной, если мы не отметим тех, кто покидает семейное образование и возвращается к традиционному. Пока их меньшинство, но такие случаи уже известны. Происходит это по двум основным причинам: родители переоценили свои силы и не справились с самостоятельной организацией учебного процесса или дети не сдали промежуточную аттестацию и по закону должны вернуться в школу. Так что выход из-за школьной парты вовсе не означает свободу не получать образование в принципе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 6 сентября 2017

Заголовок в газете: Школьная амнистия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру