Водительский статус: 60+

Ограничение максимального возраста водителя – дискриминация или необходимость?

22 сентября 2017 в 06:33, просмотров: 1144

В начале сентября на кузбасской трассе перевернулась «Тойота». ДТП устроила 70-летняя женщина. Не справившись с управлением, она съехала в кювет и опрокинула автомобиль. В этот раз никто, кроме водителя, не пострадал. Но новая волна общественного негодования напомнила о давно назревшем вопросе: возрастные водители за рулем. В зимний период их станет чуть меньше, но открытие нового дачного сезона спровоцирует очередную волну активности пожилых водителей-дачников. Давно ломаются копья по этой теме. Депутаты и общественники выступают с инициативами и предложениями, но пока тщетно. Мы попытались понять, каков общественный статус водителей в возрасте 60+, узнали, что думают об этом сотрудники ГИБДД, инструкторы кемеровских автошкол, медики и сами участники дорожного движения. 

Водительский статус: 60+

Водитель-раздражитель

«Бесят! – не скрывая негодования, выпалил водитель с 15-летним стажем Александр Мелихов. – Встанут на вторую, а то и третью полосу, едут со скоростью 40 км/час и ни на кого внимания не обращают! Сравниваешься с этим зеленым «москвичонком», заглядываешь в салон – а там дедуля 75 лет: по сторонам и по зеркалам не смотрит, пиликает себе неспешно с серьезным видом. Хочется проучить. Но себе дороже».

Как правило, водители «третьего возраста» в обывательском сознании попадают в категорию «чайников». Многие считают их источником повышенной опасности и дискомфорта, ведь в силу возрастных физических и психических изменений они как ни крути явно выделяются из общей водительской массы.

Давайте для начала определимся, кого мы будем считать возрастным водителем. Вся Европа утверждает, что риски повышаются после 75-летнего возраста – рассеивается внимание, появляется мышечная слабость. Но у нас в стране продолжительность жизни меньше, а ее качество ниже, поэтому условно принято считать, что водитель достигает своего пенсионного возраста и попадает в группу риска к 60 годам. 

Сразу отметим, что верхнего возрастного предела для водителей законами РФ и Правилами дорожного движения не предусмотрено. Нижний есть – 16, 18 или 21 год в зависимости от получаемой категории. А вот до какого возраста можно управлять автомобилем – вопрос пока открытый. По сути, сегодня любой желающий может пройти обучение в автошколе, сдать экзамены в ГИБДД и сесть за руль. Только вот инструкторы, честно вам скажем, всеми силами открещиваются и отбрыкиваются от возрастных учеников. Такая реакция объясняется массой проблем, с которыми придется столкнуться учителю, и он об этом знает. «Все, конечно, очень индивидуально, – признается инструктор кемеровской автошколы Николай Анисимов. – Сейчас и молодежь с трудом соображает. Но у пожилых людей реакция уже не та, поэтому они не успевают смотреть и делать. Многое приходится выполнять за них. Очень рассеянны, очень сложно координируют свои действия, сложно усваивают новую информацию. Им и автоматическую коробку осваивать непросто, не говоря уже о механике. Средний срок обучения возрастных водителей увеличивается в разы. И статистика сдачи экзаменов в ГИБДД у них значительно ниже. Люди в возрасте должны объективно оценивать свои возможности».

Но возрастные ученики автошкол хотя бы обладают актуальной информацией о ПДД. А есть те, кто отучился в молодом возрасте в далеких 1960-х и после этого ни разу не заглядывал в заветную синюю книжечку. За рубежом давно практикуется пересдача всех экзаменов на этапе плановой замены водительского удостоверения. Российские водители пока подтверждают только медицинские показатели. «Водители в преклонном возрасте чаще всего нарушают правила не сознательно, а по незнанию, – поясняют в ГИБДД. – Они не знакомятся с ежегодными обновлениями. Часто спорят и пытаются доказать свою правду. Был случай, когда 78-летний водитель убеждал инспектора в своей правоте, опираясь на ПДД советских времен. Знаете, некоторые еще атласы дорог с пошарканными страничками возят. Пришлось разъяснять, что многое с того времени на дороге изменилось».

Цифры на стороне пенсионеров

Справка МК

Согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Если рассматривать проблему в международном масштабе, то на дорогах мира все чаще и чаще встречаются водители старше 70 лет. По статистике современное количество возрастных водителей приближается к рекордным показателям. Так, в Великобритании насчитывается 154 водителя в возрасте старше 100 лет, 90-летних автомобилистов – более 70 тысяч, 80-летних— более миллиона человек. В нашей стране в 2012 году доля водительского населения старше 75 лет составляла около 6%, а к 2050 году по прогнозу уже каждый десятый российский водитель перешагнет этот возрастной рубеж.

Также в мире намечается тенденция к увеличению возраста покупателей новых, серьезных, вовсе «не пенсионерских» авто: средний возраст покупателей VW – 50,7 года, Audi – 50,9 года, BMW – 52 года, Lexus – 55 лет, Bentley – 55,7 года, Mercedes – 56,1 года, Jaguar – 56,5 года.

При этом, как ни странно, все эти растущие показатели пока не имеют негативного влияния на статистику ДТП. По официальным данным ГИБДД г. Кемерово, с начала 2017 года было зафиксировано 337 дорожно-транспортных происшествий. Из них по вине водителей старше 61 года произошло 21 происшествие (это 6,23%) без летального исхода.  Для сравнения, водители возрастной группы от 18 до 25 лет стали виновниками 43 ДТП (12,7% – это в два раза больше), один человек погиб. Эти данные подтверждают и страховые компании: показатель возрастных страхующихся растет, однако количество страховых обращений после ДТП от них в два раза меньше, чем от других категорий лиц. Исходя из вышеприведенных данных, водители пожилого возраста – не самые опасные участники дорожного движения.

Ограничения не приняты

Однако положительная статистика убедительна далеко не для всех. С объективностью цифр никто не спорит, но риски, связанные с возрастными изменениями, многим не дают покоя. Уже не один год депутаты Государственной думы, в частности Сергей Шишкарев, высказывают предложения, что российских граждан, достигших пенсионного возраста, следует ограничить в водительских правах. В 2012 году в комитете Госдумы по транспорту активно обсуждался вопрос о введении ограничений на выдачу удостоверений водителям старше 65 лет. Предлагалось сократить срок действия ВУ для них с 10 до 5 лет. Тогда мнения разделились: одни инициативу поддержали, а другие восприняли ее как вопиющее нарушение конституционных прав человека. Ведь ст.19 Конституции РФ гласит, что перед законом все граждане равны вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального и материального положения. Государственным управлением безопасности дорожного движения эта инициатива тоже не была поддержана. По мнению сотрудников ГИБДД, водительские права выдаются строго по медицинским показаниям. И лишь медицинский работник способен дать оценку того, годен или нет гражданин к управлению транспортным средством. В результате вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии и не имеет окончательного решения. Единственное, в чем сходятся все, так это в том, что ограничить нужно срок действия не водительского удостоверения, а медицинской справки. Требуется оценивать здоровье водителя, а не его возраст.

Отвечать снова медицине

Рациональное зерно здесь, безусловно, есть. Одно дело – когда водительское удостоверение выдается на десять лет 30-летнему водителю, и совсем другое – когда 70-летнему. Несложно понять, что во втором случае за этот период произойдет куда больше медицинских изменений, и состояние водителя может существенно ухудшиться. А значит, и вождение будет небезопасным для него и окружающих.

В этом смысле важно то, что в приказах Минздрава указывается возраст (для женщин это 50 лет, а для мужчин – 55 лет), когда врачи с особой тщательностью проверяют здоровье будущих водителей. Медики могут приравнять их к гражданам, имеющим физические ограничения, и в индивидуальном порядке обязать проходить медосмотр чаще. В 65 лет повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Инфаркты и сердечные приступы нередко приводят к ДТП. Но ведь не новость, что инфаркты сейчас сильно «помолодели». Поэтому каждый отдельный случай должен быть рассмотрен индивидуально.

Вопрос прокомментировала заведующая экстренной психологической службой «Телефон доверия» Ольга Рублева: «Принято считать, что примерно с 45 лет начинает постепенно замедляться скорость реакции и мыслительных процессов. Однако, несмотря на замедление основных функций человеческого организма, все здоровые жизненно важные органы способны функционировать до 120 лет. И при этом меньше всего подвержен старению человеческий мозг. Нервные клетки остаются неизменными от рождения до смерти. Меняется только их количество в организме взрослого человека. Возможно, именно в этом причина снижения скорости реакции. С возрастом нам требуется все больше времени на   осмысление ситуации и на ответные действия. Однако, если человек здоров, то эти ухудшения незначительны и поэтому почти не заметны. Единственная возрастная особенность – утрата гибкости восприятия. Даже гениальные люди, в преклонном возрасте продолжающие свою творческую деятельность, как правило, уже не создают принципиально новых идей, а лишь развивают старые. Поэтому к любой ситуации, в том числе и на дороге, нужно подходить очень индивидуально. Некоторые в тридцать лет «тормозят», а иные и в 80 очень здраво мыслят и быстро реагируют на изменение обстановки».

Предупреждающий кружок

Не получается ограничить – давайте хотя бы пометим. Были и такие предложения, и какое-то время они вполне серьезно обсуждались. На автомобили возрастных водителей предлагали наклеивать предупреждающий кружок с надписью «60+». А что, новичков желтыми восклицательными знаками пометили, блондинок туфельками обозначили, инвалидов, медиков, собаковладельцев и родителей с детьми на борту – тоже. Эти метки несут определенную информацию участникам дорожного движения. И наклейка «60+» должна была им сообщить: не стоит подрезать и наказывать неспешно двигающийся «пожилой» автомобиль. Лучше и безопаснее уступить и проявить уважение.

Но сами водители без особого энтузиазма восприняли это предложение, мол, рассказывать общественности о своем возрасте как-то не комильфо. Особенно воспротивились женщины, которые и в паспорт-то после определенного возраста стараются не заглядывать. А тут ненавистная цифра будет выставлена на всеобщее обозрение! В общем, и эта рекомендация пока не принята к обязательному исполнению.

Сами возрастные водители все это слушают, терпят и с претензиями в свой адрес не соглашаются.

«Я за рулем почти 50 лет, – рассказывает пенсионер Владимир Ольховский. – Рулю почти каждый день и ни разу не попадал даже в мелкую аварию. Считаю себя неспешным, но очень аккуратным водителем. И чем старше становлюсь, тем аккуратнее стараюсь ездить. Другим не осуждать нас за это надо, а брать пример. Чем лучше агрессивная езда непредсказуемого молодого водителя? Да, его реакции острее наших, стариковских, но кто из нас безопаснее для общества – вопрос спорный».

Вопрос действительно спорный и единого решения не имеющий. Проблема водителей «третьего возраста» далеко не однозначна. Есть о чем задуматься. Пока без особой спешки, потому что статистика остроты проблемы не подтверждает. Тем более что в конце концов каждый человек за рулем рано или поздно станет пенсионером.






Партнеры