Как не стать оленем в новогодней повозке торговцев, рекламщиков и маркетологов

Чудеса скидочного аферизма

Весь декабрь, а особенно предновогодние дни и новогодние каникулы – золотое в прямом смысле слова время для торговцев и маркетологов. Мы покупаем больше, чем обычно, желая порадовать себя и близких деликатесами на новогоднем столе и подарками под елкой. Многочисленные скидки, акции и распродажи готовы помочь нам расстаться с деньгами. Причем, как утверждают юристы коллегии адвокатов «Цитадель», делают они это не всегда законно. 

Чудеса скидочного аферизма

Новогодняя подготовка уже прочно ассоциируется у нас с распродажами: огромное количество акционной рекламы на баннерах и витринах магазинов; радио, телевидение практически безостановочно рассказывает о сумасшедших скидках; смс-сообщения и письма на электронную почту пестрят зазывными акциями; нам даже звонят и приглашают посетить тот или иной магазин, убеждают, что ждут именно нас, и, если мы придем, товар или услуга будут предоставлены нам практически даром. В большинстве своем мы верим, идем на поводу у рекламы, ведь перед Новым годом всем нам верится в чудо. Но всегда ли мы получаем то, на что рассчитываем, и не превращают ли нас в кандидата на участие в упряжке Санта-Клауса?

Кто платит?

Обработка покупателя – это целая наука, в которой мелочей не бывает. Скидки могут иметь рациональное объяснение и определенное основание. Но чаще всего это маркетинговый ход, безотказно действующий на покупательское сознание. Распродажи рассчитаны, как правило, на людей впечатлительных, импульсивных и азартных. Они реже прибегают к помощи разума при виде многообещающей рекламы. Торговцы делают беспроигрышную ставку на человеческое желание получить побольше, а заплатить поменьше. А если нужно приобрести много продуктов и нет времени на расчеты? Мы берем все, что с «желтым/красным» ценником, и думаем, что экономим. Но увы, это далеко не всегда так.

«Самый распространенный способ поймать вас на красивую цену – существенно завысить исходную стоимость и без зазрения совести скинуть эту самую наценку во время акции, – рассказывает адвокат коллегии адвокатов «Цитадель» Светлана Шабалина. – Эффект тот же, но продавец не проигрывает ни копейки. Особенно продуктивно, когда старая цена демонстративно перечеркивается, а новая выделяется цветом. Факт «экономии» налицо, и человек радостно достает кошелек».

Схемы «Скидки до 70 (а то и до 90)%» или «Любой товар за полцены» работают несколько иначе. Цель – заставить вас зайти в магазин. А там окажется, что большая часть товара реализуется с минимальным дисконтом, а по заявленной скидке вы найдете лишь какую-нибудь ненужность в корзине. Зато основание для вывески с таким процентом у продавца есть, а у вас – повод заглянуть в его бутик. «Как правило, торговцы не допускают прямого обмана покупателя, – отмечает адвокат коллегии адвокатов «Цитадель» Ольга Пархачева. – Чаще всего магазины пишут формулировку «скидки до…». Естественно, в магазине обязательно будет какой-то неликвид, который не покупают даже со скидкой в 90%. Формально никто не обманут, потому что и 5%, и 10% – это тоже «до 90%».

Адвокат коллегии адвокатов «Цитадель» О. Пархачева.

Но излюбленным приемом продавцов является не снижение цен, а выдача ваучеров на скидку при следующей покупке. К примеру, вы покупаете телевизор и получаете листовочку с указанием на 50% скидку при покупке следующего товара. Не исключено, что товар, который вы должны купить для получения такого бонуса, уже включает в свою стоимость оба телевизора. Или вот так: «Покупай три, плати за два!» Но только стоимость третьего, как правило, ограничена, и стать им может самый дешевый из выбранных товаров. Из той же оперы – предложение «две вещи по цене одной». Вы покупаете какую-нибудь устаревшую вещь по довольно высокой цене и к ней в «нагрузку» (ой, в подарок) получаете вторую ненужную вам вещь.

А самый эффективный способ запустить вашу покупательскую активность – сообщить, что распродажа длится всего 1-2 дня или вовсе «последний день». Мы хватаем все, что «подешевело», а через неделю обнаруживаем, что «скидочные» цены не думали меняться, а то и вовсе снизились по новой акции.

По словам юристов, бороться с этим явлением бесполезно, ибо прямого обмана покупателя не происходит – ведь он сам принимает решение, брать или не брать.

Чек на страже ваших прав

Адвокат коллегии адвокатов «Цитадель» С. Шабалина.

Но существуют и куда менее безобидные схемы, граничащие с откровенным обманом и даже мошенничеством. Если маркетинговые финты и фишки строятся на нашем покупательском азарте, то фокусы с кассовыми аппаратами касаются прямого нарушения наших потребительских прав.

Очень часто в супермаркетах используют трюк с двойной ценой. Это когда на полке возле товара цена одна, а на кассе почему-то пробивается другая, более высокая. И кассир с невинным взглядом сообщает, что ценник еще не успели заменить. «На самом деле это проблема магазина, и вы имеете полное право осуществить покупку по более выгодной для вас цене, той, которую увидели на прилавке. И закон о правах потребителя будет на вашей стороне», – обращают внимание покупателей юристы коллегии адвокатов «Цитадель». – Или похожий вариант – сразу два ценника на вещи. Вы думаете, что покупаете по более низкой из имеющихся, а пробивают вам более высокую. Здесь вы тоже можете отстаивать свое право. Главное – не забыть обратить внимание на чек».

А многие из нас как раз на него-то и не смотрят. Как выясняется, очень зря. «Вот вам один из примеров махинации с чеками и кассовыми аппаратами, – рассказывает Светлана Шабалина. – Один из крупнейших магазинов Кемерова ежемесячно устраивает акцию, суть которой заключается в том, что в определенное число месяца практически любой товар можно приобрести со скидкой 15-20%. Это на самом деле здорово, ведь в соседнем магазине та же продукция стоит дороже. При этом никто не обращает внимания на кассовые аппараты, которыми оснащена вся сеть данных супермаркетов. А ведь они особенные. Когда кассир пробивает товар, на табло не отображается стоимость отдельной покупки. После каждого «пика» сумма увеличивается, и мы не можем определить, по какой цене приобретаем отдельную единицу товара. Плюс в это время мы раскладываем покупки по пакетам, смотрим, что находится за спиной у кассира (там обычно расположен уцененный или самый нужный товар) и, конечно же, очередь – люди всегда торопятся. В итоге нам озвучивают общую сумму, и мы убеждены, что сэкономили. Но так ли это на самом деле?»

«Чудеса» с кассовыми аппаратами сейчас не менее популярны, чем раньше магнитики на продуктовых весах. «На ценнике может быть указана стоимость товара со скидкой, но в программу информацию о данной скидке сотрудники магазина якобы внести забыли, – поясняет этот способ обмана Ольга Пархачева. – Многие из вас наверняка слышали в качестве оправдания: «Была переоценка товара, мы не успели «забить» новые цены» или «После переоценки программа зависла, наверное, что-то не сработало». Если мы обратили на это внимание – отлично. А если не заметили? К тому же изначально любой кассовый аппарат отражает стоимость товара без скидки. Чтобы сумма покупки уменьшилась, необходимо провести или «пикнуть» карту постоянного покупателя. На сегодняшний день они есть у большинства магазинов. Визуально мы с вами можем этот процесс проконтролировать. Однако остались и такие магазины, которые не имеют персональных скидочных карт. При покупке товара со скидкой мы вынуждены доверять кассиру, который должен нажать определенную кнопку на кассовом аппарате для пересчета итоговой суммы с учетом скидок. Вы обращаете внимание на этот нюанс?»

Что делать, если в результате сумма в вашем чеке оказалась больше ожидаемой? Ответ очевиден – отбросить стеснение, абстрагироваться от торопящих взглядов и недовольных реплик, возможно, достать калькулятор (он имеется в каждом телефоне) и просто пересчитать стоимость покупки. Если обман подтвердился, заявить о своих правах. «Лучше перепроверить стоимость покупки, не отходя от кассы, – советуют специалисты коллегии адвокатов «Цитадель». – Но бывает, что заниматься этим в магазине неудобно или некогда. Не страшно – сохраните чек и сделайте это дома. Если вы нашли неточности, не стоит лениться, вернитесь в магазин, обратите внимание администратора на несовпадения. Даже если для вас сумма неточности является незначительной, не забывайте, что таким образом могут обмануть других людей, подумайте о них. Если администратор отказывается исправить возникшую ситуацию, вы можете в качестве «новогоднего подарка» нерадивому магазину обратиться с жалобой в соответствующие инстанции, ведь это прямое нарушение закона

«О защите прав потребителей». Если это сделаете вы, я, сосед по очереди, магазин наверняка начнет вести иную политику».

Что касается подарочных и скидочных сертификатов, то обязательно узнайте все условия их обмена на товар. Особенно внимательно изучите сноски мелким шрифтом. Если вы получили в подарок парфюмерию, косметику или продукты питания, проверьте срок их годности. Если в «награду за покупку» вам досталась бытовая техника, убедитесь в наличии гарантийного талона, чека и техпаспорта.

Все мы прекрасно понимаем, что ни один продавец не планирует работать в убыток себе. И если вы действительно хотите сэкономить – будьте внимательны, думайте, считайте, почаще заглядывайте в чеки. Чтобы не позволить безропотно запрячь себя в новогоднюю повозку, везущую подарки исключительно торговцам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Чудеса скидочного аферизма

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру