"Вася + Олег = творчество навек"

В Прокопьевске проходит юбилейная выставка на двоих

В прокопьевском КВЦ «Вернисаж» юбилейные выставки двух прокопьевских художников – берестянщика Олега Комарова и живописца Василия Морозова с почти хулиганским названием «Вася + Олег = творчество навек:)». Обоим в этом году исполнилось 65. Итого 130 лет, и почти столько же работ в экспозиции. Наш корреспондент побывал в КВЦ «Вернисаж», поговорил с юбилярами об их творчестве и о масштабной выс-тавке «Сибирь», работавшей в Новокузнецке.

В Прокопьевске проходит юбилейная выставка на двоих

АВТОПОРТРЕТ С КЛЮВОМ

На выставке панно Комарова и картины Морозова развешаны в трех залах напротив друг друга. Олег Комаров известен в первую очередь как художник-берестянщик. Берестяные произведения прокопчанина экспонировались в московских и петербургских музеях, а также в выставочных залах Германии, США, Канады, Японии. Но в юбилейной прокопьевской экспозиции есть и давние произведения Олега Дмитриевича – линогравюры, живопись. В основном традиционные пейзажи (особенно если сравнивать с представленными рядом картинами Василия Морозова). Одна живописная работа Комарова конца 80-х выделяется из общего ряда – «Мудрый ворон. Автопортрет».

Олег Комаров Мудрый ворон. Автопортрет.
Птица действительно похожа на самого художника. Ворон получился не только мудрым, но еще и ироничным. С этой картиной вышла забавная история. Олег Дмитриевич заключил ее в обычную раму и повез показывать кемеровским коллегам. Автопортрет понравился, но они посоветовали изготовить оригинальную раму. И Комаров сделал – из досок забора.
Олег Комаров.
Конечно, значение имело не происхождение досок, а фактура состарившегося от времени дерева. Произведение получило законченный вид. Уже в «Автопортрете» проявись характерные для творчества Комарова черты – юмор и умение сочетать авторскую фантазию с материалами, созданными природой.

В то же время Комаров – концептуальный художник. Достаточно увидеть созданные им берестяные панно. Одно из последних называется «Колыбель» и навеяно фантастическим рассказом.

– Что меня объединяет с Василием Морозовым? В наших работах присутствует недосказанность. Есть ряд изображенных элементов, которые позволяют каждому додумать какую-то свою историю. И если прийти с другим настроением, этот визуальный ряд можно «прочитать» по-другому, – рассуждает Олег Комаров.

О бересте говорит вдохновенно:

– Очень благодатный материал. Его можно прочеканить, продавить, заплести, завернуть в какой-то конус. Но, в отличие, например, от металла, который можно преломить, подстучать, береста сама диктует художнику некую логику, против которой нельзя идти.

Олег Дмитриевич умеет различать рисунки, которые уже есть на бересте – остается только в рамку вставить и иногда чуть-чуть тонировать. Видит неочевидное. Даже эти работы – например, «Сияние», «Небесный образ» – нередко получаются философскими.

Другие произведения из бересты похожи на коллажи и аппликации. Береста у Олега Дмитриевича сочетается с тростником, веточками, речными камешками. Из всего этого художник создает не только плоскостные работы, но и малые скульптуры, маски, бубны.

Одно из самых неожиданных произведений – панно «Фауна». Сказочный пейзаж: загадочное дерево, фантастическая трава и облака из огромных листьев. На этикетке указано: «Береста, пальмовый лист, фикус». Экзотические растения для «Фауны» Комаров привез из Турции. Пальмы, чтобы они правильно росли, подстригают. Срезанные листья стали материалом для прокопьевского художника.

– Если разобраться, пальмовый лист состоит из накладок, похожих на марлевые. Его немножко раздербанишь и увидишь в нем какой-то пейзаж. Это замечательное сырье. И если бы мне довелось жить на юге, где березы вообще не растут, я бы все равно без дела не остался! – смеется Комаров.

Обращается Олег Дмитриевич и к самой традиционной для берестянщиков форме – туесу. Совсем недавняя работа «Томская Писаница». Это не собственно туес, а две полусферы. Работа напоминает раскрытую книгу, на берестяных страницах которой продавлены рисунки, повторяющие наскальную живопись древних художников.

МЕЖДУ «ДО» И «ПОСЛЕ»

У второго прокопьевского юбиляра – Василия Морозова – тоже есть новые работы.

Василий Морозов.
«Портрет» написан в 2018 году и выставляется впервые. Привык считать Морозова серьезным философом от живописи, а «Портрет» совсем не похож на его картины, виденные прежде. На холсте, как мне показалось, барственный, вальяжный человек, который смотрит на окружающих с некоторым снобизмом. Почти карикатура. К тому же краем уха слышал, что это автопортрет. Обратился за разъяснениями к Василию Васильевичу.
Василий Морозов Портрет.

– Возможно, я когда-нибудь таким стану, – смеется Морозов. – Нет, это не автопортрет. Много лет назад я действительно писал автопортрет в таком ракурсе, он сейчас в частной коллекции в Великобритании. Но две этих работы совершенно разные по исполнению и по образу.

– В нынешнем «Портрете» есть что-то сатирическое, а в изображенном человеке – высокомерное?

– Высокомерного как такового нет, – объясняет живописец. – Это гротесково-печальный образ. Как правило, портрет – это статика. А здесь – момент между состояниями с промежуточным выражением лица. Что-то было до этого, и что-то будет после. Так часто бывает в жизни, просто мы не обращаем внимания, потому что запоминается начало чего-то и конечный итог, реализация. А здесь – переход…

Около двадцати лет назад не очень известный прокопьевский художник Василий Морозов неожиданно для многих коллег получил международное признание: в 2000-м приглашен к сотрудничеству одной из крупнейших ирландских галерей Sheldonart, в июне того же года официально назван в Ирландии «Художником месяца». Начались «зарубежные гастроли», как это называет сам Василий Васильевич. Выставлялся на Западе и в США. Была возможность остаться за рубежом, но художник вернулся в Прокопьевск и последние пять лет зарабатывает на жизнь преподаванием в детской художественной школе. Признается, что педагогика оставляет мало времени для занятий живописью. Однако за последние пять лет создал ряд работ, которые можно увидеть на юбилейной прокопьевской выставке. На мой взгляд, Морозов – по-прежнему актуальный живописец, но его картины стали еще непонятнее для массового зрителя, чем те произведения, которые в свое время покорили западных галеристов. Поделился этой мыслью с Василием Васильевичем.

– Я об этом не думал. Постепенно шел к своему художественному языку. Ранние работы – они даже в другой технике были написаны. Возникают идеи. Они приобретают какую-то форму, цвет, живописную пластику. В процессе реализации что-то меняется, появляется то, о чем изначально даже не думал. Нахожусь на волне своих внутренних ощущений и не иду на компромиссы, – подчеркивает художник.

Действительно, представленные на выставке пейзажи и натюрморты Морозова даже по фактуре отличаются от традиционной живописи. Он пишет кистями, но, как кажется, придумал какой-то свой способ наносить краски на холсты.

КТО ХОТЕЛ – ТОТ НАШЕЛ

В Новокузнецке недавно закончилась организованная Союзом художников России межрегиональная выставка «Сибирь» – смотр-отчет живописи и декоративно-прикладного искусства, созданных в разных городах федерального округа. В прошлый раз такая выставка проходила в Кузбассе тридцать три года назад, в следующий раз приедет в Кемеровскую область лет через тридцать, не раньше. Морозов в этой выставке не участвовал. Коллеги уверены, что у Василия Васильевича были все шансы пройти на выставку. Но прокопьевский живописец не захотел заявляться. Требовательный к себе, он не вполне доволен работами, созданными за последние пять лет. Кроме того, отвык от коллективных выставок и не состоит в Союзе.

Вместе с учениками художественной школы Морозов посмотрел экспозицию «Сибири».

– В целом выставка консервативная, процентов 60–70 работ напоминают искусство советского периода, – делится он впечатлениями. – Это с моей точки зрения. Многим выставка безумно понравилась. Впрочем, и по-настоящему актуальные работы, отражающие сегодняшнее время, были. Работы, профессионально выполненные в классическом стиле, ученикам художественных школ и вузов посмотреть очень полезно. Такая экспозиция, конечно, не двадцать дней должна работать, а хотя бы месяца три.

Олег Комаров участвует в межрегиональных выставках «Сибирь» уже в третий раз. На нынешней – триптихом «Обереги Сибири», который после окончания работы выставки в Новокузнецке занял место в прокопьевской юбилейной экспозиции. Олег Дмитриевич считает, что в целом выборка работ, представленных на прошедшей зональной выставке, репрезентативна. Тоже отмечает, что произведений, близких к соцреализму, в Новокузнецке было, может быть, слишком много. Объясняет это тем, что художники старой школы продолжают работать, следовательно, создают и что-то интересное, пусть и в своей манере. Кроме того, на «Сибири» для регионов существуют квоты, возможно, это помещало кому-то из молодых художников попасть в шорт-лист.

Олег Комаров удивлен, что бересту на всесибирской выставке представляли только кузбасские мастера: талантливые берестянщики есть и в других регионах – в Томске, на Алтае. На нынешней «Сибири» Комарову запомнились, в частности, картины иркутской художницы Регины Присяжниковой и рельефная мозаика из камня хакасского мастера Сергея Карлова.

– Кто хотел найти на «Сибири» что-то для себя интересное, тот нашел, – подчеркивает Олег Дмитриевич…

Экспозиция Морозова и Комарова продолжает работать на первом этаже КВЦ «Вернисаж». Параллельно на втором этаже действуют еще три выставки. Это тоже заслуга юбиляров. Олег Комаров – бессменный директор культурно-выставочного центра, а Василий Морозов в свое время делал эскизный проект фасада и интерьеров выставочных залов. Так что и сам «Вернисаж» можно рассматривать как самый глобальный экспонат выставки на двоих.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Берестяная логика и живопись «перехода»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру