В клане «яблочников» и сетевиков
Сразу оговоримся: юридического термина «секта» не существует. Сегодня он используется как научно-оценочный. И во избежание недоразумений мы будем употреблять его в тексте для сокращения длинных официальных формулировок: религиозное объединение, организация, группа, нетрадиционный религиозный культ и т.д.
Что же такое секта в ее общем понимании? Как пояснил нам доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук КемГУ Алексей Горбатов, секта – это харизматичный лидер (так называемый идейный вдохновитель с непререкаемым авторитетом); ощущение превосходства над всеми остальными; изолированность даже от ближайшего окружения, включающего родственников, друзей и коллег; а также финансовая составляющая – передача части дохода каждого из членов объединения в общую казну. «Но тема эта настолько скользкая, а определения настолько условны, – с улыбкой отметил Алексей Владимирович, – что под них легко подойдут «яблочники» со Стивом Джобсом во главе и другие современные объединения, в том числе некоторые сетевые коммерческие структуры и тоталитарные секты, в которых нет религиозного учения».
Бесчисленная армия
Сколько всего сект в Кузбассе, похоже, не знает никто. Сосчитать их не представляется возможным, потому как часть из них официально зарегистрирована в управлении Министерства юстиции по Кемеровской области как религиозные общественные некоммерческие организации, другая же часть действует неофициально в виде религиозных групп, маскируясь под творческие и культурно-исторические объединения и клубы по интересам и осознанно избегая требований законодательства о миссионерской деятельности. Кемеровская Епархия называет внушительную для нашего региона цифру – более 200 религиозных объединений. Среди них известные многим «неопятидесятники», «адвентисты 7-го дня», «Церковь новое поколение» и другие. Довольно активно сейчас одно из самых конфликтных и агрессивных движений – саентология. В России часть саентологических материалов признаны экстремистскими. Также на территории нашей области проповедуют неоязычники, которые к классическим язычника не имеют никакого отношения. Не так давно в Кузбассе начали свою деятельность последователи Апостола Бааза (Анатолия Большакова). Сам 159-ый Апостол благополучно живет в Москве, а его адепты, продав имущество и вверив его новоявленному апостолу строят новую цивилизацию в тайге под Новокузнецком вдали от цивилизации и каких-либо удобств.
Любопытно то, что, если раньше сектантами становились лишь те, кто попал в сложную жизненную ситуацию или недоволен реалиями окружающего мира, сегодня ряды сомнительных религиозных объединений все чаще пополняются успешными молодыми людьми и даже известными бизнесменами. Истинные и мнимые сектанты сегодня чрезвычайно активны особенно в интернете, который позволяет им без особого труда вербовать адептов.
Господин никто
Говоря о сектантах, мы имеем дело с очень сложным и глубоко психологическим понятием «измененное состояние сознания». Если коротко, это изменения в субъективных переживаниях и оценках человеком окружающей реальности. Человек с измененным сознанием отходит от общепринятых норм, в корне меняет свое поведение, его моральные ориентиры искажаются до неузнаваемости. Адепты религиозных объединений, как правило, резко отличаются от обычных людей. «Исключая себя из системы информационно-идеологического воздействия государства, представители отдельных религиозных организаций и групп, которые можно назвать сектантскими, зачастую не смотрят телевизор, не слушают радио, не читают газет, не сидят в интернете и фактически не заинтересованы в получении образования, – дополнил картину Вадим Шиллер, заместитель директора Сибирского института социально-политических исследований, кандидат исторических наук, доцент КемГУ. – Я в свое время вел занятия в Губернаторском училище народных промыслов. В одной из аудиторий, где обучали на швей-мотористок, сидели две девушки, члены общины нерегистрируемых баптистов. Внешним видом они резко отличались от основной части группы: длинные до пола юбки, темный цвет одежды, длинные волосы, заплетенные в косы, полное отсутствие косметики. Держались они особняком, практически не ходили на теоретические занятия, осваивали только швейное дело. Ко мне они подошли с требованием поставить им зачет по моей дисциплине просто так, сказали, что «братья» по вере запрещают им осваивать теоретические знания, и все преподаватели училища идут им навстречу. Я их разговорил и выяснилось, что все радости жизни, которые получают их сверстники, для этих барышень закрыты. Их удел – домашнее хозяйство и постоянные молитвы».
До недавнего времени одним из способов обработки и без того больного сознания было «лечение» в религиозных реабилитационных центрах, где алкоголики и наркоманы методично и очень жестоко приобщались к нетрадиционной идеологии. «Человека, попавшего в непростую жизненную ситуацию, сдавали в ребцентр его родственники, – рассказывает Вадим Шиллер. – Его сразу помещали в группу с библейским названием. Каждому реабилитанту читались лекции и ставились непростые задачи. И если он с ними не справлялся, наступала коллективная ответственность, как в армии. Если человек плохо рос духовно, к нему применялись различные виды наказания: заставляли осушать выгребную яму, ходить с привязанной к руке 16-килограммовой гирей или сидеть прикованным к сетке-рабице. Через полгода такой терапии реабилитант становился носителем определенной религиозной идеи. Программирование сознания завершалось».
Эмоциональная сигнализация
Специалисты категоричны: нет человека, который бы сознательно пришёл в секту. Есть те, кто попадает сюда через обман, внушение, психологическую обработку. Чтобы это произошло, необходимо совпадение двух условий. Во-первых, соответствие предложения интересам вербуемого: человека приглашают на курсы дизайна, китайского языка, тренинги, тестирование и т.д. Если это та сфера интересов, которая ему близка, его можно зацепить. Так называемая периферийная вербовка. Сегодня народ ориентирован на саморазвитие и готов посещать любые тренинги, которые гарантируют им успех в работе и личной жизни. С ними стоит быть аккуратнее. Второе условие успешной вербовки: человек должен находиться в стрессовом состоянии, тогда он более внушаем и готов верить в любое чудо.
Как не поддаться сектантским убеждениям и распознать сомнительную организацию, нам рассказала Ольга Елескина, кандидат исторических наук, доцент КемГУ: «Методы, которыми пользуются религиозные организации, не уникальны и основаны на знании особенностей психики человека. Первым тревожным звоночком для вас должно стать стремление таких людей ограничить ваш круг общения, отрезать от внешнего мира, убедить в его враждебности. Причем, иногда мы сами неосознанно помогаем им в этом. Новобранцам нередко дают задание вовлечь в круг общения как можно больше людей. Они подходят на улице к прохожим и начинают рассказывать, к примеру, про конец света. Вы отворачиваетесь. Он продолжает. На определенном этапе вы срываетесь и достаточно жестко, а то и грубо посылаете его куда подальше. Все! – этим вы сработали на вербовщиков, ибо своей реакцией подтвердили установку о враждебности мира. Второе, что должно вас насторожить, – это «вход только для своих». Просто так в эти группы попасть нельзя. Обработка начинается постепенно, сразу все карты не открываются. О каких-либо деньгах на первых этапах вовлечения тоже речи не ведется. Логические барьеры снимаются поэтапно и очень грамотно, страхи притупляются, идеи начинают приниматься одна за одной. Человек со стороны, получив сразу поную информацию, может заметить массу противоречий, непоследовательности и нестыковок. Но в том-то и фокус, что информация выдается строго дозировано и только определенному типу людей: подростки, люди в период возрастного кризиса, в непростой ситуации и в определенном психологическом состоянии – подавленные, пережившие стресс или значимую утрату. Вербовщики не подойдут к жизнерадостному человеку, который полон сил и транслирует окружающим оптимизм и уверенность в себе. Их методика вовлечения основана на особенностях работы нашего головного мозга. Он ментально состоит из трех слоев. Первый – это так называемый «мозг рептилий», отвечающий за общие физиологические процессы и первичные жизненные потребности. Второй – это лимбическая система, отвечающая за эмоции, чувство самосохранения здесь самое главное. И третий слой – это разум и логика. Когда человек оказывается в стрессовом состоянии, эмоциональная система включает «сирену», и сфера разума «отключается». Тревожные звоночки «здесь что-то не так» мы просто не видим, не замечаем, не воспринимаем. И, соответственно, оказываемся в группе риска. Попасть под это влияние может любой».
Проблема в социуме
В России пока нет законов, способных контролировать секты, даже деструктивные. Согласно Конституции РФ, каждый из нас волен выбирать то, во что ему верить. И пока нет конкретных жалоб и обращений о нарушении прав, закон бессилен. Только суд может признать то или иное религиозное объединение экстремистским и запретить его. И для этого придется постараться. Поэтому данная тема широко не обсуждается и активно не освещается.
Сейчас перечень запрещенных организаций невелик и представлен на сайте Росфинмониторинга. Перечислять их не будем. Но как пояснил Вадим Шиллер, «к подобным объединениям относят те, которые покушаются на жизнь и здоровье граждан, используют специальные психотехники перепрограммирования и контроля сознания, разрушают личность, семьи, социально-профессиональные связи, вынуждают людей продавать имущество, либо передавать его безвозмездно в религиозное объединение. По этим схемам работают очень многие секты, но не все пока уличены».
Борьба с такими организациями ведется. И руководит ею Кузбасский центр по борьбе с сектантством при Епархии. Отец Дмитрий Владимиров призывает всех, кто пострадал от действий адептов или кому что-либо известно о сомнительной деятельности религиозных групп, сообщать по тел.: 35-14-80. Если же нарушаются права человека или закон РФ, необходимо обратиться в правоохранительные органы. Пока нет заявления – нет оснований для заведения дела и организации расследования.
«Главное для человека, который оказался вовлечен в секту, – это понимающее окружение, – резюмировала Ольга Владимировна Елескина. – Если человек получает поддержку не в семье, а со стороны, будьте уверены, он пойдет за пониманием в такую организацию, где он важен и нужен. А это ощущение, не сомневайтесь, ему там подарят. Попадание в секту – это социальная проблема».
Увлеченность духовными практиками сегодня в моде. И не всегда это лишь элемент контролируемой игры заскучавших олигархов в «себя особенного». Иногда необдуманный шаг в сторону нетрадиционных учений оказывается шагом в бездну. Лучший способ выйти из секты – это в неё не попадать.