Мы не первый раз приехали в «Покров» на рождественский спектакль. Его воспитанницы приглашают гостей на свои театральные постановки ежегодно. Так что, можно сказать, это уже добрая традиция. В нынешнем году нас ждала рождественская сказка по мотивам произведений Николая Носова «Истории Цветочного города».
За кулисами за десять минут до начала спектакля пусто. Зашла, огляделась – никого. Вдруг из-за угла выглянула любопытная девочка. «А к нам какая-то тетенька пришла!» – прощебетала она и исчезла. И через несколько секунд вокруг меня стояла уже толпа маленьких артистов.
«Покров» и его истории
В центре этой актерской компании – самая высокая и, судя по всему, старшая из воспитанниц. Передо мной – очень уверенная в себе, обаятельная девушка, открытая, с хорошо поставленной речью и примерными манерами, улыбчивая и общительная. Таких людей принято называть харизматичными, за ними хочется наблюдать, их хочется слушать. Это Настя, ей уже 20 лет. В «Покрове» девочки живут не до совершеннолетия, как в государственных детских домах, а столько, сколько им необходимо. Настя появилась здесь около семи лет назад одной из первых и не спешит расставаться с родными стенами. В спектакле она играет доктора Пилюльку.
Глядя на эту девушку сегодня, сложно представить, что в тринадцатилетнем возрасте она попала сюда в ужасном физическом и психическом состоянии. Детство провела со своей мамой – выпускницей коррекционного интерната – в маленьком новокузнецком домике, больше напоминающем сарай, не ходила в школу, не умела ни читать, ни писать. В одиннадцать лет она попала сначала в обычный детский дом, а в тринадцать переехала в «Покров» и начала учиться во втором классе. Те, кто видел Настю семь лет назад, вспоминают, что она напоминала дикого зверька, напуганного, не приспособленного к жизни, недоверчивого, не познавшего любви, имеющего психические проблемы. Но время и любовь лечат. И сейчас Настя заканчивает девятый класс, планирует поступать в художественный колледж и уже посещает подготовительные курсы. А в прошлом году она отучилась в автошколе и получила водительское удостоверение. «Сегодня это – красивая, успешная молодая девушка, – рассказывает о Насте мать Игнатия. – Она стала очень открытой, ответственной, всего добивается своим трудом. Господь творит чудеса, он преображает внешне и внутренне».
Второй в закулисье обратила на себя внимание девочка в огромной шляпе, по которой без труда можно было узнать в актрисе Незнайку. Оле – исполнительнице главной роли – сейчас четырнадцать лет.
Видели. И не только мы. Оля смогла! Вопреки волнению, вопреки внутренней панике, вопреки себе самой! После каждого своего выхода она забегала за кулисы и судорожно пыталась сориентироваться в сценарии, вспомнить следующую сцену. Ей помогали сестры. Но зрители об этом даже не догадывались. Они видели уверенную актерскую игру с очень объемным текстом и юмористическими вставками и обаятельную актрису, которая ни на мгновение не выдала свой титанический труд и серьезный страх неудачи.
Представление началось с танца коротышек.
В роли поэта Цветика – Лера. Статная, ладная настоящей русской красотой, со светлым, добрым лицом. Лера – то редкое исключение, когда ребенок попадает в «Покров» из сравнительно благополучной семьи. В десять лет в ее жизни случилась трагедия, и она осталась сиротой. Сегодня Лера заканчивает десятый класс, собирается поступать в КемГУ. «Это девочка, которой все интересно, – охарактеризовала воспитанницу мать Игнатия. – Ей говоришь: «Пойдем?» Она отвечает: «Пойдем». Поддерживает любую инициативу, ничего не боится, в том числе неудач».
Пока разговариваем, мимо проходит девушка восточной внешности. Мы вспомнили, что уже видели ее в прошлом году на спектакле «Аленький цветочек». На сцену она тогда не выходила, а принимала участие в постановке в роли светорежиссера. Но запомнилась нам тогда тем, что даже эту свою миссию она исполняла как-то особо старательно, всей душой отдаваясь порученному делу. «Это Лолита. На сцену она выйти пока так и не решилась, – рассказывает мать Игнатия. – Стесняется». Педагоги не настаивают, стараются найти для девочки тот вариант, при котором она будет чувствовать свою сопричастность происходящему, но не испытывать дискомфорта. В этот раз она рисовала декорации и помогала за кулисами: координировала артистов, придерживала занавес, направляла малышей. Но уже достижение: Лола выходила на сцену в общих хоровых эпизодах.
Еще одну девочку мы запомнили с прошлого спектакля, искали ее глазами среди актеров, но не нашли. Оказывается, Настя стала первой ласточкой, вылетевшей из гнезда «Покрова» в самостоятельную жизнь. Она реализовала свою мечту – поехала в Тобольск учиться иконописи. А недавно однокурсник сделал ей предложение. Не за горами свадьба. Мы очень за Настю рады и поздравляем ее и ее сестер.
Любовь творит чудеса
Воспитатели признаются, что среди их подопечных очень много отказниц – почти половина. «Детки проблемные, – рассказала Матушка Стефания. – Многих из них по несколько раз брали в семьи и возвращали обратно. Поэтому мы далеко не каждому, кто обращается к нам, рекомендуем оформить опеку. Понимаем, что ребенка вероятнее всего опять вернут. Со стороны кажется, что все они смирные и покладистые. Но это пока они здесь, хранимые Божьей благодатью. В миру с ними справиться будет сложно. Практически у всех девочек, которые к нам попадают, есть серьезные заболевания, патологии и проблемы развития. О некоторых наших воспитанницах даже врачи говорят, что это чудо. Чудо, что с тяжелейшими заболеваниями и аномалиями они разговаривают, читают и ходят в обычную школу, даже играют в театре».
«Ребенок, который живет в детском доме, нередко наделен комплексом неудачника, – добавила мать Игнатия. – И мы стараемся своих девочек избавить от него. Мы вместе поем, все дети танцуют и мы вместе радуемся их успехам. Мы не говорим – как это трудно. Мы говорим – как это здорово, что у тебя получается! Вот и сейчас мы поставили веселую сказку, практически мультик, о том, с чем нам постоянно приходится иметь дело – о Незнайке, который никак не может найти свое предназначение в жизни. Ведь детям очень тяжело осознавать свою несостоятельность в чем-либо. Они сразу хотят все бросить. А мы учим их терпению, трудолюбию, развиваем волевые качества».
Сегодня в детском доме живет тридцать девочек. Есть среди них и совсем малышки, которым по 3-4 года. Самой младшей актрисе, которая участвовала в постановке, не так давно исполнилось пять лет.
Матушки признаются, что у маленьких деток намного больше шансов, им проще адаптироваться к нормальной жизни, потому что они еще не успели перенять пагубных привычек и настрадаться, как старшие девочки, которые за свою короткую жизнь успели поменять несколько детских домов, а кто-то – и несколько семей. «У них вся душа в шрамах и разочарованиях, – дополнила мать Игнатия. – С ними бывает очень трудно. Но у кого сердце открыто, у тех все получается. Мы живем по законам семьи, любви и взаимопомощи. Старшие дети учатся любить младших и отвечать за них. Это поможет им в дальнейшем стать заботливыми матерями. У наших девочек нет сотовых телефонов. Они общаются друг с другом в реальности и занимаются реальными делами: читают книги, смотрят интересные фильмы, делают подарки, украшают свои комнаты и храм».
Но главное, что девочки действительно каким-то чудесным образом преображаются. И что интересно – от знания их непростых жизненных историй, о которых так не любят распространяться в монастыре, не становится тяжело на душе. Напротив – становится легче и светлее.
Смотрите фоторепортаж по теме: Рождественский мюзикл в монастырских стенах