МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Кузбасс

Кузбасский Шаляпин

19 марта отмечается 90-летие со дня рождения великого русского баса Бориса Штоколова

Единственный оперный певец, чей голос сравнивали с басом Федора Шаляпина, родом из Кузбасса. Его именем названа областная филармония, международный конкурс вокалистов. Многие, конечно, помнят его выступления. Борис Штоколов был музыкантом уникального дарования, с именем которого связаны ярчайшие страницы истории отечественной музыкальной культуры. Он пел с душой, с огромной душой, всего себя отдавая слушателям, пробуждая какие-то особенно затаённые и трепетные чувства.

«Всей своей жизнью на сцене я служил принципу «красотой спасется мир». Этой заповеди Достоевского должно отвечать всякое искусство», – говорил Борис Штоколов. Фото imgurl.argumenti.ru

Великий русский бас Борис Тимофеевич Штоколов родился 19 марта 1930 года в городе Кузнецке, ныне Новокузнецк. В семье все любили петь. Отец играл на гитаре, мать исполняла романсы в самодеятельности. «Я тоже напевал всё то, что слышал от отца и матери, – вспоминал Борис Тимофеевич. – Думаю, что воля, стремление во что бы то ни стало научиться петь перешли ко мне по наследству от отца». В 1936 году отца Бориса перевели в Горную Шорию, в Кузедеево. На него был написан донос, и, чтобы избежать ареста, семья спешно покинула село. Будучи человеком волевым, старший Штоколов стал биться за свое доброе имя, и ему вернули партбилет. В сентябре 1941 года он добровольцем ушел на фронт, в 1942 году погиб. Большую семью – мать и пятерых детей – брат матери забрал в Свердловск, где юный Борис стал петь, ходить на занятия эвакуированной Киевской детской хоровой капеллы.

Спасаясь от полуголодного существования, 12-летний мальчишка поступил в школу юнг Северного флота. «Все мы были тогда не по годам взрослыми, – вспоминал о тех временах сам Борис Тимофеевич. – В сражениях нам участвовать уже не привелось. Но когда после окончания меня направили на Балтику, у эсминцев «Строгий», «Стройный», крейсера «Киров» была такая богатая боевая биография, что даже я, не воевавший юнга, испытывал причастность к Великой Победе. Я был ротным запевалой. Но тогда, признаюсь, и не думал, что стану профессиональным певцом. Друг советовал: «Тебе, Боря, петь надо, поступай-ка в консерваторию!» А я отмахивался: и время послевоенное было нелегкое, да и нравилось мне на флоте. Своим появлением на большой театральной сцене я обязан Георгию Константиновичу Жукову. Было это в 1949 году. С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришёл к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и моё выступление. Волновался: впервые при такой большой аудитории. После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадёт. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать».

Еще в школе ВВС, на уроках в танцкружке Борис встретил свою будущую жену Надю, с которой в счастливом браке прожил 52 года. «Благодаря ее любви и моральной поддержке, – писал Штоколов, – я достиг того, что имею сегодня в искусстве пения». Учиться в консерватории оказалось непросто. Студент Штоколов постоянно занимался вокалом, многое изучал самостоятельно. Его кумиром был Фёдор Шаляпин. Борис часто слушал записи великого баса и перенимал его исполнительские приёмы, зачитывался советами другого известного певца – тенора Энрико Карузо. В общежитии Штоколова поселили с Юрием Гуляевым – впоследствии известнейшим исполнителем, который остался другом Бориса на всю жизнь. Учебу Штоколов совмещал с работой – разгружал вагоны, пилил и колол дрова, сбрасывал снег, подрабатывал электриком в драмтеатре, затем – рабочим сцены в оперном театре. Случайно был введен в спектакль, спев в эпизоде, и в 1951 году стал сначала стажёром, а затем солистом Свердловского театра, одного из ведущих театров СССР.

Всё чаще молодому, талантливому, трудолюбивому певцу доверяют ответственные партии. Одна из самых трудных партий басового репертуара – партия Гремина в «Евгении Онегине». Её побаивался сам Шаляпин! Штоколов оттачивает эту партию, совершенствует технические приемы пения, убедительно доводит до зрителей переживания своего героя. Одной из знаковых партий в репертуаре Штоколова становится партия Сусанина в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Как отмечали критики, индивидуальность певца и его исполнительская манера составили органичный образ крепкого русского крестьянина, настоящего патриота, отдавшего за Родину жизнь. Эта работа принесла Штоколову заслуженный успех и признание.

В 1958 году, после гастролей в Москве, которые в советское время были важными в творческой жизни любого театра, Борису Штоколову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вскоре он получил приглашение от Кировского театра. И вот, прослужив восемь лет в Свердловском театре, Штоколов начинает уже как солист Кировского, которому отдаст 30 лет. Он сразу же приступает к репетициям – это роль Бориса Годунова. «Это такая роль, которую можно играть всю жизнь и в конце концов сказать, что так и не нашёл то, чего искал», – говорил об этой работе певец. Штоколов вспоминал, как после генеральной репетиции к нему в гримёрную зашел Шостакович и поблагодарил за успешное выступление. И Штоколов вновь и вновь будет возвращаться к этому образу, неустанно работать над ролью. «Я понял навсегда, что для того, чтобы роль уродилась здоровой, надо долго-долго проносить её под сердцем, пока она не заживет полной жизнью», – этими словами Шаляпина Борис Штоколов постоянно руководствовался в своей работе. Критики отмечали получившийся поразительный по психологической глубине и тонкости образ Годунова, сильного правителя, искренне заботящегося о процветании государства, относили его к высоким достижениям советского оперного искусства. «Секрет Штоколова в том, – говорил Юрий Гуляев, – что у него душа поющая. И ещё – в его одержимой, фантастической преданности своему искусству. Он никогда не знал другой цели в жизни, кроме той, чтобы научиться петь. И той цели он всегда отдавал всего себя».

«Среди самых любимых моих ролей – Сусанин и Руслан, – вспоминал Б. Штоколов. – Это исключительно красивые и выразительные, но в то же время очень сложные партии, требующие осмысленного и одухотворенного пения, безупречного владения техникой». Роль Сусанина станет одной из знаковых его ролей. По мнению музыкальных критиков, здесь певец продемонстрировал не только высочайшую вокальную культуру, но сумел точно и глубоко передать мысли и чувства своего героя. Другой дорогой для него ролью была роль Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила». Сам Шаляпин эту партию считал исключительно трудной и спел её лишь один раз. «Русская опера близка мне по духу, – отмечает Штоколов. – в ней особенно ярко запечатлен русский характер, колорит, приметы жизни, природы – всё, что составляет столь дорогое нашему сердцу чувство Родины».

Вскоре Борис Штоколов становится известным певцом, а исполнение русской песни, романса, советской песни принесло ему всенародную любовь. В 1962 году он стал народным артистом РСФСР, в 1966 году, в 36 лет, Борису Штоколову было присвоено звание народного артиста СССР. Он также лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени.

«Хочется, чтобы меня слушали и хорошо принимали не только профессионально подготовленные музыканты, но самая широкая аудитория», – говорил певец. Начинает обширную гастрольную деятельность, неизменно исполняет русские народные песни, обращается и к городскому романсу, и слушатели отмечают необыкновенную теплоту, задушевность, тонкость и сдержанность, благородство передаваемых в голосе певца чувств. «Я никогда не пою русскую песню одинаково, – вспоминал певец. – Она как никакое другое произведение требует импровизационности, выражения того, что исполнитель чувствует в данный момент. Именно такое импровизационное исполнение затрагивает душу слушателя, вызывает сопереживание». Своими впечатлениями от гастролей Штоколова в Москве делился профессор консерватории В. Балашов: «Если бы певец исполнял в концерте только романс «Гори, гори, моя звезда», воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вас приковали к этому голосу – мужественному и нежному… Никакой фальши – ни в звуке, ни в слове. Каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает чудо». 

Борис Тимофеевич скончался 6 января 2005 года в Санкт-Петербурге, похоронен на участке Литераторские мостки Волковского кладбища. В 2008 году именем певца был назван паром. В 2019 году в доме по ул. Гаврской, 2 в Выборгском районе Санкт-Петербурга, где жил певец, по заказу Мариинского театра была установлена мемориальная доска из красного гранита с барельефным портретом Штоколова. Автор – скульптор Павел Игнатьев. Павел признается: «Когда я думал, как изобразить артиста, просмотрел много его фотографий. И в итоге представил, что Борис Тимофеевич будто только что отыграл концерт и оглядывается со сцены, смотря на своих зрителей. Так что это собирательный образ, который, я надеюсь, будет радовать всех, кто его знал и помнит до сих пор.» Ещё при жизни певца его именем была названа одна из малых планет – 7278 Shtokolov.

Борис Штоколов выступал в оперных театрах многих стран мира: в США, Испании, Италии, Швеции, Франции, Швейцарии, ФРГ, Венгрии, Австралии, Великобритании, Канаде, на Кубе, неизменно встречая теплый приём публики и восторженные отзывы прессы, причислявшей его к выдающимся деятелям оперного искусства. Объездил с гастролями Борис Тимофеевич и всю нашу страну. Где только ни побывал, но всегда с удовольствием посещал Кузбасс. Стоит ли говорить, насколько горячо принимала его публика! Ей импонировало полное отсутствие у прославленного певца эгоцентризма, он был прост и приветлив. В Кемерове Борис Тимофеевич был председателем жюри конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2000». «С большим энтузиазмом я поехал к землякам в Кемерово… Толпы людей все дни конкурса осаждали огромный зал, ясно показывая, что они истосковались по настоящему, классическому искусству песни», – вспоминал Борис Тимофеевич. В 2002 году он посетил фестиваль искусств «Родина звезды – Кузбасс», посвященном 60-летию Кемеровской области. Принял участие в презентации 11 и 12-го томов Всекузбасской Книги памяти. Борис Штоколов побывал в селе Кузедееве, пел в местном Доме культуры, дал концерты в городах области. «В эти дни я вновь обрёл свою сибирскую родину», – говорил Борис Тимофеевич. Ему было присвоено звание Почётного гражданина Кемеровской области. В 2003 году он принял участие в праздновании юбилея Кузбасса.

Борис Тимофеевич работал буквально до последних дней, выступал с концертами, скончался в январе 2005 года. В 2008 году имя этого выдающегося артиста было присвоено Государственной филармонии Кузбасса. В 2010 году вышла монография Г. Поплавского, посвящённая жизни и деятельности Б. Штоколова. В 2020 году конкурсу вокалистов имени Б. Т. Штоколова исполнилось 12 лет, он стал значимым событием в культурной жизни России. К 90-летию со дня рождения Б. Т. Штоколова в филармонии Кузбасса пройдут концерты и вечера музыки.

В год 60-летия певца «Советская культура» писала: «Голос Бориса Штоколова на слуху не одного поколения. Русская песня, старинный русский романс, огромные вокальные данные и богатырская стать певца составляли ту естественную гармонию, которая долгие годы привлекала на его сольные концерты и специалистов, и подлинных ценителей, и самые широкие слои обыкновенной публики. Не стремясь к популярности, не создавая заведомо «демократического» упрощённого репертуара, он стал певцом истинно народным. Талант такой самобытности, голос такого звучания, как у Бориса Штоколова, должен был стать достоянием всего мира. Он потряс нас трагедией царя Бориса. Да ещё романсом «Гори, гори, моя звезда…», который лучше Штоколова долго ещё никто не споёт».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах