Глобальная интернациональная стройка. Возведение заводов в рекордные сроки. Стахановские показатели. Угольная пыль, смешанная с потом. Преобразование мира, щедро оплаченное жизнями тысяч людей. История сурового индустриального Кузбасса - в искусстве с 1930-х годов до наших дней представлена в Третьяковской галерее на выставке "Даёшь Кузбасс!", приуроченной к 300-летию угольного региона.
Фото: Администрация правительства Кузбасса, Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Открывают выставку огромные шахтерские портреты современного художника, уроженца Кузбасса Ильи Гапонова. Илья окончил художественную школу в Кемерове, а высшее образование получал в Санкт-Петерьбурге, а затем - Париже. Своих шахтеров Илья написал техническим материалом - кузбасслаком. Это раствор каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород. Одну из картин Гапонова губернатор Кузбасса Сергей Цивилев решил подарить Третьяковской галерее.
Замфира Трегулова - генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Специально к выставке Илья Гапонов создал мурал (монументальное живописное произведение) «Кузбасс параллельный», который размещен в фойе Новой Третьяковки.
Выставка дополнена уникальным фоторепортажем Спиридона Бывшего со строительства Коксохимзавода в Кузбассе.
Центральным экспонатом выставки стало монументальное полотно украинского мастера Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником после командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Точнее, после путешествия в Прокопьевск Нюренберг создал триптих, но удалось представить только центральную часть работы, отреставрированной специально для выставки. На ней изображены рабочие, которые идут в рудники.
Плакат именитого мастера Александра Дейнеки «Даёшь Кузбасс!» вынесен на афишу выставки. Его в единственном экземпляре нашли в Российской государственной библиотеке. Графика изображает армию рабочих на фоне фантастических индустриальных построек.
С 1960-х годов тема «Человек – город – завод» становится центральной в региональном искусстве. Иннокентий Кузнецов "Грабари на Кузнецкстрое" (1968), Музей изобразительных искусств Кузбасса.
Художники прошлого века стремились выразить пафос своего времени в крупных и лаконичных произведениях, в центре которых находился человек труда. В истории искусства эти работы объединены общим понятием «суровый стиль» — от сурового выражения лиц героев, готовых к новым великим свершениям, полных решимости и уверенных в своих силах.
Экспозиция лаконичных индустриальных гравюр.
Иван Юшков "Сибирь – моя Родина", 1979г. (справа). Музей изобразительных искусств Кузбасса.
Павел Отдельнов "Конструкция", 2008г. Входит в цикл индустриальных работ художника. Павел Отдельнов отправился в Новокузнецк и в течение двух недель собирал материал для создания своего цикла. Поражают масштабы изображенной индустрии – дым, раскаленная сталь, станки и механизмы. Но вначале удивляет отсутствие людей: художник исключил человека, главного героя в его произведениях нет. Вместо него - индустриальная громада: цеха, машины, гигантские фрагменты воспринимаются как некое исполинское кладбище доисторических монстров.
Хрестоматийная картина Петра Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1» из коллекции Третьяковской галереи.
Алексей Гландин "Трудовые люди Кузбасса", 1964г. Новокузнецкий художественный музей.
Александр Кирчанов "Дочь Салаирского края", 1968г. Музей изобразительных искусств Кузбасса.
Выставка "Даешь Кузбасс!" стала самой крупной тематической выставкой, посвященной индустриальному развитию нашего региона. В июне часть работ приедет в Кемеровскую область и будет представлена на региональных площадках.
Открывают выставку огромные шахтерские портреты современного художника, уроженца Кузбасса Ильи Гапонова. Илья окончил художественную школу в Кемерове, а высшее образование получал в Санкт-Петерьбурге, а затем - Париже. Своих шахтеров Илья написал техническим материалом - кузбасслаком. Это раствор каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород. Одну из картин Гапонова губернатор Кузбасса Сергей Цивилев решил подарить Третьяковской галерее.