Оказывается, Бах очень любил пошутить. Вот так, шутя, он виртуозно наигрывал свои мелодии в одной кофейне, замечая, что любимый им напиток не особенно популярен у немцев. Женщинам воспрещалось пить кофе, потому что якобы от употребления напитка у них не будет детей. Да и вообще вкус кофе бюргеры полагали напоминающим запах старой обуви и сажи. Бах взялся доказать, что это не так.
И написал одну из самых известных «реклам» кофе – «Кофейную кантату». Музыковеды называют ее одним из самых ироничных произведений. Она была представлена главным музыкальным блюдом кофейного вечера.
Истории из жизни гения музыки сменялись историями из «жизни» кофе. Гостям, дегустировавшим напиток, рассказывали о произрастании кофе, его транспортировке, методах оценки вкуса и аромата. Кофейные деревья по-разному защищают себя от негативных воздействий среды, отсюда особый состав видов кофе и различный вкус. Самым ярким и чистым по вкусовым качествам считается арабика.
Весь вечер звучала музыка Баха. В исполнении солиста Музыкального театра, лауреата международных конкурсов Вячеслава Соболева и артистов камерной группы оркестра прозвучала «Аве Мария» Баха-Гуно, произведение, которое включают в свой репертуар все ведущие тенора мира.
Артисты камерной группы оркестра подарили слушателям «Инвенции» Баха – небольшие пьесы, фантазии, которые сочинил композитор, обучая своего старшего сына. Кстати, за правильный ответ на вопрос о количестве сыновей Баха ведущая вечера Ольга Карасёва вручила приз – пригласительные билеты на ожидаемую в декабре мировую премьеру мюзикла известного композитора Кима Брейтбурга «Рок» по роману Бальзака «Шагреневая кожа».
Поиграв и получив призы, гости перешли к прослушиванию знаменитой «Кофейной кантаты». Вячеслав Соболев представил Рассказчика, который предупреждает: «Schweigt stille, plaudert nicht». «Будьте тихи, не разговаривайте» – таков буквальный перевод названия кантаты. Солисты пели на языке оригинала, поэтому в программках имелся русский перевод.
Нужно быть тихими, потому что идет страшно злой папа – герр Шлендриан-Ретроград (Олег Маликов), недовольный любовью его дочери Лизхен (Татьяна Павлова) к кофе. Цель отца – оградить дитя от тлетворного влияния коварного напитка и восстановить собственное влияние на непокорную дочь.
Лизхен абсолютно убедительна – она любит, но вот только ли кофе? Татьяна Павлова ослепительно хороша в исполнении красивейшей партии этой кантаты – самой сладкой арии в мире.
В постановке режиссера концерта Михаила Сабелева влюбленным помогает кофейный ангел (артистка балета Евгения Жарких), ниспускающий с небес третьего этажа театра увесистый мешочек ароматного напитка. Нужно же обращать отца в кофейную веру
Понятно, что главное наказание для молодой девушки – остаться старой девой. Папа идет на эту крайнюю меру, заявляя: не откажешься от кофе – не выйдешь замуж! Сей конфликт Бах обрисовал музыкально: тема отца – немецкая, а у дочери – мотивы итальянские. В арии Шлендриана композитор, по утверждению музыковедов, пишет автопародию, подшучивая над строгими законами многоголосного письма, полифонией стиля.
Задача влюбленных – уговорить папеньку попробовать кофе, проникнуться вкусом и по-иному посмотреть на вещи, на людей, заметить, наконец, в симпатичном Рассказчике неплохую партию для любимой доченьки. Папенька согласился.
«Барочная музыка – моя страсть, – говорит дирижер театра Анастасия Тузова. – Это начало начал. Главное – сохранять принцип исполнения: быстрый смычок, особое извлечение звука, когда у каждого звука есть начало, продолжение и окончание, соблюдать законы музыки барокко, разбирать каждый такт». Неудивительно, что завораживающая музыка эпохи барокко ныне столь популярна. Над ней не властно время, которое она силой своей притягательной красоты способна поворачивать вспять.
И написал одну из самых известных «реклам» кофе – «Кофейную кантату». Музыковеды называют ее одним из самых ироничных произведений. Она была представлена главным музыкальным блюдом кофейного вечера.